[ На подзарядке… ]

Во вторник девятого у вице-премьера правительства Ризвана Газимагомедова состоялось заседание комиссии по энергетической безопасности. Обсуждали долги потребителей энергетикам. Всего долгов 2 млрд 387 млн рублей, и подавляющая часть в них – задолженность муниципалитетов.

А почему рассматривают вопрос о долгах, а не о качестве услуг? С потребителей деньги сдирают чуть ли не вместе с кожей, а почему не отдают энергетикам? Есть ещё один «неэтичный» вопрос: почему начальники-сбытовики и сетевики ездят на «хаммерах», но задолженность при этом не погашают?

Вернёмся к вопросу качества и объёма коммунальных услуг.

 

Коммуниздят, сволочи

 

Для чего собирать намекательские совещания, когда ясно, как Божий день – вся беда от государственного патернализма!1 Чиновник, ведающий тарифами, нагло позволяет сбытовикам завышать конечную цену электричества. И не только – на все коммунальные услуги цены неадекватно завышены. В тариф включают всё, что влезет. И хранится эта информация, как зеница ока. Структура цены – под семью замками. Нет конкуренции, и есть сговор муниципального чиновника с республиканским по вопросу, сколько драть с потребителя. Это государственно-бюрократический монополизм: от имени власти гос- и муниципальный чиновник дербанит бабки. В накладе только потребитель. Для муниципалитета же коммуналка – источник дохода и электоральный инструмент. Не мудрено, что главы так и бьются за заветные должности в коммунальных учреждениях.

 Когда энергетический начальник слышит слово «электричество», он надувает щёки и произносит какую-нибудь здравицу о государственной политике и энергетической безопасности. Хотите, проверьте: 90% руководителей энергетических и околоэнергетических компаний вообще не понимают, что они, собственно говоря, продают населению. Спросите у них, как осуществляется синхронизация энергосистем, как синхронизируют работу генераторов при объединении в сетевую структуру. Что такое энергия, и чем она отличается от мощности, спросите. Хотя бы пусть объяснят, что такое сила тока (программа 7 класса)!

Конечно, начальники подумают, что над ними издеваются, и будут правы. Ну, и за что их-то туда, бестолковых? За какие заслуги? За то, что они командовать умеют или орать на подчинённых? Так пусть лучше бригадой землекопов или гребцов на галерах командуют. А на их место – профессиональных военных, коль скоро место начальников, как выясняется, предназначено для профессиональной отдачи команды.

Вице-премьер Газимагомедов – человек чрезвычайно подготовленный и умный. Интеллектуал. В администрации президента, правительстве и в Народном Собрании нет равного ему по инженерным знаниям и логике принятия проективных решений. Почему же он позволяет себе проводить подобные совещания, не вскрывая глубинные причинно-следственные связи энергетического, в частности, и коммунального, вообще, кризиса? Он что, не знает, что в кризисе, по большому счёту, не энергетика виновата, а муниципальное чиновничество и убогая коммуналка, которую создали эти горе-управленцы? Так скажи прямо: виноват мэр! Или в том, что развалил коммуналку, или в том, что позволил себя обманывать муниципальным жуликам.

 

К хрестоматиям в быту

 

Хотите понять, что такое ЭНЕРГИЯ на пальцах? Представьте себе, что вам надо подогреть 1 литр воды с 25°С до 45°С. Вы же примерно знаете, сколько вам понадобится для этого сжечь хворостинок, керосина, бумаги или газа. Наверняка, из практики знаете и на сколько минут надо погрузить в эту воду электрический кипятильник. Вы же наглядно ощутите, почувствуете, сколько тепла вам пришлось затратить на разогрев? Вот то тепло, что вы ощутите, и есть э н е р г и я. В данном случае вам нужно 20 килокалорий энергии. Одна килокалория – это количество тепла, необходимое для подогрева одного литра на один градус. Просто?

К слову, та же килокалория может выражаться и через другое измерение – джоуль – точно так же, как метр можно измерить в футах или ярдах: 1 килокалория = 4186,7 джоулей. Теперь вспомните, насколько прокрутился ваш электросчётчик, когда вы оставили включённой 100-ваттную лампочку на протяжении 10 часов. Вспомнили? Это – 1кВт٠час. Вам не составит труда запомнить, что 1кВт٠сек = 1 000 Джоуль. Значит (если учесть наши выкладки выше), 1кВт٠час = 860 килокалорий. Вот мы и совместили свои представления о двух главных видах энергии, потребляемой в коммунальном хозяйстве, – тепловой и электрической.

 

Нормы для проформы

 

Тепло. Коммунальщики установили для горожан сниповскую (от СНиП – строительные нормы и правила – Прим.ред.) норму теплопотребления на отопление квартиры: в зависимости от этажности здания – от 1,7 до 2,5 Гкалл в год (гигакалория – то же, что миллион килокалорий) на помещение в 18 м2, то есть на социальный норматив жилья одного человека. Много это или мало? Одну целую и семь десятых гигакалорий можно получить, к примеру, если сжечь 240 литров бензина А-92 или 515 килограммов хорошей древесины, или 323 кг угля, или 203 м3 газа. А получаем ли мы такое количество тепла? Нет! Потому, что по тем же СНиПам махачкалинцев должны обогревать 186 дней в году, а по факту отопительный сезон длится у нас от силы 145 дней. И всё это время, то отключают, то продувают, то ремонтируют «для профилактики». А температура радиаторов никогда не бывает стабильной. Нижние этажи многоэтажек с чердачной разводкой вечно мёрзнут. Стал бы платить Саид Амиров или сам Ризван Газимагомедов за такое теплоснабжение?

