Связанный руками бюджет

11 ноября в зале заседаний Народного собрания РД прошли публичные слушания по проекту Закона «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов».

Председательствовал на слушаниях председатель Комитета НС РД по бюджету, финансам и налогам Марат Ильясов. Он, сидя в окружении вице-спикеров НС РД Юрия Левицкого и Сайгидахмеда Ахмедова, объявлял докладчиков.

Об основных показателях проекта бюджета доложил врио министра финансов РД Юнус Саадуев: прогнозируемый объём доходной части республиканского бюджета на 2022 год составит около 158,5 млрд рублей, объём расходной части – 172,6 млрд рублей, дефицит более 14 млрд.

Саадуев изложил и другие многообещающие цифры, отметив, что более80 % средств направляется на социальное обеспечение и заключил, что «проводимая политика исключает риски для бюджета республики и обеспечивает его сбалансированность».

Важным достижением в формировании бюджета этого года, считает министр финансов, является повышенная почти в 14 раз сумма, выделенная на обеспечение лекарством льготников. В 2017 году объём этих средств составлял 167 млн рублей, а на 2022 год запланировано 2,8 млрд рублей (из них 500 млн предоставляет бюджет РФ).

Однако, как говорит Саадуев, средств на капитальный ремонт объектов здравоохранения не хватило. «Связаны руками и…», – сказал Саадуев, имея в виду, что «связаны по рукам и ногам», и средства на капремонт пока не рассчитаны, но надеются на дотации. Эту мысль повторила врио министра здравоохранения РД Татьяна Беляева, говоря о необходимости около 1,5 млрд рублей на капитальный ремонт и 2,2 млрд на материально-техническое обеспечение медучреждений.

Депутаты и приглашённые активно предлагали варианты того, на что желательно было бы потратить республиканский бюджет.

Так, депутат НС РД Эсенбулат Магомедов интересовался вопросом постановки на государственный учёт частных домов.

«Я думаю 60% домов не находятся на учёте. Мы говорим о пополнении налогов, но есть малоимущие и безработные люди. А чтобы поставить дом на соответствующий учёт, нужны существенные деньги. Как они должны это делать? У меня есть предложение, мы можем дать на это 200 –300 млн и через год уже будет результат», – уверен Магомедов.

Врио министра финансов согласился с депутатом в той части, что вопрос является актуальным и обещал его рассмотреть. Что касается незарегистрированных в городах и районах должным образом зданий, то тут Саадуев более пессимистичен: в тени 70–80% домов.

Депутат НС РД Гасан Османов напомнил министру, что ранее для получения субсидий на оказание содействия в обеспечении жильём людям с ограниченными возможностями нужно было представить в Минстрой РД банковскую выписку об имеющихся у них на счету 750 тысячах рублей.

«Сейчас от того, что получили 307 млн рублей на получение жилья для людей с ограниченными возможностями, будет ли этот критерий сохраняться или будет пересмотрен, потому что не у всех инвалидов есть такая сумма на счёте», – спросил депутат.

Саадуев наличие проблемы подтвердил и ответил: «С первым заместителем председателя правительства мы, может, внесём в этот нормативный акт изменения».

Заметно выступил депутат НС РД Сагид Сагидов. Вначале он затронул вопрос о снижающейся доходной части бюджета (в 2021 году составляла 159 млрд, а в 2022 году уже 158 млрд.): «Видна тенденция на уменьшение доходной части бюджета. К 2022 годах на 1 млрд, а в 2023 году (по прогнозу) на 6 млрд».

Он рассказал, что, будучи депутатом, избранным от столицы Дагестана, провёл сравнение бюджета Махачкалы с другими крупными российскими городами с численностью более 500 тысяч человек.

«Анализ показывает, что Махачкала очень обделена вниманием. Бюджет в 2021 – 2022 годах составлял 11 млрд. Более того, удивительно то, что население столицы по официальным данным составляет 604 тысячи человек, а в реальности в городе миллион и более, мы все это знаем и видим. Колоссальный разрыв между официальной и реальной статистикой. Я взял за основу бюджет городов-«середняков» для анализа. Бюджет Тюмени с населением 817 тысяч составляет на 2021 год – 32 млрд рублей. Становится ясно, что город Махачкала с прилегающими к нему огромными посёлками – Ленинкент, Семендер, Хушет, нуждаются в более достойной финансовой обеспеченности, учитывая статус города», – заявил Сагидов.

Опираясь на свой анализ, депутат заявил о необходимости выделения столице дополнительных пяти, а ещё лучше 10 млрд рублей. Это позволит решить злободневные вопросы города. «Мы здесь сидим, завтра дождь пойдёт и весь город будет утопать. Вопросы из года в год не решаются. Давайте решим все социальные вопросы», – призвал депутат коллег. Правда, где взять столько нефти и газа как в Тюмени, не уточнил.

