Операция #КОТРОВАНАШ?

«Ан-Надирия»… Ещё недавно так официально называли (в честь её основателя Надыршаха Хачилаева) эту мечеть в Махачкале, расположенную по ул. Котрова. События минувшей пятницы, вполне возможно, приведут к тому, что многое будет переименовано, а многое названо своими именами… В частности, уже смену имама в «ан-Надирия» прозвали операцией #котрованаш, по примеру захвата Крыма «вежливыми людьми» в феврале 2014 года.

 

Хронология

 

Произошедшее в прошлую пятницу, 20 ноября, в салафитской мечети «ан-Надирия» её прихожане иначе как «рейдерским захватом» не называют.

Начиналось всё обыденно: пока прихожане совершали дневной коллективный намаз, к мечети подтягивались силы полиции. Обыватель уже привык к тому, что каждую пятницу из мечетей, находящихся в силовых структурах на особом счету (ввиду того, что в них собираются в основном салафиты), полиция регулярно забирает несколько десятков прихожан. На этот раз произошло тоже самое: полиция задерживала выходящих из мечети людей, и без объяснений причин и оснований (Ау, прокуратура! Разве здесь нет нарушения ФЗ «О полиции»? «ЧК») запихивала их в автобусы и доставляла в один из РОВД столицы. Под горячую руку силовиков попали даже два корреспондента ИД «Коммерсантъ» – Дмитрий Коротаев и Григорий Туманов.

 

Их доставили в Кировский РОВД Махачкалы, откуда потом выпустили. Несмотря на заявления журналистов о том, что полицейские угрожали отнять у них аппаратуру и отснятые материалы (налицо ст. 142 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста» – «ЧК»), если они не последуют за ними, МВД по РД отрицало сам факт задержания журналистов. Позже появилась информация, что корреспонденты… «были приглашены для беседы», а  задержанные салафиты «доставлялись для «‘‘идентификации их личностей’’».

Казалось, что после задержания прихожан, ситуация урегулировалась. Однако к послеобеденному намазу в «ан-Надирия» оказалось много прихожан, исповедующих суфистское направление ислама. Многие салафиты, пришедшие совершить послеобеденный намаз, сразу даже не поняли, что произошло, а потом выяснилось, что большая группа спортивных ребят, явно заряженных на конфликт, заполонила практически все помещения мечети, вытеснила местного имама (это сопровождалось небольшой потасовкой и выкрикиванием грубостей) и поставила своего.  Ни традиционных зелёных тюбетеек, ни других опознавательных знаков у них не было. Отметим, что подходы к мечети всё это время охраняло несколько полицейских автомобилей.

Ближе к вечернему намазу первый заммуфтия Дагестана Ахмад-хаджи Кахаев выступил перед новыми прихожанами. В своей речи Кахаев объяснял, что руководством республики и силовыми структурами перед муфтиятом был поставлен вопрос: или закрыть мечеть, или же найти способ её сохранить. «Сегодня муфтият Дагестана просит сохранить статус мечети. Но в этой мечети должен быть порядок, который устанавливает Муфтият РД!», – сказал Кахаев и выразил надежду, что молодёжь Дагестана никогда не будет поддерживать терроризм и экстремизм, а другие мусульмане (возможно, что имелись в виду салафиты) поймут этот шаг муфтията. «Мы не говорим, что Хасан-хаджи (прежний, возглавлявший долгое время мечеть имам – «ЧК») был плохой. Всё, что он мог сделать, он сделал. Он больной, взрослый… Иногда на намаз не может приходить. Сегодня мечеть должна остаться открытой для всех прихожан», – говорил Кахаев. Затем зам. муфтия представил нового имама мечети Дауда-хаджи Тумалаева, отметив, что, так как мечеть считается лакской, то имамом должен быть лакец, а он теперь будет нести ответственность, как перед прихожанами, так и муфтиятом за всё, что в ней произойдёт. Тумалаев, обращаясь к пастве, заявил, что ещё утром у него даже не было мысли, что вечером он будет возглавлять мечеть. Он же заявил, что готов выслушать всех людей, кто будет делать конструктивные замечания, но «иного разговора с подстрекателями и поджигателями у нас не будет, кроме как слов: ‘‘Закрой свой рот!’’». «Сейчас не то время, когда мы можем сюсюкаться и раскланиваться! Сейчас время, когда нам всем нужно единство, сплочённость в наших рядах!», – предупредил новый имам.

