Подъём с переворота…

На прошлой неделе, 11 апреля, соседнее государство – Азербайджан – определялось со своим президентом на всенародных выборах. Плебисцит, согласно прописанным в Конституции АР формальностям, должен был определить, кто из восьми кандидатов достоин семь лет вести Азербайджан к светлому будущему…

Сюрприза не произошло: официальные результаты выборов, которые без объяснения причин проходили досрочно, показали, что действующий и неоднократный глава Азербайджана Ильхам Алиев является абсолютным и безальтернативным победителем. За него, если верить ЦИК Азербайджана, проголосовали 86,22% избирателей. (На выборах 2013 года за него проголосовали 84,54% избирателей.)

Его конкуренты, основная задача которых была, если верить репортажам российских телеканалов, занять второе место, чтобы при личной встрече с Алиевым поделиться с ним своими идеями по улучшению ситуации в стране, набрали на семерых 12,64%...

18 апреля Ильхам Алиев прошёл процедуру инаугурации, поклявшись служить стране на Конституции и Коране, и вступил в новую старую должность, но уже не на пять, а на семь лет. Во власти Алиев находится 15 лет и уже трижды (если не считать выборы, прошедшие 11 апреля) избирался в президенты, а до этого 10 лет Азербайджан возглавлял его отец – Гейдар Алиев.

Вполне понятные и привычные для постсоветского политического пространства результаты не совсем устроили местную оппозицию и ОБСЕ.

В Баку даже прошёл митинг, где собралось 1,5 тыс. человек, протестующих против нарушений на выборах, а представитель ПАСЕ Виорела Риседа Бадеа заявил, что «в политической обстановке, где демократические принципы скомпрометированы, а верховенство закона не соблюдается, справедливые и свободные выборы невозможны».

Можно констатировать, что выборы президента в Азербайджане прошли в том же духе, что и выборы президента России в Дагестане. Видимо, поэтому первые поздравления, среди прочих, в адрес Ильхама Алиева пришли от президента России Владимира Путина, врио главы РД Владимира Васильева, экс-главы Госсовета РД Магомедали Магомедова. А наиболее красочные и витиеватые, как отмечают журналисты республиканских изданий, от депутата Госдумы Гаджимета Сафаралиева. А спикер Народного собрания Дагестана Хизри Шихсаидов присутствовал в Баку в качестве международного наблюдателя.

По данным «ЧК», дагестанское руководство уже формирует делегацию во главе с Васильевым для визита в соседнее государство и обсуждения насущных проблем в регионе. Как ожидается, стороны обсудят инвестиции Азербайджана в экономику Дагестана, в частности, в строительство крупных тепличных комплексов…

 

А могло быть…

 

…иначе. Примерно шесть лет назад, в сентябре 2012 года, небольшой, но довольно представительной группой азербайджанцев (граждан России) было объявлено о создании САОР –  Союза азербайджанских диаспоральных организаций России. В числе учредителей САОР были экс-вице-премьер АР Аббас Аббасов, глава ФКНА «АзерРосс» Союн Садыхов, президент гильдии нотариальных контор России Натиг Агамиров, кинорежиссёр Рустам Ибрагимбеков, президент компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов, глава холдинга «Крокус» Араз Агаларов, совладелец холдинга «АСТ» Тельман Исмаилов, бизнесмен Искендер Халилов, а также Рамазан Абдулатипов, на тот момент являвшийся депутатом Госдумы.

Появление этой структуры не на шутку встревожило официальный Азербайджан, назвавший создание САОР нецелесообразным, а также шагом, не служащим единству и солидарности азербайджанцев, проживающих в России. Впоследствии оппозиционные СМИ Азербайджана, а затем и официальные, стали называть САОР – клубом миллиардеров. За деятельностью САОР стали видеть руку Кремля, желающего повлиять на выборы президента Азербайджана 2013 года.

Источники «Черновика», близкие к официальному Баку, вспоминая события тех лет, заявляют, что рациональное зерно в страхах Азербайджана было. По их сведениям, в тот период отношения между Путиным и Алиевым охладились, после того как в руководстве России пришли к мнению, что Азербайджан больше ориентирован идти по пути Грузии, налаживая активные связи с США, Израилем, Турцией…

В качестве лица, передавшего эти данные лично Путину, называют однокурсника российского президента, чья история дружбы с ним составляет более 40 лет, Ильгама Рагимова. Сформированное относительно Алиева мнение дало своего рода отмашку структурам, ответственным за формирование региональной политики и… так появился проект, объединяющий влиятельных азербайджанцев, противопоставляющих (не открыто) себя официальному Баку, и показывающий Ильхаму Алиеву, что престолонаследие – понятие крайне шаткое и порой напрямую зависит от поддерживающих его или нет соседних политических режимов.

