Дагестанская общественность на неделе была взбудоражена очередными слухами об отставке главы РД Рамазана Абдулатипова. Если за эти годы общественность привыкла к тому, что его отставляют раз в квартал или полгода и как-то вяло на это реагирует, то теперь встрепенуться её заставила фамилия возможного назначенца – Ченчика.
О том, что экс-руководитель ГУ МВД по СКФО, замдиректора Росгвардии Сергей Ченчик будет 16 января назначен главой Дагестана, сообщил в своём аккаунте в Facebook со ссылкой на источники журналист Максим Шевченко.
Ченчик
По мнению Шевченко, если назначение Ченчика состоится, то это будет означать, что «силовая мафия» смогла указать новому замглавы АПР Сергею Кириенко, что Кавказ не подчиняется администрации президента России, а «остаётся доходной вотчиной и бизнес-делянкой силовиков, в первую очередь, от МВД, а теперь ещё и Нацгвардии». По мнению Шевченко, такое назначение может привести к беспределу МВД и Нацгвардии, а также к полной зачистке исламского гражданского общества, закрытию мечетей, террору со стороны «эскадронов смерти», практикующих внесудебные казни и пр.
«Практика назначения силовиков в руководство северокавказских республик была объяснима в годы войны против террора и порочна и гибельна в наше время.
Она приведёт к массовым нарушениям гражданских прав и развёртыванию гражданского конфликта по новой. Конечно, Кавказ не Москва. Там можно любого невиновного схватить, пытать, убить, оклеветать, и ничего никому за это не будет, хоть Путину жалуйся, хоть Папе Римскому. Никакой суд, никакой омбудсмен не защитит. Там постоянно 37-й год!» – даёт оценку ситуации на Северном Кавказе Шевченко.
Отметим, что источники «ЧК» развивали информацию о скором назначении Ченчика сообщениями о том, что его видели 16 января в здании МВД по РД (в тот день там проходила коллегия), хотя эта информаия не нашла своего подтверждения. Также сообщалось, что 17 января пройдёт заседание Антитеррористической комиссии, на котором будет объявлено о прогнозируемых переменах. Не произошло.
«Черновик» направил в пресс-службы Кремля, Администрации Главы и Правительства РД запросы о муссировавшихся сообщениях, но они до сих пор не ответили, чем только помножили слухи о скорых переменах в Дагестане…
Заметим, что слух о смене Абдулатипова повторил сценарий 2012 года. Тогда сообщение в Twitter депутата Госдумы Александра Хинштейна об отставке одного из глав СКФО, как потом выяснилось, главы РД Магомедсалама Магомедова, и назначение вместо него Рамазана Абдулатипова категорически отрицалось республиканскими властями. Потом оно нашло своё подтверждение, когда Абдулатипов сообщил Шевченко, что «есть приказ» о его назначении врио главы РД…
Назначение Сергея Ченчика, как бы фантастически это ни выглядело, в качестве исполняющего обязанности главы Дагестана вполне возможно. Во-первых, «скамейка запасных президентов», способных заменить Абдулатипова на этом посту, очень мала. Тасовать старую колоду из одних и тех же фамилий там не хотят.
Во-вторых, с учётом того, что Дагестан – это зона интересов федеральных силовых структур, а в период приближающихся президентских выборов именно «успокоение Кавказа» повышало рейтинг федеральной власти, назначение «на Кавказ» русского генерала могло решить сразу несколько задач: показать центральной полосе России и республикам, что Центр можёт решать вопросы со своими провинциями довольно жёстко, если посчитает, что там критическая ситуация. В-третьих, назначение Ченчика – это как бы ответ тем, кто приучил Кремль к мысли, что назначение русского в Дагестан – это панацея от клановости и коррупции в республиканских и иных органах власти. «Хотели русского? Получайте!» – это также способ отсрочить вопрос о предложении кандидата, который будет из местных и не «врио».
В том случае, если назначение Ченчика всё же подтвердится, то можно будет констатировать два серьёзных обстоятельства:
1. Дагестан находится в зоне риска, и если в республику назначают русского руководителя (что не было ни разу за последние годы как советской власти, так и современной России), то значит, что федеральный центр признаёт ситуацию стремительно ухудшающейся, выправить которую может только боевой генерал, специализирующийся на противодействии организованной преступности.
