Города печального образа

Города Дагестана в целом выглядят печально: мусор, коровы, разбитые дороги, пробки. Но в то же время в них идёт активная политическая жизнь: представители бизнеса и власти группируются, создают союзы, штурмуют власть или, наоборот, терпят поражение.

На этой неделе (21 октября) председатель правительства Дагестана Артём Здунов провёл совещание, посвящённое ситуации с заражением пятерых дагестанцев сибирской язвой. Обсуждение причины появления инфекции привело к критике премьер­министром ситуации в Хасавюрте. Сделано это было, если судить по тому видео, что распространялось в социальных сетях, в резкой и грубой форме.

 

Хасавюрт

 

Артём Здунов – это было видно – загодя приготовился разносить мэра Хасавюрта Зайнудина Окмазова: была заготовлена речь, соответствующие слайды. И, судя по ним, было за что.

«Вчера были в Хасавюрте… Вот эти шкуры… (Демонстрируются фотографии с бараньими шкурами, а также небольшая аккуратная будка по приёму шкур – «ЧК»). Я не говорю, что они заразные или не заразные. Никто этого не знает. В этой будке вряд ли определяется их санитарная чистота. Там вряд ли есть лаборатория Роспотребнадзора. Я не думаю, Зайнудин Дадабегович (обращается к главе Хасавюрта – «ЧК»), что вы об этом не знаете. Когда мы проводили ревизию в Хасавюрте по поводу воды, то вам делали предупреждение. Вы вообще город не убираете что ли? Посмотрите, коллеги! Это вот так наши люди живут, дагестанцы! Уборки никакой нет вообще! Это просто съёмка местности. Там домашний скот ходит…У этого бычка (от которого, предположительно, началось заражение сибирской язвой) в желудке что нашли? Пакеты, верёвки… Я вас слушаю…» – обратился за объяснением к Окмазову Здунов.

Видео передало, что Окмазову было что сказать по этому поводу, объяснить и оправдаться, но, видимо, было и что­то ещё, что не позволяло так быстро этого делать. Поэтому он, взяв на себя роль наказанного чиновника, выдавил из себя: «Мы принимаем меры!»

«Вы ничего не принимаете! – отрезал Здунов, показывая, что, в принципе, ему ответ мэра города не интересен. – У вас город весь в грязи. Если вы считаете, что ваш город чистый, то мы принимаем это к сведению. И сегодня туда выезжает бригада, в том числе, кадастровый инженер, который снимет данные и выяснит, территория это Хасавюрта или нет. Если вы меня обманываете, то у вас будут последствия!»

Вопрос о кадастровом инженере в речи Здунова возник не случайно: Окмазов уверял, что снимки местности, богато посыпанной мусором, не относятся к городу, соответственно, мэрия за уборку территории ответственности не несёт. Возможно, поэтому сидевший рядом с Окмазовым глава Хасавюртовского района Джамбул Салавов, чей муниципалитет окружает большую часть города, заметно нервничал. Но премьер­министра интересовало другое – решение проблемы.

«Надо провести встречу с общественностью, собрать волонтёров и город убрать!.. Все несоответствующие требованиям закона бизнесы – убрать. Создать общественную комиссию по ситуации в Хасавюрте и сегодня же осуществить выезд на место. Если глава Хасавюрта не согласен, что это его территория, то надо доказать ему это, чтобы он знал, где его город. Написать заявление в прокуратуру Дагестана… Мне нужно решение этой проблемы!.. В Хасавюрте есть люди, которые (за уборку города) зарплату получают, есть службы, которые надо заставить работать. Даю на это три дня! Этого вполне достаточно, чтобы ликвидировать этот мусорный завал», – распорядился премьер.

К решению проблемы приступили традиционно: на следующий день (22 октября) в Хасавюрте прошло совещание выездной комиссии, на следующий день – ещё одно совещание, как бы подводящее итоги. А уже 23 октября пошли тексты, откровенно рекламирующие деятельность… министра по делам молодёжи РД Камила Саидова! В частности, текст, начинающийся со слов: «Проблемами неблагоприятной санитарной обстановки в Хасавюрте озаботился министр по делам молодёжи Республики Дагестан», внушал мысль, что порядок в этом северном и брутальном городе наведён исключительно его твёрдой рукой.

Официальный релиз гласил, что Саидов сумел 22 октября мобилизовать целую армию активистов – три тысячи человек (!), которые «провели инспекцию мест скопления мусора, объезд пунктов продажи шкур животных, а также организовали общегородской и районный субботники».

 

Парламентаризм

 

Пока Хасавюрт и Хасавюртовский район разбирались с делами земными, в Избербаше решались проблемы иного рода.

В Избербаше политическая жизнь тоже вертится вокруг местного Собрания депутатов. Напомним, что в Избербаше в результате выборов, прошедших 9 сентября 2018 года, было сформировано Собрание депутатов, в котором находятся две примерно равные по количеству противоборствующие политические группы. Одна из них, состоящая в основном из членов «Единой России», избрала 21 сентября 2018 года председателем собрания Исламали Багомедова. За это решение проголосовали 11 депутатов.