Трудно сказать, какую цель первоначально преследовал этот проект: понизить авторитет Ильхама Алиева перед местными избирателями или же совсем снести его, но в СМИ в качестве вероятного кандидата в президенты Азербайджана стала продвигаться фамилия кинорежиссёра Рустама Ибрагимбекова.

В то же время участники САОР активно объявляли в СМИ, что никакого отношения к ним Кремль не имеет. В частности, Ибрагимбеков, говоря о ситуации вокруг САОР, заявлял, что «Аббасов хочет встретиться с президентом Ильхамом Алиевым и убедить, что САОР не направлен против него, но его не принимают».

«Россия хотя и не демократическая страна, но ситуация не настолько плохая, чтобы власти вмешивались в дела диаспорских организаций. С другой стороны, я абсолютно независим, и мне незачем участвовать в каких-то прокремлёвских проектах», – заявлял в СМИ Ибрагимбеков. В последующем он отказался от гражданства России, чтобы принять участие в выборах президента Азербайджана, но на каком-то этапе власти АР отказались его регистрировать…

Проект, как говорят источники «ЧК», отразился и на Дагестане: так как проект по сносу Алиева предполагался широкомасштабный, то в качестве главы приграничной к Азербайджану республики назначили Рамазана Абдулатипова, заменив лояльного к семье Алиевых Магомедсалама Магомедова (в настоящее время замруководителя АПР – «ЧК»). Ему кураторы, по некоторым сведениям, отвели роль политика, способного поднять протесты в среде аварцев и лезгин, исторически проживающих на севере и на западе Азербайджана и мобилизовать их для будущего политического удара по позициям Алиева. Одновременно с этим произошло небольшое наращивание сил Минобороны в Армении…

Как утверждают собеседники газеты, Ильхам Алиев, видя, как разворачивается международная обстановка, стал искать встречи с Путиным. В конечном итоге в середине 2013 года ему удалось, как поговаривают, через того же Ильгама Рагимова, убедить главу России, что союзнические отношения он рвать не намерен. Неизвестно, какие аргументы им приводились, чтобы убедить Путина в искренности президента АР, но глава России этому поверил и накануне выборов руководителя соседнего государства, в августе, посетил Азербайджан.

Визит Путина в Азербайджан, а также примечательный момент, связанный с тем, что в составе российской делегации не оказалось Рамазана Абдулатипова, «Черновик» описывал в статье «Встреча без «сигналов»?» (№31 от 16.08.2013 г.). Тогда мы сообщали, что одновременно с прибытием Путина (13 августа) к берегам Азербайджана приплыли военные корабли. На один из них, «Дагестан», Путин и Алиев впоследствии поднялись.

 

Переигровка

 

Визит Путина в Азербайджан, заверения Алиева в том, что союз двух государств крепок как никогда, показали, что проект «Клуба миллиардеров» можно сворачивать в силу его ненужности, а на тот момент врио главы Дагестана Абдулатипову (его должны были избрать в НС РД 8 сентября 2013 года) нужно налаживать дружеские и добрососедские отношения с Ильхамом Алиевым.

В конечном итоге САОР фактически распался, а те, кто входил в его состав, вынуждены были уже самостоятельно налаживать (восстанавливать) отношения с Ильхамом Алиевым. К примеру, Аббас Аббасов в рамках 7-го внеочередного съезда ОО «ФНКА АзерРос», проходившего 20 февраля 2015 г. в Московском Доме национальностей, заявил: «Сегодня наступил такой период, когда одно моё имя в определённых кругах −не в России, а, к сожалению, на моей родине, которой я отдал много лет своей жизни, вызывает негатив. Я не хочу терять свою связь с Азербайджаном. Там похоронены мои отец и мать, мои деды и прадеды. Я всегда за мир. Всегда относился к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с уважением. И сегодня это всё остаётся неизменным. Участвуя в выборах, я голосовал за него…»

Казалось бы, сворачивание проекта САОР, отчасти благодаря которому к власти в Дагестане пришёл Абдулатипов, должно было отразиться и на нашей республике. Отметим, что за небольшой срок нахождения у власти Абдулатипов уже стал объектом серьёзной критики и поэтому отсутствие его в составе делегации (см. выше) воспринималось как повод для его скорого освобождения от должности. Однако этого не произошло. По данным «Черновика», в течение срока правления Абдулатипова на него как минимум дважды в администрацию президента России направлялись материалы, ставящие под сомнение необходимость держать его на посту главы субъекта РФ. Однако, как уверяют источники «ЧК», каждый раз ход этим материалам блокировался тогдашним куратором внутренней политики страны, первым замруководителя АПР Вячеславом Володиным. И только после перехода Володина из АПР в Госдуму региональный правитель потерял опору в коридорах власти…

