Мэр Махачкалы

16 января в редакции газеты «Черновик» прошёл круглый стол, на котором обсуждался вопрос:  является ли избрание мэра Махачкалы депутатами городского собрания столицы формальностью или же это реальный правовой институт, позволяющий учитывать при формировании руководства города интересы населения. Круглый стол проходил в последний день сдачи кандидатами документов в конкурсную комиссию Махачкалы, поэтому наряду с общественниками и депутатами на круглый стол пришли и те, кто непосредственно решил принять участие в этом политически важном событии…

Отметим, что на круглый стол были приглашены представители парламентских политических партий и фракций, представленных в Народном собрании РД и Собрании депутатов Махачкалы. Из парламентариев самое деятельное участие в мероприятии принял только председатель Комитета НС РД по законодательству, законности, государственному строительству и местному самоуправлению Фикрет Раджабов. Остальные, видимо, решили не нервировать власти своим мнением о том, каким способом должен избираться мэр Махачкалы…

 

Поиск модели

 

Мероприятие началось с того, что модератором – Магомедом Магомедовым – было предложено всем присутствующим ответить на вопрос: «Соответствует ли существующая форма избрания мэра Махачкалы интересам населения?» Первым ответил Фикрет Раджабов.

По мнению депутата, идеальным вариантом избрания мэра были бы всенародные выборы путём тайного голосования.

Но причины, по которым они не применяются, отчасти, заключаются в том, что «в Дагестане ещё есть определённая нестабильность», а также ведётся борьба с терроризмом. Тем не менее, процедура избрания мэра Махачкалы соответствует всем необходимым критериям, так как любой дагестанец, независимо от места проживания, может участвовать в конкурсе и, если он соответствует квалификационным требованиям, то сможет пройти конкурсную комиссию и быть представленным на утверждение (наряду с конкурентами) Собранию депутатов города. Такой же опосредованный характер, – привёл пример парламентарий, – применяется при избрании депутатами НС РД главы Дагестана.

«Каждый депутат имеет мандат народного доверия. Население опосредованно, через своего депутата, может избрать из числа отобранных комиссией кандидатур главу столицы нашей республики. Самое главное – не как его избрать, а чтобы избранный мэр эффективно работал, улучшая качество и уровень жизни граждан РФ, проживающих в Махачкале», – сообщил Фикрет Раджабов.

Экс-кандидат на должность мэра Оренбурга, теперь пробующий свои силы в Махачкале Назим Эмирагаев считает, что избрание главы дагестанской столицы соответствует российскому законодательству только по формальным признакам. «Объективно эти выборы не отражают волеизъявления народа. Мне есть с чем сравнивать. А если сравнивать с Оренбургом, то это не в пользу Махачкалы», – отметил Эмирагаев. Это выражается в уровне подготовки и организации работы конкурсной комиссии: ошибках и опечатках в бланках, формальным подходом к срокам конкурсных этапов, в открытости и доступности информации для населения и СМИ, в том числе и о кандидатах, подавших документы.

Гаджимурад Омаров готов сойти с выборов, если будет кандидат лучше него

Депутат Госдумы, кандидат в мэры Махачкалы Гаджимурад Омаров сообщил, что ситуация в столице Дагестана доведена до абсурда, а аресты градоначальников уже стали поводом для шуток. К примеру, юмористы в числе опасных профессий, таких как шахтёр и военный, называют «мэр Махачкалы». Депутату стыдно за то, что происходит с городом, поэтому он решил выдвинуться, чтобы в случае победы привести город в порядок. В то же время он не согласился с коллегой из НС РД: «Любая правовая модель должна быть нацелена на результат, на благополучие граждан. Не могу понять, какой терроризм мешает проведению в Махачкале всенародных выборов, чтобы горожане взяли на себя эту ответственность. Кто может сказать, когда в Махачкале проводили референдум, чтобы его жители отказались от своих прав, закреплённых в Конституции? Где они сказали, что не готовы к такой ответственности и попросили депутатов избирать вместо них?

Нам нужно двигаться вперёд, обсуждать эти проблемы, это наша столица, наше лицо. Мне говорят, что всё бессмысленно, всё якобы уже решено и известно. Это неправильно! Мы должны требовать свои права в рамках существующего закона!»

Общественница Нелли Раджабова выступила эмоционально, вопрошая у аудитории, почему же их лишили права голоса. «Вы не умеете голосовать? Вы не гражданин, вы не подчиняетесь или нарушаете конституцию РФ? Нет! Вы законопослушный гражданин. Я спрашивала (спикера НС РД) Хизри Шихсаидова, какое вы имеете право лишать нас права на голосование? Я хочу спросить за этим столом, а есть ли у нас право говорить? Вот с чего надо было начать нашему Главе РД, которого мы тоже не выбирали – нам его назначили. Кто в комиссии этой выборной участвует? Профессора, идеологи или кто? Они могут разговаривать от имени народа? Никогда! Они знают, что народ хочет? Никогда! Надо слушать общество! Нам нужен мэр, и если он даже вдруг колеблется в своей работе, народ за ним пойдёт и поддержит! И хоть забор перед Белым домом снесли, стена между властью и обществом осталась и останется до тех пор, пока нам не дадут свободно говорить», – указала она.

