Ларец Пандоры

Когда, наконец, он занял должность, на которой мог говорить всё,

что думает, он мог уже думать только о своей должности.

Габриэль Лауб

В дни, когда страна наслаждалась «Крымской весной», а руководство Дагестана, находясь на полуострове, призывало к миру и единству, запущенные им же процессы в нашей республике ещё больше приблизили регион к порогу серьёзных конфликтов. В ответ на тревожные сигналы, исходящие снизу, Белый дом делает вид, что ничего не замечает.

Каякентский бедлам

 

Едва успев оправиться от многолетних кадровых потрясений, Каякентский район республики вновь возвращает себе статус одной из самых турбулентных территорий.

Сразу подчеркнём, что редакция «Черновика» была осведомлена об эскалации конфликта, однако мы решили не вмешиваться, надеясь на благоразумие как исполнителей, так и организаторов нового каякентского бедлама. Однако реакции центра нет. Попыток разрешения конфликтной ситуации – тоже. Напротив, она обостряется, превращаясь в какой-то сериал абсурда.

Началось всё в лёгкий морозный день в начале минувшего февраля. К закрытым воротам, блокирующим площадь перед районной администрацией, подъехал дорогой внедорожник. Поясним, что в последние несколько лет внутренняя часть двора превращена в своего рода беспилотную зону, и практически все местные чиновники оставляют своих железных коней за воротами.

Привыкший к такой рядовой обстановке охранник, разумеется, был немного потрясён, когда из джипа вышел человек и требовательно-командным тоном попросил ключ-пульт от ворот. Заехав во двор, он, как свидетельствуют очевидцы, положил пульт в карман, сказав, что отныне это его ключ, а администрация пусть сделает себе второй комплект. Ну точно какой-то высокий начальник из Махачкалы, подумали свидетели этого аттракциона важности…

На самом деле им оказался руководитель межрайонного отдела УФМС по РД в г. Избербаше Омаргаджи Алиев. Разговор с охранником, как позже оказалось, был ещё цветочком. Куда более начальствующим тоном он заговорил уже непосредственно в здании администрации. Не размениваясь на вступления и приветствия, он, как сообщают наши источники, решил сразу же взять быка за рога – громко заявил, что его в Каякентский район отправил глава республики Рамазан Абдулатипов для наведения порядка, и поставил вопрос о своём назначении заместителем главы района. Совершенно очевидно, Алиев прекрасно понимал, что в любом другом случае он мог, мягко говоря, быть непонятым и даже получить адекватную «ответку» и, вероятно, поэтому без раздумий вошёл под прикрытие Абдулатипова. К тому времени он уже был принят на работу начальником одного из отделов администрации района, где он, судя по всему, долго задерживаться не собирается.

Магомедэмин Гаджиев оказался зажатым жёсткими обстоятельствами...

Очередной всплеск произошёл уже в кабинете главы района Магомедэмина Гаджиева, где кроме него и Омаргаджи Алиева присутствовал полномочный представитель главы РД в центральном территориальном округе Шамиль Зайналов, а также группа депутатов районного собрания. И тут та же песня: Алиев продолжал настаивать на скорейшем назначении его замглавы и на этот раз в качестве веского аргумента использовал имя Абдулатипова, чем загнал Магомедэмина Гаджиева в весьма щекотливое состояние. В этой ситуации он не стал торопиться использовать свою власть, вероятно, полагая, что любое противодействие «человеку» Абдулатипова может быть чревато. И он здесь ведёт себя, как ведут себя 99 процентов чиновников, которые дико боятся, во-первых, потерять собственное кресло, во-вторых – честь и достоинство (учитывая склонность и тягу Абдулатипова к прилюдному оскорблению подчинённых).

24 депутата райсобрания официально обратились к Магомедэмину Гаджиеву с требованием не назначать Алиева, однако вместо самостоятельных шагов по нейтрализации его агрессивных действий Гаджиев, по нашим данным, активно ищет встречи с братом Рамазана Абдулатипова, депутатом Народного собрания Раджабом Абдулатиповым, которого хочет попросить вмешаться в ситуацию. И это не удивительно, поскольку Омаргаджи Алиев прекрасно знаком с депутатом, более того, работал в УФМС под его началом. И несложно предположить, что между его появлением в Каякентском районе и этим знакомством имеется непосредственная  связь.

Следующая попытка утвердить Алиева, по нашим ожиданиям, может повториться 28 марта в ходе очередной сессии районного собрания. Стоит отметить, несколько месяцев назад, следуя прямым указаниям руководителя Дагестана об оптимизации штатов, в большинстве муниципалитетов республики, в том числе в Каякентском районе, были сокращены заместители глав. Впрочем, в случае если руководству муниципального образования не удастся решить вопрос своими силами, точку в вопросе готов поставить местный электорат. «Мы посмотрим, как будут развиваться события. Если Алиев не оставит район в покое, то мы просто спустимся вниз», – многозначительно сказал в беседе с «ЧК» один из активистов села Каякент, одного из крупнейших сёл республики.