Однако желание выслушивать конструктив, как оказалось, было не у всех присутствующих. Когда к прихожанам вышел Хасан-хаджи и спросил в микрофон: «Все ли согласны с тем, что назначен новый имам?», присутствующие в мечети люди стали кричать, что «Согласны! Аллаху акбар!». И когда один из прихожан-салафитов, громко сказал, что не согласен, на него накинулась толпа и стала бить. Подоспевший к этому времени имам центральной мечети Махачкалы Мухаммад-Расул Саадуев сумел их успокоить, сказав, что не надо бить человека, если у него другая точка зрения. Возмутившийся прихожанин взял слово и сказал, что выбор имама мечети надо предоставить настоящему джамаату мечети. Но Тумалаев ответил, что в «таких случаях (не уточняется, в каких «ЧК») духовенство имеет право назначать своего имама без согласия джамаата».

За воротами мечети ситуацию контролировала полиция, а внутри – новый джамаат...За воротами мечети ситуацию контролировала полиция, а внутри – новый джамаат...

 

«Хранитель двух святынь»

 

События на Котрова очень сильно возмутили салафитов. Регулярно в социальных сетях и личных диалогах раздавались призывы собраться и отвоевать «ан-Надирию» у сторонников Муфтията РД. Но авторитеты из числа салафитов удерживали своих сторонников, призывали не поддаваться на провокации и вели диалог с представителями Муфтията РД. Салафиты требовали поставить в мечеть имамом того, кто будет устраивать местных прихожан, муфтият обещал предпринять шаги в этом направлении…

Отметим, что ещё в полдень 24 ноября Саадуев дал пресс-конференцию в редакции «Черновика», где объяснил позицию Муфтията РД по ситуации вокруг мечети. Многие вопросы остались без ответов, а некоторые объяснения и вовсе ввели присутствовавших в замешательство. Саадуев объяснил внезапный приход в мечеть на Котрова требованием республиканских и правоохранительных органов, которые, по его словам, не оставили Муфтияту РД времени на обдумывание. Поменять имама было велено немедленно.

Правда, каким образом удалось так быстро организовать собрание в «ан-Надирия» такого большого количества молодых людей спортивного телосложения, ранее замеченных при попытках захвата мечетей в других районах Махачкалы, так и осталось загадкой. По словам очевидцев, последние несколько дней в мечети постоянно находятся сотни человек. На каждом этаже расставлены охранники. Организованы дежурства, которые передаются от района к району (к примеру, от представителей Чародинского района Шамильскому или Гумбетовскому и пр.), информация об этом распространяется в закрытых группах в соцсетях. Намаз не совершается всеми вместе: пока одна группа совершает намаз, другая стоит на страже.

Саадуев объяснил такое массовое сознательное поведение высоким накалом и напряжённой ситуацией, а также необходимостью предотвращать стычки и кровопролитие. (Заметим, что все эти дни помимо дежурных от Муфтията РД, мечеть сторожили и сотрудники полиции, время от времени задерживавшие выделявшихся своим внешним видом салафитов.) На вопрос, стоило ли эту ситуацию создавать, он ответил, что у Муфтията РД не было выбора, и решение было принято в МВД. «Духовное управление приняло такое решение, потому что ночью силовые структуры могли бы захватить эту мечеть. Создалась бы паника. Это обстоятельство толкнуло на такой быстрый шаг. Муфтият воспользовался своим правом, чтобы мечеть функционировала. Если кто-то доказывает, что в данном случае муфтият не имел права сменять имама, мы выслушаем его...», – сказал он.

При этом Саадуев исключил возможность прихода Муфтията РД в мечеть по улице Венгерских бойцов, даже если этого потребует МВД. (По данным «ЧК», Муфтият РД не ставит целью сохранение мечети по ул. Венгерских бойцов Махачкалы, а также салафитской мечети в Буйнакске.) На вопрос, кто конкретно из МВД или республиканских структур вёл с Муфтиятом РД разговор на эту тему, Саадуев ответил, что не знает. Когда его спросили, какие конкретно доводы приводили силовики в качестве аргументов для закрытия мечети, Саадуев ответил, что власть аргументирует тем, что там ведётся вербовка в ряды боевиков, распространяются материалы экстремистского толка и пр.