Другая группа, состоящая в основном из членов КПРФ, смогла 30 октября 2018 года мобилизоваться и отозвать Багомедова с должности спикера горсобрания. Председателем собрания в тот день был избран Магомедхабиб Амиров.

Сторонники Багомедова обратились 16 ноября 2018 года в суд. Однако судебная система до сих пор не приняла решения о том, кто из двух спикеров – Багомедов или Амиров – правомочен. Тем не менее 8 октября 2019 года в Избербаше состоялась внеочередная сессия горсобрания, на которой из 13 кандидатов был избран глава города – Магомед Исаков. За кандидатуру Исакова, который с декабря прошлого года временно исполнял обязанности главы Избербаша, проголосовали присутствующие 11 депутатов из 21.

10 депутатов (представители КПРФ) – сторонники Амирова – на процедуру избрания главы города не явились, так как там председательствовал Багомедов. Они посчитали, что их участие в этой процедуре приведёт к легитимизации Багомедова как спикера Собрания депутатов.

В понедельник, 21 октября, они провели в редакции «Новое дело» круглый стол, где обсудили происходящее в Избербаше. В частности, там было заявлено, что они признают избрание главы Избербаша недействительным.

В качестве аргумента они указывают на то, что решение избербашского Собрания депутатов от 30 октября 2018 года об избрании спикером собрания Амирова никем не отменено. Об этом же свидетельствует выписка из ЕГЮРЛ ФНС, где Амиров указан в качестве председателя Собрания депутатов. Участники круглого стола подчёркивают, что под председательством Амирова было проведено 10 заседаний и на каждом рассматривался бюджет города на текущий год. Ими же был объявлен конкурс на замещение должности главы Избербаша. Однако, по их мнению, тогдашний и. о. главы города Исаков саботировал принятые депутатами решения.

Владимир Иванов искажает?

В своём обращении депутаты указывают, что ситуация в Избербаше стала возможной вследствие того, что руководитель АГП Владимир Иванов, его первый зам Владимир Деревянко, а также начальник управления АГП по вопросам местного самоуправления Курбан Нажмудинов «умышленно не доводят до главы РД Владимира Васильева обращения депутатов», а если и доводят, то искажённо. Сторонники Амирова считают ситуацию в Избербаше критической, процедуру избрания Исакова – незаконной.

P. S. «Черновик» в своём приложении «Средний класс» время от времени печатает выдержки из мемуаров Ли Куан Ю, экс­президента Сингапура. Они про то, как он наводил порядок: убирал мусор, выгонял с дорог скот, менял менталитет населения, насаждая культуру в быту. Наши муниципалы это не читают. Они смотрят в рот своему начальству. К сожалению… А вот если бы читали, да ещё на практике реализовывали прочитанное, то глядишь – не попадали бы под разнос.

На этой неделе широко обсуждался разнос, устроенный председателем правительства Дагестана Артёмом Здуновым мэру Хасавюрта Зайнудину Окмазову. Ему, видишь ли, не понравилось, что шкуры там да грязь кругом! Заметим уважаемому премьер­министру, что мы с ним не согласны! Не согласны в том плане, что он критикует только Окмазова. Хотя такая картина не только в Хасавюрте, но и в других муниципалитетах. В той же Махачкале такие проблемы. Почему не ругают Салмана Дадаева? В Дербенте не всё чисто. В Буйнакске, Каспийске, Избербаше. Да в любом городе или районе Дагестана!

Просто в одни городах и районах умеют заметать грязь под ковёр, а в других – нет. Или просто бессмысленно это делать. А выносить сор из избы (во всех смыслах), попутно разбираясь, кто за что полномочен, где чья землица да зона ответственности – так этому сам Здунов первый будет не рад.

В то же время мы с Артёмом Алексеевичем согласны: пора хоть когда­то начинать наводить элементарный порядок. После просмотра небольшого видео, где молодой топ­менеджер разносит как мальчишку взрослого муниципала, сначала испытываешь ярость по отношению к «варягу». «Да как он смел так говорить со старшим?! Где этика!» – такой ряд мыслей возникает в голове. А потом, когда видео смотришь повторно, тебя посещает стыд: «варяг» делает нам замечание хоть и в грубой форме, но верное, по сути. В грязи живём! Коровы на городских улицах бродят. Мусорные операторы и ответственные лица не наводят чистоту.

Заметим, что об этом ежедневно говорят сотни и тысячи дагестанцев в различных городах и районах. Не сговариваясь. Видя реальную картину кругом, переживая об этом. Но их муниципальные власти не слышат. А если слышат, то устало отмахиваются. Зато теперь прекрасно и покорно услышали Здунова… Не стыдно? Голос одного приезжего чиновника для вас оказался более важным, чем голоса тысяч ваших земляков!.. ]§[

Номер газеты