А сценарий, когда местные жители могут взять инициативу на себя, с масштабными акциями протеста, перекрытием дорог и так далее, здесь вполне может быть, особенно если речь идёт о борьбе за кресло руководителя района. Жители района не сомневаются, что назначение Омаргаджи Алиева заместителем – это не конечная цель последнего, что за этим могут последовать процессы, могущие привести его и на должность самого главы.

 

Угол зрения

 

Единственным объяснением столь яростной борьбы за должностное кресло в районе, к которому, собственно говоря, он не имеет никакого отношения, по нашему разумению, может быть земля. Вернее, возможность влиять на земельную политику в таком стратегически выгодном Каякентском районе. В 2006 году в федеральное законодательство были внесены изменения (ФЗ РФ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ от 17 апреля 2006 г. N53 ФЗ. – «ЧК»), согласно которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, передано главам районных администраций. Раньше этими полномочиями были наделены главы сельсоветов. Видя эту законодательную брешь, главы районов вкупе с республиканскими чиновниками с целью продления своих полномочий по распределению земель вот уже несколько лет подряд преднамеренно не проводят разграничение земель. Благодаря этому у глав МО появились реальные инструменты и возможности для маневрирования с землёй (продажа, распределение), хотя сельсоветы эти земли десятилетиями раздавали бесплатно своим жителям. И лоббирование кандидатуры Алиева может дать и ему, и его кураторам прямой доступ к ресурсам.

Очевидно, что в таком случае борьба будет разворачиваться за земли района, граничащие с Избербашем. Отметим, что между двумя муниципалитетами в данное время идут судебные тяжбы и внесудебные споры. И не секрет, что руководство Избербаша, открыто заявляющее, что соседний район ведёт дискриминационную земельную политику, спит и видит соседние территории под флагом города. Стоит также подчеркнуть, что данные прибрежные земли считаются одними из самых дорогостоящих в республике, и свободный доступ к ним с возможностью проведения финансово-торговых операций с участками сулит весьма радужные перспективы. Надо заметить, что Избербаш однажды, в 2008 году, уже оттяпал каякентскую землю под кладбище и мусоросвалку. Отторжение земель, можно считать, началось в 2004 году, когда Избербашу передали 36 гектаров. Разделили их на участки по 4,5 сотки (именно так и было в 2004 году) плюс небольшие лоскутки под внутрипоселковые дороги, и получилось 720 участков. Каждый стоил тогда не меньше 250 тысяч рублей. Семьсот двадцать участков потянули на 165 миллионов рублей! Сейчас цена за землю здесь возросла в разы.

Земельные вопросы без промедления вызывают протесты. Только жители Каранайаула за последние 10 лет устраивали несколько масштабных акций протеста. Теперь, по всей видимости, следует ожидать новую волну протестов.

И при сложившейся ныне муниципальной политике локальные инциденты потенциально возможны и в других районах, где остро стоит земельный вопрос. В этом в большей степени виноваты как республиканские, так и муниципальные власти. Первые – потому что считают только себя полновластными хозяевами пастбищных и большей части сельскохозяйственных земель, вторые – потому что очень сильно боятся своими решениями не угодить первым. Ещё одним из нестабильных районов в плане земельных отношений, несомненно, можно назвать Кумторкалинский. Здесь в ближайшее время запланирована смена руководителя. Вместо Магомеда Бамматова кресло главы займёт экс-начальник местного РОВД Айнудин Зиявутдинов. Вопрос о его назначении, по нашим данным, уже практически решён на уровне Белого дома. Отметим, что Зиявутдинов считается человеком из команды депутата НС РД, бывшего спикера парламента Магомедсултана Магомедова.

Кадровая политика в Дагестане становится всё более агрессивной

 

Буйнакский синдром

 

Напряжённой остаётся ситуация и в Буйнакске. Конфликт между мэром города Закарьёй Амировым и Рамазаном Абдулатиповым не нашёл своего разрешения. Требования главы РД к Амирову, чтобы тот покинул свой пост и уступил его депутату НС РД Исламудину Нургудаеву, наткнулись на противодействие действующего мэра. В ответ на давление Амиров ввёл в руководство Буйнакска оппонента Абдулатипова, бывшего главу города Османа Османова. В свою очередь, городу было урезано финансирование, а депутатский корпус, ещё в начале 2016 года поддержавший Амирова, раскололся на его сторонников и противников…

В Буйнакске в итоге сложилась ситуация взаимного контроля, где одна часть политических оппонентов контролирует действия других и, в случае обнаружения с их стороны нарушений, тут же обращается в прокуратуру и иные органы власти.

Как пример, ситуация последней недели, когда в прокуратуру было направлено письмо за подписью председателя Совета депутатов города Темирлана Темирханова, в котором депутат просит провести проверку шести постановлений об образовании и утверждении земельных участков, принятых администрацией Буйнакска. Депутаты считают, что на этих земельных участках, в основном расположенных в зелёной зоне многоэтажных домов, появится застройка. Они также не исключают и преступного развития событий.

