Отчётливый позитив Артёма Здунова

Ещё в 2017 году, когда Владимир Васильев возглавлял Дагестан в статусе врио, депутаты республиканского Народного собрания внесли в Конституцию РД поправку, требующую от председателя правительства ежегодно отчитываться перед ними. В 2017 и 2018 году полноценного отчёта не случалось: то конец года, то премьер ещё не был утверждён, а отчитываться за тот период, когда правительством руководил Абдусамад Гамидов, желания не было.

В этом году всё было иначе: есть премьер­министр Артём Здунов, есть громкие заголовки официальной прессы, рассказывающей о достижениях кабинета министров, есть депутаты, готовые «требовать» отчёта…

Здунов рассказал, что стратегическая задача правительства – это выход на среднероссийские значения по основным показателям социально­экономического развития. Пока же меры в бюджетной и налоговой сферах позволили в 2018 году увеличить собственные доходы бюджета РД на 5 млрд рублей, сократить госдолг республики на 2,4 млрд рублей, увеличить объём республиканской инвестиционной программы в пять раз.

 

Бой с тенью…

 

Благодаря борьбе с теневой экономикой, сплошной постановке на налоговый учёт экономических объектов удалось увеличить объём налоговых доходов Дагестана на 4,5 млрд рублей. На 8,2%, то есть почти на 3 тысячи единицы, удалось увеличить число субъектов малого и среднего предпринимательства. Некоторые секторы строительства, производство обуви, кожаных изделий, мебели, оптовая и розничная торговля и пр. продолжают быть в тени, но с ними ведётся аккуратная работа…

«Совместно с министерством финансов России достигнута договорённость о сохранении налогов, которые поступят от постановки предприятий на учёт, в республиканском бюджете», – заявил Здунов, видимо, не забывая об обещании магната Сулеймана Керимова сделать финансовые вливания в экономику Дербента в пределах 5 млрд рублей. Эти возможные деньги Здунов назвал средствами «для нашего роста и развития». Аналогичную работу он проводит в части «легализации дополнительных доходов естественных монополий». Почему нельзя было сказать просто: «Мы заставим заправки платить налоги и сборы в полном объёме», осталось непонятным. Возможно, для солидности. Отчёт председателя правительства всё­таки…

«ЧК» и раньше обращал внимание на то, что постыдное слово «дотации» пропало из лексикона нового руководства РД. Сегодня его ни разу не произнёс ни Здунов, ни другие политики. Теперь дотации называют по­другому, в том числе «привлечение федеральных средств». Благодаря увеличению доверия федеральных органов власти к республике в Дагестан были привлечены федеральные средства на 8% (6 млрд рублей) больше, чем в прошлом. А участие Дагестана в 48 федеральных проектах в этом году позволит привлечь более 14 млрд рублей.

Отдельно правительством Здунова разработан документ федерального уровня – проект распоряжения Правительства РФ, содержащий перечень мероприятий социально­экономического развития РД на 2020–2025 годы. «В нём мы чётко напишем, сколько нам нужно средств для развития инфраструктуры, какую мы инфраструктуру должны развивать, чтобы наши вопросы стали вопросами именно федерального уровня», – говорит Здунов. По его словам, проект получил поддержку министра экономического развития РФ Максима Орешкина. В том случае, если премьер­министр России Дмитрий Медведев подпишет этот проект, Дагестан сможет построить более 100 школ и 100 детских садов, ликвидировать трёхсменный режим обучения, построить 43 объекта здравоохранения, объекты культурной, спортивной и туристической инфраструктуры. Но это новости возможного будущего. Пока же, по итогам 2018 года, введены в эксплуатацию 19 школ, 20 детских садиков, газовые и водопроводные сети, построены и отремонтированы дороги (270,8 км) и мосты (287,4 пог. м).

 

Не потерянные деньги

 

Рассказывая, как у Дагестана обстоят дела с деньгами, Здунов отреагировал на самую скандальную финансовую новость в этом году – о том, что республика не смогла освоить 10,2 млрд рублей в 2018 году.

