Дёшево и сердито

В Дагестане растёт количество людей, остро нуждающихся в элементарных продуктовых и продовольственных товарах. В кол-центр министерства труда и социального развития республики ежедневно поступают сотни звонков от владельцев опустевших холодильников. Люди стремительно беднеют и ищут малейшую возможность «достать копейку». Но пока нельзя, предупреждают власти.

Прошёл ровно месяц со дня, когда президент России Владимир Путин отменил по стране рабочие дни в связи с распространением коронавирусной инфекции. Болезнь наступает (подробнее читайте на 4, 5 стр. «ЧК»), и вынужденные выходные продлятся как минимум ещё две недели – до конца майских праздников… 

 

Пескова не поняли?

 

Простые логические расчёты показывают, что работающее население уже «съело» свою апрельскую заработную плату, сохранённую Путиным, и, как может показаться, может и ещё две недели следовать современному призыву «Сидим дома». Меры самоизоляции на практике да, дают результат, не позволяя вирусу массово и быстро поражать население. Но они не дают ответа на вопрос, на что и как людям жить. Никакими нормативными и подзаконными актами добровольная самоизоляция не включена в программы финансирования, а учитывая катастрофическое положение с безработицей, в частности в Дагестане, нетрудно понять, что целые слои общества обречены на реальную бедность с вытекающими последствиями.

Давать людям деньги на жизнь некоторые влиятельные финансисты посчитали не только невозможным, но и опасным. К примеру, глава Сбербанка Герман Греф ранее сказал, что в России нет ресурсов, чтобы напрямую раздавать населению деньги. А председатель Центробанка Эльвира Набиуллина зашла ещё дальше, утверждая, что выдача денег гражданам разгонит инфляцию и такие «вертолётные деньги» могут привести к повторению ситуации 1990-х годов. 

И вот на неделе у миллионов граждан страны появилась надежда. Несколько федеральных информагентств со ссылкой на пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова сообщили, что федеральный центр допускает возможность прямой финансовой помощи людям в условиях эпидемии.

В интервью телеканалу RTVI он заявил, что нельзя исключать новых пакетов поддержки со стороны государства. «Вы знаете, что президент поручил готовить новый пакет мер поддержки, а главное – президент поручил готовить национальный план развития экономики. Помощь может быть или прямой, или косвенной, и неизвестно ещё, что лучше». 

Однако спустя сутки Песков заявил, что журналисты неверно истолковали его слова о прямой финансовой помощи гражданам. «Этого не было. Это ошибочная подача информации», – сказал он, объяснив, почему в России не желают следовать примеру США или Германии, где гражданам раздали деньги на период пандемии: «Потому что наша страна обладает определённым потенциалом. Этого потенциала достаточно для того, чтобы амортизировать любые негативные последствия мировых экономических кризисов, для того, чтобы амортизировать последствия нынешнего экономического кризиса, и для того, чтобы, невзирая на то, насколько тяжёлые условия наступают, продолжать выполнять весь объём социальных обязательств». 

 

Гладко на бумаге,

да забыли про овраги

 

Если глубинный смысл последних слов Дмитрия Пескова посилен искушённым финансистам и экономистам, то происходящее в Дагестане очевидно всем без исключения. Коронавирус и внебольничная пневмония срубает целыми сёлами, большинство населения – самозанятое, бюджетных зарплат крайне мало, фундаментальная основа экономики региона – торговля – встала.

Руководство республики на этом фоне поймало тишину, забыв даже про пресловутые задачи по сбору налогов любой ценой, ограничившись сухими онлайн-совещаниями по оперативной обстановке в связи с COVID-19. Денег нет, и, несмотря на жуткую статистику заболеваемости, людей всё труднее вынудить сидеть по домам.

Единственными представителями власти, кто в эти дни напрямую работает с населением, как ни странно, являются сотрудники МВД Дагестана.

В начале текущей недели на основных автомагистралях, ведущих в Махачкалу, случился коллапс. Практически все автомобили останавливали сотрудники полиции и в подавляющем большинстве случаев разворачивали обратно. На просьбы и возмущения водителей от сотрудников следовало: «Покажите ваш штрихкод». Что это такое, причём, не знали не только большинство автовладельцев, но и сами полицейские. В действительности, «штрихкод» – это электронный пропуск, который уже активно используется в Москве и ряде других крупных городов. При этом где и как его взять, полицейские не могли ответить, поскольку не знали. Конечно, ругать всех этих лейтенантов и сержантов не стоит, поскольку они лишь выполняют команды начальства.

