Порт и стратеги

В Дагестане высокая безработица и падают реальные доходы населения. Увеличиваются тарифы на ЖКХ, общественный транспорт и уменьшаются возможности для ведения малого и среднего бизнеса.

Обязанностей становится всё больше и больше, а прав – всё меньше и меньше. Слов и обещаний – много, реальных дел – мало.

Сообщения органов власти ответы на эти обстоятельства не дают. У них свой мир. Читаешь их и кроме шаблонной фразы: «Как же они далеки от народа!» – ничего на ум не приходит.

Вот, к примеру, 15 марта в Дагестане был министр по делам Северного Кавказа Сергей Чеботарёв. Ему первый вице-премьер Гаджимагомед Гусейнов доложил, что Махачкалинский морской торговый порт загружен на 25% от своей мощности, а «в правительстве Дагестана есть понимание того, что предложения касательно инфраструктуры должны опережать спрос» и «вопрос о развитии портовой инфраструктуры (из-за возможного роста перевалки грузов) может стать весьма актуальным».

Как отреагировал Чеботарёв? Предложил строить ещё один порт. Не простой, а «специализирующийся на  железнодорожных грузах». И, чтобы слушающим этот прожект людям было легче кивать, министр сказал: «Данный вопрос имеет большое политическое и геополитическое значение».

На Каспии три российских порта: Астрахань, Оля и Махачкала. Астрахань имеет пропускную способность 10 млн тонн в год, Оля способен пропустить 1,5 млн т, а мощность махачкалинского порта заложена на 9 млн т грузов. И ни один порт не загружен на полную мощность!

В прошлом году Махачкала перевалила 2,47 млн т, Астрахань – 1,91 млн т, а Оля – 421 тыс. т. В первом квартале этого года у Махачкалы высокий грузооборот (рост на 17,6%), а порты Астрахань и Оля – нет. Неиспользуемый запас мощности этих портов – более 15 млн тонн в год.

Министр, конечно, мыслит широко и глобально, но… зачем Дагестану очередной порт? Зачем на Каспии ещё один российский порт? Что переваливать собираетесь? Или необходимо экстренно освоить бюджетные миллиарды? И жаль, нет в словах министра ясности, что важнее: чтобы новый порт, через железную дорогу, соединялся с НМТП, или чтобы грузы шли через Гудермес?

А в стороне – без должного финансирования и внимания – остаются хоть и не стратегические, но не менее важные вопросы: реальное создание рабочих мест, здравоохранение, образование, дороги. Главное – большие проекты для туманного будущего… ]§[

Номер газеты