«В прессе пишут о том, что это потерянные деньги. Это вовсе не так. Во­первых, 1,7 млрд рублей – это плановый профицит бюджета, это те средства, которые мы дополнительно заработали в конце года. 1,6 млрд рублей поступило (от Сулеймана Керимова – «ЧК») на развитие города Дербента. Сейчас республиканская госпрограмма по социально­экономическому развитию этого города проходит все необходимые согласования, и в марте мы получим основания, чтобы эти средства перечислить в Дербент. Соответственно, 1,6 млрд рублей – это перевыполнение плана по налогам. 0,1 млрд рублей – это наши резервные фонды. Это переходящий остаток. В этом году мы, соответственно, на эти же цели будем неиспользованные средства направлять. 2,3 и 1,5 млрд рублей – это, соответственно, Минтранс и Минстрой», – сообщил Здунов. Он уверяет, что 10,2 млрд рублей – это деньги, остающиеся в бюджете республики и переходящие в текущий год. На них, обещает премьер, будет построено больше дорог, мостов и прочих объектов. Какие именно – решат правительство и депутаты, совместно работая над бюджетом 2019 года.

В отчёте Здунова в 2018 году выросли: ВРП (1,1%), промышленное производство (4,2%), инвестиции в основной капитал (3,4%), экспорт (16,2%), а также среднемесячная зарплата! Она, как считает премьер­министр, выросла на 13% (статью о проблемах с зарплатами, к примеру, у врачей – «Деньги не идут за пациентом» – см. на 2 и 18 стр. – «ЧК»). Безработица сокращается. Сейчас без работы 23 тысячи человек. Это на 6,7% (1,7 тыс. человек) меньше, чем в прошлом.

Треть налогов республика получает от промышленных предприятий, в основном оборонного характера. ОАО «Завод «Дагдизель», АО «Завод им. Гаджиева», ОАО «Электросигнал», АО «Азимут», ОАО «Каспийский завод точной механики», ОАО «Стеклопласт» и др. демонстрируют рост производства. Импортозамещающей продукции произведено на 4,5 млрд рублей. Правительство РД будет работать над тем, чтобы загрузить их, как в прошлом, заказами. Передислокация Каспийской флотилии в Каспийск позволит не только нагрузить предприятия оборонки, но и привлечь федеральные средства для строительства нового причала для судоремонтного производства на базе АО «Завод “Дагдизель”» и жилой инфраструктуры для семей военных.

Есть над чем работать в гражданской промышленности. Здунов напомнил о проблемных «Мараби», «Дагфос», Завод строительных материалов, «Дагагрокомплекс» и Кикунинский консервный завод. Для них ищут соинвесторов, разрабатывают финансовые механизмы спасения предприятий, сохранения рабочих мест и прочую протекцию.

ПАО «КамАЗ» будет работать с «Дагдизелем», «Ростех» будет размещаться на предприятиях оборонки, а Избербашскому радиозаводу им. Плешакова оказана помощь – частично (на 40%) решён вопрос задолженности предприятия по зарплате перед коллективом. Но заказ, размещённый на их мощностях, Минобороны передало дербентскому «Электросигналу». Так надёжнее…

Протекция, судя по отчёту Здунова, светила не всем: по итогам работы инвестиционной площадки «Уйташ» часть несостоятельных резидентов была убрана, осталось только четыре основных резидента – ООО «Дагполимер» (производство и переработка полиэтиленов), ООО «Каспийский завод стекловолокна» (производство стекловолокна и изделий из него), ООО «Агромит» (строительство мясоперерабатывающего комплекса), ООО «Ириб» (строительство завода безалкогольных напитков и соков). Отдельно был упомянут промпарк «НогайПром»: с ним связаны большие надежды на экспорт мяса за пределы страны. Концерн «КЭМЗ», Ботлихский радиозавод и завод «Мушарака» – это предприятия, на которых надеются как на работающие в научно­технической сфере.

Рассказал Здунов и про сельское хозяйство Дагестана. Объём валовой продукции сельского хозяйства в 2018 году составил 124 млрд рублей. Заложено садов 1,5 тыс. га, в том числе 650 га – сады интенсивного типа. К примеру, КФХ «Сад» готовится к концу марта этого года заложить в Магарамкентском районе 150 га суперинтенсивного сада. Что касается теплиц, то Здунов выделил «Югагрохолдинг» и «Агромир».