«С учётом сложной социально-политической обстановки, сложившейся в городском округе, которая может быть использована в различного характера мошеннических и преступных схемах в отношении данных земельных участков со стороны некоторых должностных лиц администрации города, также просим внести протест на эти постановления и приостановить процесс выполнения кадастровых работ», –  говорится в письме прокурору Буйнакска Рамазану Ибрагимову. Ещё одно письмо, но уже на имя руководителя Управления Росреестра по РД Сафиюлы Магомедова. Ему они представили данные уже на 15 земельных участков, в число которых, по мнению депутатов, «входят территории, предназначенные для массового отдыха горожан (территории парков, скверов и т. д.)». (Оба письма имеются в распоряжении редакции «Черновика».)

Депутаты в письме в Росреестр просят приостановить процесс регистрации собственности на указанные ими земельные участки, а также со ссылкой на устав города и федеральное законодательство указывают, что подобные манипуляции с землёй возможны только после прохождения процедуры публичных слушаний.

Депутат городского собрания Шамиль Аташев считает, что действующая администрация Буйнакска проводит подобные манипуляции с землёй только потому, что понимает, что она временная.

«Амиров назначил и. о. главы города Тагира Кудаева. Он не местный житель, завтра он уедет, и что будет происходить в Буйнакске, его уже не будет интересовать. Мы не хотим, чтобы буйнакцы, отдавая за эти земли деньги, попадали в какие-то сомнительные ситуации. В городе и так напряжённая обстановка, а такие манипуляции с землёй могут привести к тому, что она выйдет из-под контроля», – утверждает Аташев.

Он дополняет картину заявлением о том, что парки Буйнакска грязные, находятся в ужасном состоянии, а «сидящие в тёплых кабинетах начальники ничем не могут помочь городу», так как они не профессиональны и из-за них нет финансирования из республиканского бюджета. «Пока народ не поднялся против них и дело не дошло до кровопролития, им надо добровольно сложить полномочия и покинуть кресла», – считает депутат.

Отметим, что, помимо напряжения в земельном вопросе, горожане могут столкнуться с тем, что в Буйнакске могут быть назначены новые выборы депутатов городского собрания. Дело в том, что конфликт между депутатами и руководством города и республики, а также уже внутри горсобрания привёл к тому, что уже второй-третий месяц не проходят сессии городского собрания.

Пункт 3 ст. 70 устава Буйнакска гласит, что если правомочный состав депутатов горсобрания в течение трёх месяцев не проводил правомочного заседания, то прокуратура города обращается в суд, чтобы установить (процедурно закрепить) этот факт, а затем глава Дагестана в течение трёх месяцев со дня вступления в силу решения суда вносит в Народное собрание республики законопроект о роспуске депутатов городского округа. Несмотря на, казалось бы, затяжной характер рассмотрения этого вопроса, начало подобной процедуры может привести к серьёзным последствиям: изменению расклада сил в горсобрании, а также существенному обновлению его состава. Прокуратура города следит за данной ситуацией и, судя по всему, уже запустила этот механизм.

Так, 20 марта было распространено информационное сообщение о том, что прокуратура Буйнакска обратилась в суд, чтобы обязать депутатов города собраться на сессию и привести устав Буйнакска в соответствие с федеральным законодательством.

«Отсутствие необходимых муниципальных нормативных правовых актов снижает эффективность работы органов местного самоуправления, создаёт препятствие в осуществлении гражданами муниципального образования их прав и свобод, вытекающих из соответствующих норм», – говорится в заявлении прокуратуры.

 

Вместо вывода

 

По истечении четырёх лет руководства Рамазана Абдулатипова становится очевидным, что его политика, в частности, кадровая, приобретает всё более агрессивные формы. Когда он только паковал чемоданы, став врио главы региона, люди из ближнего круга предупреждали, что если он не поднимет социалку и экономику республики, то здесь будут вечно воевать. И, как только усилиями сугубо силовых структур и спецслужб в Дагестане были практически разгромлены разрозненные диверсионные группы, прекратились взрывы и крупные вылазки боевиков, Абдулатипов тут же решил, что и экономика, и социалка стали сами по себе развиваться. Без каких бы то ни было на это оснований, базы и фундамента. В Москву одна за другой уходят релизы о невероятных успехах в развитии республики со столь же невероятными приписками почти во всех сегментах, и каждый одобрительный жест из центра, на наш взгляд, ещё больше утверждает в руководителе Дагестана чувство единоличного и незаменимого правителя. Сначала Абдулатипов не успевает реагировать на эксцессы, рождаемые у него под самым носом. В бесконечной погоне по форумам и презентациям потом и вовсе перестал замечать дела «подбрюшные».

Таким образом, вокруг него фактически не осталось людей, способных, глядя ему в глаза, озвучить реальную ситуацию на местах. Любые правильные и адекватные предложения, советы и целесообразности отторгаются республиканской властью как инородные тела. В результате у обывателя сложилось устойчивое убеждение, что всё, что ни делается в большой политике республики, делается только ради власти и денег. Больших денег. А большие деньги в Дагестане, в том числе и федеральные, используются уже давно и традиционно не для развития экономики и социалки, а для удержания политической власти. ]§[

Номер газеты