Саадуев также отметил, что кандидатура нового имама мечети Дауда Тумалаева не окончательная, а в последующем, если прихожане захотят нового имама, этот вопрос будет согласован: «Не всякому хочется туда лезть. Имам этой мечети должен обладать особыми знаниями, чтобы снять дурную славу этой мечети», – сказал он. На вопрос журналиста, возможно ли такое, что он сам возглавит мечеть, Саадуев ответил, что если будет команда муфтия, то непременно…

Попытка диалога между суфиями и салафитами завершилась в этот же день, так как через четыре часа после пресс-конференции имамом мечети на Котрова стал Мухаммад-Расул Саадуев. И опять без волеизъявления местного джамаата…

Саадуев совместил в своём лице должность имама центральной мечети Махачкалы и «ан-Надирия», что тут же вызвало реакцию в соцсетях: отдельные пользователи нарекли его «Хранителем двух святынь».

Магомед-Расул Саадуев стал имамом двух мечетей

Предыстория этого назначения. Как оказалось, такова. Пытаясь легитимизировать смену власти, представители Муфтията РД стали искать партнёров для переговоров. Представители мечети от лица джамаата заявили о несогласии с имамом от муфтията, даже если заместителя имама выберет джамаат. В этой ситуации представители муфтията договорились с одним из членов совета мечети по имени Мута и семьёй Хачилаевых, на которых зарегистрирован участок мечети, после чего имамом был объявлен Мухаммад-Расул Саадуев. Позже пришла информация, что Хачилаевы не поддерживали кандидатуру Саадуева, но, в силу определённых причин, не стали против этого возражать… 

В связи с ситуацией в мечети «ан-Надирия» Ассоциация «Ахлю-Сунна» в Дагестане, объединяющая салафитов, сделала заявление:

 

«Это не мы!»

 

Редакция «ЧК» обратилась в республиканские и силовые структуры за разъяснениями ситуации. В пресс-службе главы и правительства РД нас соединили с зампредседателя Комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями Расулом Гаджиевым.

Он, выслушав вопрос корреспондента «ЧК», засомневался, что Саадуев озвучил позицию республиканских властей о возможности закрытия мечети или смены имама на Котрова. 

– Такое никогда не скажет Саадуев. Во-первых, Саадуев прекрасно знает, что государство отделено от религии и государство не имеет право вмешиваться в религиозные дела, закрыть – не закрыть. Я сомневаюсь, что он мог такое сказать. У нас таких данных нет. Мы ведём мониторинг ситуации, что происходит после смены имама в котровской мечети. Второе, котровская мечеть по официальной документации проходит как филиал центральной Джума-мечети. Во всех филиалах, когда считают нужным, меняют имама, когда имам сам просит или джамаат, или по другим своим причинам, если возникает такая необходимость. Они сами решают по согласованию с джамаатом этот вопрос.

– Котровская мечеть имеет официальный статус?

– Законодательство требует: если есть религиозная организация, она должна иметь юридический статус. Поэтому мы настаиваем: раз мечеть построили, то она должна быть зарегистрирована. Все махачкалинские мечети идут как филиалы центральной Джума-мечети.

– Вы подтверждаете, что мечети на Котрова и Венгерских бойцов – филиалы центральной Джума-мечети?

– На Венгерских не знаю. Но Котровская – точно. Не знаю, почему столько шума возникло из-за смены имама. Ушедший имам был в предынфарктном состоянии. Долгое время работал в Муфтияте РД. Другой имам – Тумалаев. Даже национальность соблюли. Он тоже лакец. Но почему-то, когда его назначили, пошло недовольство каких-то групп. Хотя большинство джамаата одобрили назначение. С подключением Саадуева, представителей котровской мечети, представителей Духовного управления провели между собой консультацию и нашли самый оптимальный вариант – назначение Саадуева имамом Котровской мечети. Никто, никакое государство никаких требований ставить не может. Эти вещи прекрасно понимает духовенство. Тем более Саадуев один из образованнейших алимов республики. Не знаю, откуда это идёт. Не государство открывало религиозные учреждения и не ему их закрывать.

– А сотрудники полиции могут закрывать?