Информацию о том, что заложены тысячи га виноградников, премьер­министр привёл вместе со сведениями о том, что есть проблема со сбытом винограда. Здунов рассказал, что для поддержки виноградарей ведётся работа на федеральном уровне по повышению отпускной цены на коньячную продукцию. Это финансово укрепит предприятия Дагестана, даст легальный коньяк, создаст рабочие места и, конечная цель, увеличит налоговые поступления (см. стр. 6, 8–9 «Виноградари Дагестана: алкогольные «разливайки» губят честный бизнес» – «ЧК»). Премьер указывает, что нужно серьёзно заняться организацией системы хранения и реализации сельскохозяйственных культур в осенне­зимний период.

Помимо винограда, АПК может похвалиться рисопереработкой (более 30 тыс. тонн в год) и животноводством.

«Суммарная мощность действующих в республике предприятий по убою скота составляет 4 тыс. голов в сутки», – хвалится премьер, обещая строить новые и модернизировать старые бойни. Это оправдано: баранину и говядину под брендом Made in Dagestan ждут как на внутрироссийском, так и на иранском (внешнем) рынках.

Дагестан будет заниматься не только  мясом, но и рыбой. Здунов обещает создать «рыбную флотилию», которая будет вылавливать рыбу в Каспийском море. Сейчас этот потенциал республика использует на 10%.

 

Строить ли…

 

Говоря о строительной отрасли, Здунов начал с проблемы: 384 многоквартирных дома, построенных в Махачкале без разрешений.

«Мы привлекли к этой работе федеральное министерство строительства и жилищно­коммунального хозяйства. Сейчас уже дорабатывается вопрос финансирования полного обследования этих домов», – заявил Здунов, дав понять, что тут торопиться некуда. Он же раскрыл интригу: полностью восстановлена документация по одному из важнейших для республики объектов – «Расширению и реконструкции (2 очередь) канализации в г. Махачкале со строительством канализационного коллектора». Что было с этой документацией, раз её пришлось восстанавливать, он не рассказал, но прояснил: теперь проект будет модернизирован, что, по ожиданиям Здунова, обойдётся Минстрою России в 3 млрд рублей.

Говоря о развитии транспорта и улично­дорожной сети, Здунов больше говорил об авиатранспорте, железнодорожном сообщении и перевалке грузов через морской торговый порт. Его радует, что аэропорт Махачкалы пропустил через себя 1,2 млн человек, а также вернулся «Аэрофлот». «Это тоже один из критериев доверия к Дагестану», – уверен премьер, хотя есть версия, что возврат компании в аэропорт – это всего лишь манёвр, позволяющий сохранять высокие цены на рынке авиаперевозок.

Про то, что бастуют водители маршруток Махачкалы и население резко негативно относится к росту цен на проезд по городу, Здунов ничего не сказал. Ведь это не несёт позитив…

Ситуация в порту радует Здунова тем, что он в два раза увеличил перевалку грузов. В частности, после двухлетней паузы с января этого года возобновилась перевалка нефти из Туркмении и Казахстана. Закрепить успех Здунов надеется развитием нефтепереработки, а в самом ближайшем будущем надеется построить завод по производству бензина.

Дороги, чтобы было на чём тратить бензин, будут не только расширять (от границы с АР в сторону Махачкалы), но и строить новые, в объезд Хасавюрта и Дербента. Каждый проект обойдётся в сумму свыше 20 млрд рублей.

В числе приоритетов Здунова остаются туризм, развитие почтовой логистики, проработка лизинговых механизмов для малого и среднего бизнеса, социальная сфера (детские пособия, здравоохранение, образование).

«В завершение хочу сказать, что в целом проведённая работа правительства позволяет нам формировать положительные тренды в различных отраслях экономики… Хочу выразить слова благодарности уважаемым депутатам за поддержку инициатив правительства, совместную работу и конструктивное обсуждение, где­то и критику. Вы всегда с нами: и на переговорах, и на совещаниях. Надеюсь на дальнейшую совместную работу. Благодарю за внимание!» – похвалил Здунов и депутатов. Те были не против.

Хизри Шихсаидов покритиковал всех. В том числе и себя...

 

Реакция

 

После того как Здунов завершил свою речь, спикер НС РД Хизри Шихсаидов напомнил депутатам беззубый формат реакции на отчёт председателя правительства: вопросы через лидеров фракций передаются в президиум и дальше направляются к премьеру. В таком формате вопросы задавать никто не захотел (зал безмолвствовал), а лидеры фракций ограничились пятиминутными выступлениями.