По поводу такой команды несколько дней назад в социальных сетях стали распространять аудиосообщение, в котором не представившийся сотрудник полиции офицерского звена рассказывает об указании руководства полицейского ведомства навести жёсткий порядок на улицах городов республики, в частности Махачкалы. Автор сообщения говорит, что лично министр внутренних дел Дагестана дал поручение задерживать все без исключения передвигающиеся автомобили и пешеходов в городе, оформлять протоколы и таким образом обеспечить режим самоизоляции. Многие расценили это сообщение как очередную утку, но ясность внёс лично глава МВД РД Абдурашид Магомедов. По сути, он стал первым и единственным правительственным чиновником, кто напрямую обратился к населению республики.

Забота о самоизоляции обернулась громадными пробками в Махачкале

 Магомедов в начале своей речи сообщил, что от коронавируса не защищены и сотрудники полиции.

«Уважаемые жители Дагестана, мы потеряли третьего нашего сотрудника, за неделю погибло трое сотрудников от пневмонии. Это были достойные сотрудники, и как профессионалы, и как граждане. Я бы хотел выразить соболезнования родным и близким наших сотрудников, их коллегам, – начал министр, стараясь проявить максимальную заботу о людях. – Мы сейчас оказались в такой ситуации, очень новой для нас: развитие пневмонии, неожиданное, быстрое. Сложная ситуация. Ранее мы не сталкивались с таким положением дел в республике, поэтому всё, что мы делаем, для нас ново. И, возможно, при проведении каких-то мероприятий они кажутся очень жёсткими, и, возможно, мы допускаем при этом какие-то ошибки. Мы ежедневно анализируем нашу работу и принимаем меры к тому, чтобы максимально корректно проводить наши мероприятия».

В то же время, продолжил Абдурашид Магомедов, развитие пневмонии в республики даёт полиции основания для того, чтобы граждане максимально соблюдали те предписанные меры, которые в конечном итоге дадут возможность избавиться от этой заразы. 

«Во исполнение тех решений о соблюдении режима самоизоляции принимаем меры к тому, чтобы люди праздно не шатались по городам, районам, населённым пунктам нашей республики, не разъезжали. И много критики в этом плане со стороны граждан, наверное, она обоснованна.

Я призываю наших сотрудников исключительно корректно выполнять наши функции, потому что население оказалось в этой ситуации не по своему выбору. Очень много проблем у граждан, и мы должны их вместе с ними решать. Обращаюсь к гражданам с просьбой проявить максимальную сознательность, тем самым вы сохраните жизни свои, своих родных и близких», – объяснил позицию министр. 

Вместе с тем он напомнил, что некоторые люди в Дагестане хотят использовать эту ситуацию для того, чтобы разного рода фейками наводить на людей страхи.

«В частности, вы знаете, была информация о том, что якобы летают вертолёты и разбрасывают какое-то вещество и в результате в некоторых населённых пунктах умирают люди. Это является неправдой, мы установили этих людей, в ближайшее время мы дадим информацию. Вы увидите, что это придуманные вещи. Государство предпринимает все возможные меры для того, чтобы быстро разобраться с этой ситуацией. Да, конечно, возможно, мы делаем что-то не так, но со своей стороны сотрудники МВД будут делать всё, чтобы помочь гражданам и быстрее республику освободить от этой инфекции. 

Поэтому я прошу вас с пониманием отнестись к тем мерам, которые предпринимают сотрудники органов внутренних дел. Наряду с врачами, медицинскими работниками мы сегодня оказались на передовой. Уверяю вас, нам не доставляет удовольствия вот так вот пресекать и принимать меры к тому, чтобы ограничивать перемещение, передвижение наших граждан. Чтобы мы не выходили в парки, скверы, чтобы мы не гуляли. Это один из образов нашей жизни, и в настоящее время нам приходится применять столь непопулярные меры для того, чтобы всё-таки сохранить жизни наших граждан. 

Я думаю, мы все вместе с соблюдением этих норм поведения и выполнения требований, которые в данной ситуации нам предъявляют и медики, и специалисты, преодолеем эту заразу и вернёмся к нормальной жизни», – заключил глава МВД республики. ]§[

 

Номер газеты