– Сотрудники полиции не могут. Должны быть соблюдены определённые юридические условия, если такая необходимость есть. К примеру, они должны представить нам, руководству республики, муфтияту конкретные доказательства, что в этой мечети проводятся противозаконные действия.

– Вам такую информацию представляли?

– У нас такой информации нет, у духовенства нет, ни у кого нет. А в данном случае нам сотрудники полиции говорили, что есть какие-то случаи на Котрова, на Венгерских бойцов… Ну, говорили и говорили – 2 года, 4 года назад говорили. Сколько эти мечети существуют, столько и говорят…

– Говорят – и задерживают прихожан мечетей…

– Задерживают. А вот сейчас это недовольство активно вылилось при смене имама. Но этот имам всю жизнь не может там быть. Он взрослый, старый… И начинают вспоминать, что когда-то кого-то задерживали…

– Не когда-то, а в пятницу, 20 ноября, происходили задержания…

– Наверное, но до этого тоже были. Сейчас возмущения актуализируются опять. Может быть, задерживают, могу такое допустить, тех, кто нарушает общественный порядок.  Мы же сейчас говорим о конкретном случае смены имама. Я думаю, что Саадуева даже в ущерб Джума-мечети на Котрова поставили.

– Что изменится с приходом Саадуева в Котровскую мечеть?

 – Он человек, умеющий работать.

– Задержания продолжатся?

– Полиция может задерживать, если есть нарушители, и в Центральной мечети.

– Мы такого ещё не слышали, чтобы сотрудники полиции задерживали прихожан Джума-мечети.

– Да, не было такого. Конечно, какие-то вещи зависят от поведения имама. Ведь он старается объединить джамаат, направить в нормальное, здоровое русло в интересах сохранения мира и стабильности. По этому поводу у меня никаких сомнений насчёт Саадуева нет. Он сделает всё, чтобы на Котрова стабилизировалась ситуация, чтобы нормально люди могли ходить в мечеть.

– Уже известно, кто возглавит центральную Джума-мечеть?

– Пока временно там числится Саадуев, в его отсутствие, когда он будет на Котрова, его заместитель будет тоже подготовленный человек. По словам Саадуева, когда его вчера представляли, он сказал, что сам не рад, для него это было неожиданностью, но должен подчиниться, как послушный человек. Он сказал, что если муфтият скажет, что в центральной мечети будет другой имам, то спокойно примет это.

Звонки корреспондентов в силовые структуры дали такой же результат. К примеру, в МВД удивились тому, что всё делалось по требованию их министерства. «Это же правительство РД ставило такое условие!.. Я могу только отметить, что МВД Дагестана не занимается религиозными и политическими вопросами», – сообщила Фатима Убайдатова корреспонденту «Черновика». Так же категоричны были и в УФСБ РФ по РД: «Наша структура не занимается сменой имама и такие условия не ставила»

Из мечети «ан-Надирия» оказались выброшены не только прихожане, но и их книги...Из мечети «ан-Надирия» оказались выброшены не только прихожане, но и их книги...

 

Комментарий «ЧК»

 

Исламское сообщество Дагестана всегда играло важную роль в общей республиканской политике. С одной стороны, традиционное духовенство имеет множество последователей, связанных с его лидерами духовной связью. С другой – исламская молодёжь, не относящая себя к ДУМД, всегда противопоставлялась властями «официальному исламу» и в какой-то мере считалась неблагонадёжной, поскольку власть не видела никаких рычагов управления ею. Отношения между «традиционными» и «нетрадиционными» мусульманами, а также отношение государственной власти к каждой из этих групп за последние десять лет претерпевали изменения.

Возникшая сегодня конфликтная ситуация вокруг одной из первых мечетей, которую посещала молодёжь, не относящаяся к ДУМД, имеет длинную предысторию, к которой мы хотели бы обратиться, прежде чем говорить непосредственно о самой теме. 

 

Муху Алиев…

…дистанцировался от религиозной жизни республики, не делая ставку на ДУМД. Он лишь изредка мелькал в религиозной жизни, когда этого требовала ситуация. Например, во время приезда президента Палестины Махмуда Аббаса Алиев совершил коллективный намаз в центральной Джума-мечети, иллюстрация которого украсила дагестанские еженедельники.