Абдулатипов сумел подружиться с Алиевым так, что получил орден «Дружбы» АР

 

Будем дружить…

 

Но это произошло потом. А в конце 2013 года Абдулатипов, готовящийся свергать соседа, оказался в неловкой ситуации: был приказ воевать, а сейчас надо дружить… Выход нашёлся довольно быстро: стали налаживаться контакты с предпринимателями соседней республики, улица Дербента была срочно и со скандалом переименована в честь Гейдара Алиева, а в парке этого города появился памятник Низами Гянджеви. Потом празднование 120-летия со дня рождения Азиза Алиева (дедушки Ильхама Алиева, руководившего Дагестаном в 1942–1948 годы) с ремонтом одноимённой улицы и открытием памятника в его честь…

Одновременно с этим Абдулатипов стал чаще посещать Азербайджан, особенно город Нафталан, чьи санатории пришлись ему по душе.

Особо стоит отметить то, что именно в этот период Рамазан Абдулатипов фактически продолжал вести тонкую, но очевидную двойную игру, когда всеми своими ресурсами навалился на главу Дербентского района Курбана Курбанова, который вслед за своим отцом, Сеидом Курбановым, продолжал нести функции самого мобильного моста во взаимоотношениях между Азербайджаном и Дагестаном и далее с Москвой.

В роли решающей политической палицы в борьбе с Курбановым Абдулатипов вполне успешно использовал одного из самых своих доверенных лиц – Рамазана Алиева.

Примечательно, что первые визиты Рамазана Алиева в Дербентский район носили чисто «куначеский» и доброжелательный характер. Поговаривают, что именно в Дербенте он, по настоятельному требованию шефа сначала в крепости «Нарын-Кала», а затем в одном из городских ресторанов, обрёл (узаконил) своё повторное счастье.

Однако раз за разом визиты в Юждаг становились всё более планомерно «убийственными» для Курбанова и в итоге обернулись для него не только опалой, но и реальным уголовным преследованием. Это при том, что бывшему главе района продолжал оказывать всяческую морально-политическую поддержку президент Азербайджана.

Ровно через три года федеральный центр сместил Абдулатипова с должности главы Дагестана, однако политические семена, посеянные им, дали не только всходы, но и рост. К примеру, тот же Рамазан Алиев при нынешнем республиканском руководстве даже прилично укрепился в полномочиях и власти. А между Махачкалой и Каспийском, в одном из живописных прибрежных районов, то и дело сверкает медная крыша шикарного особняка куратора по сбору налогов в Дагестане… ]§[


Владимир Путин показал Ильхаму Алиеву перспективу в виде «Дагестана»...

«Путина в поездке сопровождали министр иностранных дел Сергей Лавров, министр экономического развития Алексей Улюкаев, помощник президента РФ Юрий Ушаков и замдиректора Четвёртого департамента стран СНГ МИД РФ Владимир Серёгин.

Отсутствие в составе делегации Абдулатипова вновь дало повод для рассуждений и слухов о том, что врио главы республики оказался за бортом в буквальном и переносном смыслах, так как в предыдущие визиты первых лиц России в Азербайджан их всегда сопровождал глава Дагестана. Первоначально ожидалось, что Путин прибудет в Баку на «Дагестане», поэтому ждали, что по трапу спустится и Абдулатипов. Тем более что одним из шести документов, подписанных в ходе рабочего визита Владимира Путина в Азербайджан, было межправительственное соглашение о строительстве автомобильного моста через реку Самур в районе пунктов пропуска «Яраг-Казмаляр» (РФ) – «Самур» (АР).

Однако, по слухам, Абдулатипов не попал в состав российской делегации по просьбе азербайджанской стороны, несколько остро воспринимающей его участие в «Союзе миллиардеров» (Союз азербайджанских организаций России). По мнению Баку, данная структура является оппозиционной по отношению к правлению Алиева и специально создана для смены власти в Азербайджане. Заметим, что первоначально в списке российской делегации был и министр обороны России Сергей Шойгу, но и он почему-то в состав делегации не попал…»

«Встреча без «сигналов»?»

(«ЧК» №31 от 16.08.2013 г.)

Номер газеты