Критическими реакциями можно было (с натяжкой) назвать  выступление вице­спикера НС РД, лидера фракции КПРФ Махмуда Махмудова и… Шихсаидова. (Помимо них выступили лидер «Справедливой России» Камил Давдиев и лидер «Единой России» Сайгидахмед Ахмедов.)

Махмудов начал с того, что заверил Васильева и Здунова (к ним, как думается, был обращён основной посыл), что их деятельность в целом одобряет и готово поддержать большинство населения республики. В то же время он – Махмудов – отмечает, что при всём хорошем, что было озвучено о состоянии Дагестана, в рейтинге субъектов РФ в разрезе основных показателей социально­экономического развития наша республика продолжает оставаться одним из наиболее отстающих регионов страны.

«По ВРП мы на 76 месте среди 85 регионов страны, по уровню занятости – на 82­м, по уровню зарплаты – на 85­м, инвестиции в основной капитал за 2015–2018 годы снизились почти вдвое: от 197,5 млрд рублей в 2015 году до 111 млрд рублей – в 2018 году. Уменьшились реальные денежные доходы населения. В 2018 году вдвое сократился ввод жилья, в том числе индивидуального. На 10% меньше стали показатели розничной торговли», – перечислял показатели коммунист. По его словам, успехи в сельском хозяйстве нивелируются отсутствием должной переработки и хранения.

Махмудов отметил, что за последние годы произошла глубокая трансформация структуры экономики Дагестана, целые отрасли, в том числе, сельскохозяйственная, сократились по сравнению со строительным сектором.

Выступил и Хизри Шихсаидов: «Анализируя работу СМИ, мы часто видим и читаем о 10 млрд рублей, которые Дагестан якобы своевременно не использовал и эти деньги мы потеряли. Это не совсем так – они переходят на этот год и, конечно же, будут использованы и повлияют на положительную динамику развития экономики Дагестана. Об этом должно знать население, но не надо ждать, пока об этом будет кто­то писать и говорить. Надо об этом заранее извещать своих избирателей, население. Мы считаем, что членам правительства надо чаще бывать в районах и городах, чаще встречаться с населением. Это и есть та обратная связь, о которой говорит Владимир Путин и Владимир Васильев. Надо из первых рук получать информацию. Понятно, что есть справки, бумаги, которые мы читаем и принимаем решения, но совершенно другое происходит, когда мы на местах встречаемся с людьми и слышим от них пожелания».

Спикер подкрепил свои слова примерами из жизни с. Коркмаскала Кумторкалинского района. Там он увидел, что более 1 500 учеников обучается в единственной школе, требующей ремонта. Хотя рядом находится недавно построенная школа на 500 мест с благоустроенной вокруг территорией и готовой принять учащихся.

«Из­за того, что там не хватает оборудования на 7 млн рублей, эта школа стоит и ждёт не знаю чего… потому что в прошлом году эти деньги были предусмотрены, но не были своевременно проведены тендеры. А на этот год эти деньги не предусмотрены. Получается, что ввод этой школы должен перейти на следующий год. При таком отношении отвечающих за это министерств и ведомств говорить, что они заботятся о том, что говорят президент и глава республики, не приходится», – ударил одним махом по Минобрнауки, Минстрою, Комитету по госзакупкам и руководству района Шихсаидов. На этом спикер не остановился, напомнив, что в том же районе была построена операционная, полностью оборудованная (укор Минздраву?), но она не используется, и люди едут в Махачкалу.

Покритиковав (как бы) всех, он покритиковал и себя. «Здесь поднималась тема виноградарства в Дагестане: куда девать продукцию, выращенную в республике? Мы выращиваем виноград, но сходите сегодня на рынки республики, зайдите в магазины – дагестанского винограда вы не увидите! После 20 октября дагестанского винограда на рынках нет! Куда девается виноград? Все сажают технические сорта, а переработать столько материала они не могут. Нужно переходить на столовые сорта, строить хранилища, холодильники… Если технические сорта стоят 18 рублей, то столовые в этот сезон стоили 70–140 рублей», – убеждал присутствующих куратор виноградорской отрасли Дагестана Шихсаидов.

…Депутаты, выслушав всех, единогласно одобрили отчёт премьер­министра республики. Ожидалось, что Владимир Васильев как­то прокомментирует или дополнит отчёт Артёма Здунова, но глава Дагестана промолчал. Если у депутатов­дагестанцев нет вопросов к исполнительной власти, то с чего ему выступать?.. ]§[

Номер газеты