Фактически единственной мечетью, которую считали салафитской, на тот момент была мечеть по улице Котрова. В ней не было практически никакой активности, если не считать пятничные проповеди Хасан-хаджи Гасаналиева, порой затрагивавшие довольно резкие темы, что привлекало радикально настроенную молодёжь. Отдельно уроки или лекции в мечети не велись. Тогда это считалось проблематичным, в частности, создавало трудности с правоохранительными органами.

Из-за границы активно возвращались молодые люди, получившие определённые исламские знания, но им было негде себя реализовать. Как правило, они замыкались в своих домах, образуя вокруг себя небольшие группы людей, перенимавших у них знания. Вооружённое подполье находилось в это время на подъёме. Активная работа по призыву молодёжи в лес велась с популярных интернет-сайтов, имевших впечатляющую статистику ежедневного посещения. Для энергичных молодых людей, выбравших ислам образом своей жизни, находившихся в определённой изоляции, это был большой соблазн.

Правоохранительные органы были мало связаны с президентом республики и фактически действовали автономно. Похищения молодых людей неизвестными вооружёнными людьми в масках на машинах без номеров тогда ещё не практиковались. Но по городам Дагестана полным ходом шли спецоперации, в которых гибли не только участники вооружённого подполья, но и те, кто их штурмовал.Напряжение в обществе было высоким, как и численность боевиков, которые легко спускались в города для ведения своей деятельности. Большую роль в подпитке вооружённого подполья, на наш взгляд, играли не столько коррупция, низкий уровень жизни и отсутствие достаточного количества рабочих мест в республике, сколько замкнутость исламской молодёжи и неумение реализовать себя. На этом фоне призывы боевиков были достаточно эффективными. Всё изменилось с приходом к власти… 

 

…Магомедсалама Магомедова

Тогда впервые была громко озвучена и даже немного реализована идея диалога с представителями «нетрадиционного ислама». На этом фоне мусульмане, которых принято называть салафитами, стали более свободно интегрироваться в формы социальной активности окружающего общества: бизнес, общественную деятельность и даже образование. В мечетях, не относящихся к дагестанскому суфизму (к мечети по улице Котрова добавилась мечеть на улице Венгерских бойцов), стало легче и свободнее, и они начали исполнять свои некоторые забытые исконные функции – стали социальными центрами. Невооружённым глазом было видно, что напряжённость в борьбе между лесным подпольем и государственными правоохранительными структурами снизилась. 

Несмотря на то что в официальных интервью, как того требовала ситуация, Магомедсалам Магомедов говорил о полной и безоговорочной поддержке властью официального духовенства, в реальности власть была почти равноудалена от «традиционных» и «нетрадиционных» мусульман. Последним даже удавалось участвовать в масштабных гражданских акциях, собиравших до десяти тысяч человек, добиваться встреч с властями и выдвигать свои требования и предложения. Без какой-либо указки сверху и извне был организован диалог между официальным духовенством и салафитами, представителем которых выступила Ассоциация учёных «Ахлю-Сунна» в Дагестане. Пиком этого диалога стала известная встреча лидеров «традиционных» и «нетрадиционных» мусульман, которая прошла в Джума-мечети Махачкалы. На встрече были оглашены желания сторон обсудить все спорные вопросы и попытаться прийти к чему-то общему на основе Корана и Сунны. Диалог фактически был прерван после убийства лидера главной ветви дагестанского суфизма – Саида Афанди Ацаева (Чиркейского).

Большим минусом того времени была относительная слабость власти и её неспособность влиять на федеральные инициативы, в частности, касающиеся политики борьбы с экстремизмом и отношения к «нетрадиционному» исламу.

Чаще всего получалось, что обособленные подразделения территориальных управлений федеральных органов власти силовой направленности с непосредственной подчинённостью центральному аппарату или на уровне федерального округа взмучивали и без того мутную среду и доводили обычных, мирных фундаменталистов до точки кипения. В результате поднимались волны массового возмущения. Из Кремля же эти волны виделись элементом проявления нерешительности регионального руководителя. При абсолютном отсутствии причинно-следственных связей.