Член Национального Совета кумыков Бочу Бочуев считает избирательные процедуры, связанные с мэром Махачкалы, формальностью, так как глава РД Владимир Васильев уже озвучил тот факт, что упросил мэра Москвы Сергея Собянина отпустить в Махачкалу Салмана Дадаева. «Может, он хороший, может, плохой, но в городе не жил. Что это за выборы? Никаких выборов нет», – коротко сказал Бочуев.

Общественник Руслан Расулов рассказал, что выборы – это всегда наличие нескольких условий – равноправия, правовых возможностей, наличия  состязательности и конкуренции. «Любое иное действие, не отвечающее этим условиям, является фарсом или профанацией. В Дагестане давно отменили выборы, а коренные народы республики лишены своего конституционного права на осуществление своей власти непосредственно, то есть избирать и быть избранным. То, что произошло, связано с назначением Главы Республики Дагестан и с будущим назначением мэра города Махачкалы, что является просто-напросто захватом власти. Чем руководствуется сегодня власть? Ничем, только своими личными интересами, но никак не интересами жителей Махачкалы или Дагестана. Кто из нас, здесь сидящих, хоть раз слышал фамилию и имя Салмана Дадаева? У нас нет выборов, есть назначения, которые называются фарсом и профанацией», – спросил Расулов, называя возможного мэра Махачкалы «засланцем» и «назначенцем».

Депутат городского собрания Махачкалы, журналист Руслан Луговой заявил, что разделяет позицию о необходимости всенародных выборов. Вместе с тем у него вопросы к кандидатам, которые, не выдвигаясь и никак себя не обозначая, ждали до последнего, не вырабатывали программы и предложения по развитию города.

«В настоящий момент их уже 34 человека (на момент проведения круглого стола – «ЧК»). Получается, что многих мы знаем как общественников и блогеров, но они не заявили о себе, как о кандидатах с определённой программой», – сожалеет Луговой. В то же время он обнародовал данные о том, что один из кандидатов в мэры Махачкалы – бизнесмен Арсенбек Пираматов – официально поддержан КПРФ. (До этого о поддержке кандидатуры Дадаева объявило махачкалинское отделение ДРО ВПП «Единая Россия»).

На вопрос Гаджимурада Омарова о том, на какой площадке надо было обозначать себя кандидатам, Луговой указал на социальные сети как средство, способное  донести идеи потенциальных кандидатов до широких масс.

 

Проволочки

 

Председатель организации «Диалог» Магомед Гаджиев прямо на круглом столе объявил о том, что только сдал документы на должность мэра Махачкалы. Он, как Эмирагаев, тоже отметил множество проволочек в документации, которую надо сдать желающим возглавить город. «Все бланки нужно заполнять своим почерком. С травмой руки мне пришлось заполнять 93 страницы. Считаю, что это один из способов, позволяющих членам комиссии выбить кандидата из гонки», – сказал он.

Он же высказался и по кандидатуре Дадаева. «Неизвестный человек – откуда он, какую работу провёл в Москве? Мало кто о нём знает в Дагестане. Самих депутатов Народного собрания РД, откровенно, никто не выбирал.  Они были назначены предыдущим главой Дагестана, и мы прекрасно понимаем, чьи  интересы они чтут. Очень тяжело будет нам пробиться, но надежду мы сохраним, будем аргументированно доказывать свою точку зрения. Говорить огульно, что у нас ничего не получится, мы не будем. Объединим усилия и пойдём вперёд», – заявил Гаджиев.

На критику депутатского корпуса среагировал Фикрет Раджабов. Он подчеркнул, что депутаты НС РД не являются членами конкурсной комиссии; таковыми являются депутаты горсобрания. Гаджиев парировал замечанием, что разницы нет, так как и депутатов собрания Махачкалы, и депутатов НС РД, по его мнению, никто не выбирал.

Председатель Совета НКО РД Шамиль Хадулаев заявил, что нынешнее избрание мэра Махачкалы – это своего рода подготовка к выборам будущего и возможность начать готовиться к будущим избирательным процедурам.

«Надо сделать всё возможное, чтобы народ выбирал сам. Я понимаю, когда клановость была в республике и друг друга заказывали, – тогда приняли решение голосовать  в таком формате. Но сейчас это неправильно. Чтобы люди свободно выбирали, нам нужно заново сформировать избирательные комиссии из тех, кто вызывает доверие и уважение у общества», – сказал он.