Вода. Если б все жильцы перешли на счётчики, то коммунальщики б обанкротились. По нормам Махачкалы на одного жителя многоэтажки списывают потребление 380 литров воды в сутки.

Из этого объёма обогревается и потребляется в горячем виде – опять же, по представлениям столичных «нормотворцев» – 132 литра. Для сравнения: московская оплачиваемая норма на одного человека составляет 384 литра. Это как же нужно оборзеть, чтобы сдирать с людей то, что не обеспечивается технически? И это невозможно обеспечить, потому что каждый божий день мы видим, как к нашим домам пристраивают и пристраивают 2-3-4-этажные особняки, гастрономы, мойки и магазины – на наши изношенные сети. (Упустим повод упомянуть, что при этом мэрия в огромном числе продаёт под эти строения не муниципальную землю, а тэсэжэшную, кооперативную. Не будем и укорять, что в подавляющем числе случаев застройщики не обеспечены свидетельством о праве собственности.)

А на деле один стандартный житель потребляет не более 85 литров в сутки. Готов спорить, если сложить показатели потребления всех махачкалинцев, оплачивающих воду по счётчикам (просто надо проверить данные в ЕРЦ), и разделить на каждого из них, то объём будет ещё меньше!

На каком бы этаже вы не жили в столичном городе типа Махачкалы, в каждой точке водоотбора (в кране) вода должна идти с таким напором, что за расчёт «раз-два» у вас должен заполняться 150-миллиграммовый стакан. Проверьте, у вас такая напорно-расходная характеристика? За весь год аварийный перерыв в водоснабжении допускается продолжительностью не более чем в 8 часов, а снижение напора в водопроводе на 25% – не более чем на 14 дней. Как смотрятся эти нормативы на фоне эсэмэсок наших читателей, заваливших «ЧК» в июне этого года: «Спасибо, Саид Джапарович, что всего на сутки отключили в городе воду…»? А с каким напором подают нам воду, а как часто воды не бывает вообще…

Стоит ли говорить о качестве воды в смысле химического состава и физических показателей. Наберите эмалированное ведёрко и дайте отстояться – через два дня вся внутренняя поверхность покроется плохо счищаемой слизью, а на дно осядет полтора-два сантиметра грязи.

Горячая вода. По закону за неё жители не платят. За воду они платят вообще, в целом (см. предыдущий абзац). А здесь подразумевается внесение платы за ОБОГРЕВ воды. Причём греть воду по СНиПам надлежит строго в температурном интервале от +50°С до +70°С. Лишь в крайнем случае допускается превышение этой температуры на +4°С, а понижение не допускается вообще никогда. А теперь посмотрите, что поставляют нам под видом горячей воды. В самые жаркие дни, неделю назад, термометр под краном моих родственников зашкаливал за 78-градусную отметку. И это продолжалось 2 недели (я специально купил им градусник). Во все те дни в смесителе для холодной воды – ни капли. Но вот с наступлением прохладных дней из трубопровода для горячей воды непрестанно льётся… холодная вода. Это не единичный случай – в доме-расчёске живёт около 500 семей. Интересно, что каждая четвёртая квартира в том доме оборудована водомерными счётчиками. И за что же вместо горячей воды будут платить по счётчику эти жители?

Электричество. О перебоях в снабжении можно не говорить. Об этом настолько все хорошо знают, что дополнительной аргументации не требуется. Давайте просто подождём зимы. Такой же, какая «вдруг» наступила в ноябре 2007-го.

Это пир стервятников.Всё умирает, а они на том пируют, так делают стервятники. Ни в одной точке энергоотбора (розетке) нет гладкой модифицированной синусоиды. Включил кондиционер – вырубился холодильник, включил стиральную машину – затускнел свет и отключился телевизор. Напряжения в 220 Вольт – ни в одной розетке (как правило, меньше, но бывает, что зашкаливает; и тогда «летят» приборы). Наши кабели не тянут новых бытовых приборов, не говоря уже о нагрузке от пристроек. Все это знают, но ничуть не заботятся о том, чтобы обновить сети. Муниципальный бюрократ твёрдо знает, что Родина-Мать не бросит, накормит из бюджета. Только нужно научиться шантажировать. Чем будет хуже, тем больше дадут. Надо чаще напоминать, что кабели и трубы не менялись 20-30 лет, и делать вид, что новые сети это забота государства, а не тех, кто собирает бабки. На обновление денег не хватает, а на дворцы коммунальных начальников – сколь угодно.

Фрагмент статьи «ЧК» в ноябре 2007:

«Президент Муху Алиев говорил не только о социально-экономическом положении, но и про коммунальное обеспечение: “Непогода продемонстрировала, что Махачкала и некоторые другие города не готовы к этим испытаниям. Есть объективные сложности, связанные с сетями (электрическими и тепловыми), но есть и субъективные причины, связанные с чёрствостью, безразличием, бездушием в коммунальных учреждениях. По ним мы будем принимать меры”».

Урок из этого фрагмента: меры не действуют на мэров. Нужна разумная энергетическая и коммунальная политика. И надо прекратить петь политические заздравницы о какой-то там безопасности.

Энергетическая безопасность – это не долги, которые одни государственные или муниципальные чиновники задолжали другим. Энергетическая безопасность, это когда людям нужно определённое количество электричества и тепла установленного качества, и государство гарантирует им это. Тем, что не лезет в хозяйство, проверяет тарификационные службы и… эпизодически сажает коррупционера. Если этого нет, то это уже – опасность! ]§[

 

1Патернализм – здесь забота, опекунство органов государственной власти над государственными же или муниципальными бюрократическими сообществами; защита монополистов, задавление предпринимательства, недопущение конкуренции. От латинского paternus – отцовский.  

Номер газеты