Магомедсалам Магомедов и его команда не смогли чётко выстроить свою стратегию и полностью воплотить её в жизнь. Созданная ими Комиссия по адаптации членов НВФ превратилась в пиар-акцию и не могла даже защитить лиц, прошедших через неё, от последующего давления силовиков и правоохранительных органов, не говоря уже о реальной адаптации к мирной жизни.

На фоне неисполнения заявленных шагов и планов Магомедсалам Магомедов покинул свой пост и его занял… 

 

…Рамазан Абдулатипов

…политика которого в этом отношении отличается в корне. Новый глава Дагестана безоговорочно поддержал официальное духовенство, приблизив его к себе, что отразилось на всех уровнях исламских отношений в обществе.

Повсеместные наезды правоохранительных структур на заведения с исламским оттенком уже вынудили некоторые из них закрыться. Мусульманские заведения общепита, отличающиеся отсутствием алкоголя, сигарет, музыки и наличием одетого согласно нормам ислама обслуживающего персонала, за последнее время ощутили сильное давление. Так, владельцы ресторана «Рум» – заведения самого высокого уровня в этом сегменте – были вынуждены приостановить деятельность в связи с каждодневными налётами правоохранительных органов, доставлявших в отделы официантов и посетителей ресторана. Практически перестала существовать сеть кафе «Азбар», в которой удалось создать трудноповторимый дагестанский колорит. Похожие проблемы испытали и владельцы многих фирм, не связанных с общепитом, являющиеся соблюдающими мусульманами. Помнится, после рейдов правоохранительных органов на подобные заведения в соцсетях появлялись «командные» объявления о поиске работы лишившимися её молодыми людьми.

В последнее время участилась практика задержания людей в массовом порядке прямо на улицах и их доставления в отделы на основе оценки их внешности с присваиванием им номеров и постановкой на профилактический учёт.

Давление на исламскую молодёжь увеличивается с каждым днём. На сегодняшний день апогеем этого давления можно считать насильственную смену имама мечети по улице Котрова, вызвавшую волну беспорядков и много шума в СМИ и соцсетях. Многие наблюдатели считают, что это произошло по решению президента республики Рамазана Абдулатипова и стало закономерным продолжением его политики в отношениях с исламскими группами.

За последнее время это далеко не первый силовой захват власти в мечетях, не подконтрольных ДУМД. Ранее подобные попытки имели место в мечетях в посёлке Семендер, в Ленинкенте, а также в мечети по улице Титова. В Семендере это привело к массовым потасовкам, а в Ленинкенте – к крови. К чему приведёт смена имама в мечети «ан-Надирия» – покажет время. ]§[


Заявление Ассоциации "Ахлю-Сунна" в Дагестане по поводу событий вокруг мечети Надирия

 

«Как известно многим, в мечети Надирия по ул. Котрова без согласия джамаата мечети была проведена насильственная смена имама. Имамом мечети был насильственным образом поставлен Дауд Тумалаев, после чего он был заменён на Мухаммад-Расула Саадуева. Если в насильственном установлении имамом Тумалаева была ясность у всего джамаата мечети, то в отношении назначения Саадуева могло возникнуть некоторое недопонимание, поскольку захватившие мечеть лица заявили, что это делается с согласия и по просьбе джамаата мечети.

Чтобы исключить недопонимание и кривотолки со стороны джамаата мечети, мы хотим разъяснить, что с такой просьбой уполномоченные руководством мечети или джамаатом люди к ДУМД не обращались. Также не имеет отношения к этому и ассоциация «Ахлю–Сунна». Данное обращение исходило только от одного из членов совета мечети по имени Мута, а также семьи Хачилаевых, на которую оформлен участок мечети. О данном обращении другие участники совета и студенты, преподававшие в мечети, уведомлены не были, поскольку вышеуказанные знали о несогласии всех других связанных с мечетью лиц с подобным решением. Также они знали, что совет мечети, её другие работники и студенты требовали, чтобы имам был утверждён именно джамаатом мечети. При этом никто не был против назначения компромиссной фигуры.

Также и после объявления о назначении нового имама никто из работников мечети или студентов, преподававших в ней, не высказал своего согласия с данным назначением.

В сложившейся ситуации мы снимаем с себя какую-либо ответственность за происходящее в мечети и видим невозможным участие в урегулировании конфликта. Джамаат мечети волен сам решать судьбу имама мечети и свободен в своих действиях».

 

Номер газеты