Председатель ДРО ПП «Партии ветеранов России» Муслим Гасан-Гусейнов тоже заявил однозначную поддержку всенародным выборам. Он же, вспоминая примеры выборов различных лет, рассказал, что власть не всегда даёт пройти выборы тем кандидатам, которых поддерживает народ. Что касается нынешних кандидатов, то Гасан-Гусейнов отметил, что только 5–6 кандидатов почти из 40 являются реальными, «остальные – бутафория».

Помощник депутата Госдумы Булач Чанкалаев тоже выдвинул свою кандидатуру в мэры Махачкалы. Он уверен, что нынешняя система избрания главы города не учитывает мнение народа, хотя только он и должен выбирать тех, кому симпатизирует. «Какими бы ни были выборы, у нас должна быть человечность, мы должны поддерживать друг друга. Победителю хочу пожелать, чтобы он работал во благо народа», – констатировал Чанкалаев.

Кандидат в мэры Махачкалы и помощник депутата Госдумы Магомед Мусаев заявил о солидарности с позициями Гаджимурада Омарова и Фикрета Раджабова. Он подчеркнул, что народ должен сам выбирать глав всех уровней.

«По поводу Дадаева. Я его лично не знаю, но слышал, что парень он толковый. Как бы там ни было, он наш, дагестанец. Мы одна нация, независимо от веры и религии, и должны друг друга уважать. Иначе никогда в Дагестане порядка не будет», – уверен кандидат.

Рамазан Рабаданов готов занятся канализацией

Известный телекомментатор Рамазан Рабаданов также считает, что избирательная процедура не соответствует запросам общества и желал бы избираться на всенародных выборах. Проблемы Махачкалы, на его взгляд, в экологической обстановке, а также отсутствии карьерных лифтов. «Вот эта система – пригласить оттуда заранее человека, снять его с работы и в это же время объявить выборы с заранее  известным концом – является очень унизительной. Я должен признать, что, увидев эту ситуацию, любой дагестанец выступил бы и сказал: ребята, у меня так получилось, что я заранее его пригласил. Так как Мусаев отозвал свою апелляцию, то открылась возможность объявить выборы. Но так как Махачкала давно терпела отсутствие мэра, я вам продлеваю на три месяца процедуру выдвижения. Вот мой кандидат. Желающие быть кандидатами, подготовьтесь, встретьтесь с людьми, скорректируйте ваши программы, оцените, что вы можете.

Если бы Васильев так обратился к дагестанскому народу, то это было бы хорошо. Но так как три дня было дано на подготовку документов, то по причине того, что там буква не такая, финтиклюшка не так указана, то там снимут всех», – уверен Рабаданов. Что касается его планов по развитию Махачкалы, то он на высокопрофессиональном уровне объяснил, что надо начинать с самых низов – с наладки нормальной канализационной системы, позволяющей очистить не только город, но и Каспийское море…

Эксперт-политолог Эдуард Уразаев предложил смотреть шире на вопросы выборов. Он напомнил, что мэр Махачкалы избирается собранием депутатов, не напрямую, так же как, к примеру, президент США избирается через коллегию выборщиков. Главную проблему Уразаев видит в монополии власти «Единой Россией», так как они занимают большинство в парламентах всех уровней. В итоге в стране стагнация, а чиновники допускают хамские выражения по отношению к народу. Дагестан, по мнению эксперта, пока что выделяется свободными СМИ, что позволяет осуществлять хоть какой-то отпор бюрократии и партии власти.

Он призвал общество бороться за возможность участвовать в активной политике, одобрил выдвижение множества кандидатов, так как это позволяет не только обеспечивать хоть какую-то внутриэлитную конкуренцию и движение общества вперёд, но и давать опыт политической жизни участникам избирательного процесса. Это позволит им в будущем быть ещё более активными и эффективными.

Практически все кандидаты отметили, что если бы выборы были всенародными, то и тогда бы ими были поданы документы в избирательную комиссию. А что касается нынешней процедуры избрания, то многие кандидаты не уверены, что депутаты горсобрания их поддержат. Точнее, они не знают, какой будет реакция депутатов на озвученные ими программные заявления. Эмирагаев уверен, что его поддержит «три с половиной депутата», Гаджиев заявляет, что если депутаты будут голосовать серд-цем и разумом, то должны поддержать единогласно именно его, Омаров промолчал, заявив, что ему неудобно отвечать на этот вопрос, а Чанкалаев отметил, что «Всё в руках Всевышнего!..»

На провокационный вопрос о том, не считают ли кандидаты своё выдвижение ходом против Васильева, все они (хоть и разными словами) объяснили, что считают себя самостоятельными людьми, действуют строго в рамках закона, против политики Васильева не идут. А если вдруг Васильев попросит снять свою кандидатуру с выборов, чтобы не мешать Дадаеву, то они вежливо откажут. Гаджимурад Омаров заявил, что может и согласиться снять свою кандидатуру. Но при условии, что ему покажут более достойную кандидатуру. А Булач Чанкалаев отметил, что всегда готов помочь Васильеву, но кандидатуру не снимет, даже если это будет грозить ему потерей работы. ]§[

Номер газеты