Саадуев ответил, что несмотря на снижение доходной части, в течение года Дагестан получает федеральные субсидии, «поэтому бюджет будет наращиваться». А что касается Махачкалы, то врио министра уверен, что у города большой налоговый потенциал и предложил Сагидову провести анализ сбора налогов с тех городов, которые он привёл в пример.

«Вы просто изучите бюджет», – обратился он к депутату. На это Сагидов высказался, что необходимости в изучении бюджета нет, так как всё наглядно: «Транспорт, ЖКХ, дорожное хозяйство – всё разваливается и без денег ничего не делается!»

Дискуссию депутата и врио министра прервал Марат Ильясов. Он передал слово общественному деятелю Алиасхабу Хархачаеву, который в свою очередь заинтересовался вопросом акцизов на алкогольную продукцию. В обсуждаемом проекте бюджета указано, Дагестан в 2022 году планирует собрать 1,3 млрд рублей.

Хархачаев убеждён, что учитывая объём выпускаемой в регионе алкогольной продукции, «здесь должна быть цифра 25 млрд рублей» и это значит, что из Дагестана деньги утекают «левыми» путями и «это нужно контролировать». Общественник отреагировал и на заложенные в бюджет средства на социальные нужды. «Это копейки…С таким бюджетом мы эти (социальные) вопросы решить не сможем», – уверен он.

Были и другие вопросы, поэтому покинуть трибуну НС РД Юнус Саадуев смог только по истечении почти часа.

Его сменил врио министра экономики РД Руслан Алиев. Тот неспешно рассказывал о прогнозах положительной динамики в ВРП, о запущенных производственных объектах и «невысоких, но стабильных» темпах развития сельского хозяйства.

Депутат НС РД Мухтарпаша Умаханов поинтересовался у докладчика, как обстоят дела с обеспечением социальными объектами городов и сёл, а также со средствами, которые республиканский бюджет каждый год оказывается не способен освоить по причине «несвоевременной разработки проектно-сметной документации и выделении земельных участков».

Как доложил Алиев, на разработку этой самой документации в этом году выделено 634 млн рублей, а что касается соцобъектов, то он заверил, что «проводится анализ», но многие объекты невозможно возвести, «потому что нет права собственности на земли». В пример он привёл возведение десяти школ, при строительстве которых спустя приличное время выясняется, что отсутствует право собственности на участки, а почему разрешение дали – неизвестно.

«Казначейство после проверок запретило без проектной документации включать объект в инвестиционную программу», – пожаловался врио министра.

Есть проблемы и в поддержке обеспечения сельских поселений инженерными объектами, но на следующий год выделено только 18 млн. А всё почему? «Потому что мы не завершили объекты, которые ранее были нам даны (около 1 600 объектов)», – говорит Алиев.

Он же крайне неудовлетворён работой глав муниципальных образований, сетовал на то, что субсидии, выделяемые на поддержку горных территорий, не осваиваются.

«Я уже двадцатое письмо написал сегодня главам МО. В прошлом году было 60 млн. Не освоили. В этом – 75 млн. Активно участвует Ботлихский район, и 3 субсидии получил Дахадаевский», – говорит Алиев.

Тем не менее, он списал такую пассивность в районах на отсутствие осведомлённости и отчётности на местах и обещал «стараться» помогать и развивать. К примеру, об отчётности: министр рассказал, что в районах не проводится инвентаризация дорог, за которые они получают денежные средства.

 «Практически 90% муниципальных образований и городских округов не проводили инвентаризацию с 2011 года и не обновляли статистику в Дагстат. Там значительные деньги, которые мы оставляем из-за своей халатности», – обратился он к присутствующим.

Сагид Сагидов обратился к Руслану Алиеву сразу с предложением. «Вы, наверное, в курсе, что в этом году очень сильно подорожали стройматериалы. Все строящиеся объекты встанут. По федерации эти цифры индексировали, в Дагестане не индексированы, нормативно-правовой акт не выпущен и по тем объектам, которые строятся, и по тем, которые мы планируем построить. Мы закладываем (в бюджет) новые объекты строительства по старым ценам, а откуда возьмётся дополнительное финансирование», – задал неудобный вопрос Сагидов. Он же предложил неудобное решение: исключить из бюджета некоторые объекты, чтобы полноценно достроить хотя бы остальную часть.

Алиев же заявил, что «нужно учиться работать с проектной документацией, чтобы достойно выглядеть на федеральном уровне»… ]§[

 

Номер газеты