2. Дагестан за годы власти Абдулатипова подпал под влияние различных мафиозных кавказских групп, противодействовать которым может только тот, кто к ним не имеет отношения, а, наоборот, может с позиции руководителя гражданской власти помогать в этом деле силовому блоку.
Здесь мы можем только разделить опасения Максима Шевченко, что по факту мы можем столкнуться с тем, что противодействие оргпреступности останется в стороне, а борьба будет вестись не столько с бандподпольем и мафиозными группировками, сколько с прихожанами «неправильных» мечетей, правозащитниками, требующими соблюдения закона, независимыми СМИ, малым и средним бизнесом, который не привык маршировать.
Нельзя исключать также, что на ожидание перемен в Дагестане повлияла отставка 12 января главы Адыгеи Аслана Тхакушинова и назначения в качестве врио главы этой республики его племянника Мурата Кумпилова. Тхакушинову скоро исполняется 70 лет, и его отставку связывали с возрастом. «Сначала он собирался стать ректором одного из местных вузов, но теперь задумался о госдолжности», – цитирует свой источник в Адыгее газета «Коммерсантъ»…
Буйнакская «санта-барбара»
Параллельно с событиями, разворачивавшимися вокруг Буйнакского медицинского училища, развивалась ситуация вокруг кресла главы города. После острого диалога главы РД Рамазана Абдулатипова и мэра Буйнакска Закарьи Амирова, произошедшего 15 ноября 2016 года на Республиканском налоговом форуме, разговоры о том, что в первой столице Дагестана снова сменится власть, участились. По некоторым данным, в Администрацию Главы и Правительства РД (АГП) даже поступило письмо на имя Абдулатипова за подписью якобы депутатов городского собрания Буйнакска, в котором содержалась просьба назначить в город нового руководителя. Информация об этом письме стала известна сторонникам Амирова в администрации Буйнакска и вызвала серьёзный конфликт между отдельными депутатами и сотрудниками мэрии. В тот же период была обозначена новая кандидатура на пост главы города – депутата НС РД от «Справедливой России» Ислама Нургудаева1.
По данным «ЧК», Амирову практически сразу начали намекать, что было бы желательно, если бы он освободил должность без лишнего шума, а в декабре отдельные представители власти уже уверенно говорили, что главой Буйнакска вот-вот будет Нургудаев. Но Амиров не сдавался. Он требовал встречи с главой республики, предлагал назвать ему конкретные причины, по которым он должен уйти, назвать, с какими поставленными перед ним задачами он не справился в городе.
Уже 12 января, в день проведения в Махачкале конференции ДРО ВПП «Единая Россия», Закарью Амирова пригласили в здание АГП. Там на него снова начали давить, убеждая оставить Буйнакск. Одновременно с этим был распространён слух, что Ислам Нургудаев в сопровождении группы поддержки едет в Буйнакск, чтобы пройти процедуру утверждения в качестве первого зама. Однако этого не произошло, так как события в Махачкале развернулись с новой остротой…
Как сообщают источники «ЧК», 12 января Амиров встретился с первым замом руководителя АГП Алексеем Гасановым. Тот снова озвучил желание руководства республики. Амиров снова заявил, что хотел бы обсудить эту ситуацию с Рамазаном Абдулатиповым и лично от него услышать, в чём его, как главы Буйнакска, недоработка. Спустя какое-то время встреча Абдулатипова и Амирова состоялась.
Сначала она протекала спокойно, глава РД, как говорят информаторы «ЧК», даже извинился перед Амировым за резкие слова в его адрес, сказанные на ноябрьском форуме (см. «Обострённый диалог», «ЧК» №45 от 18 ноября 2016 года), а затем в мягких выражениях стал говорить о необходимости сделать кресло мэра Буйнакска вакантным. Амиров так же мягко возражал, прося объяснить причину, по которой он должен уйти. Постепенно разговор стал накаляться и коснулся вопроса обязательств Амирова перед Абдулатиповым, как лицом, благодаря которому тот возглавил Буйнакск. Абдулатипов посчитал, что обязательства Амирова лично перед ним выполнены не в полной мере.
В свою очередь, Амиров напомнил, что ему лично пришлось приложить немало сил для того, чтобы в первую очередь переориентировать на себя сплочённый депутатский корпус, занявший абсолютное большинство в городском собрании и выдвигавший на тот период времени (конец 2015 года) требование назначить мэром Османа Османова (экс-глава города, возглавлявший его в конце 1990-х – «ЧК»). Поэтому Амиров считает свои обязательства перед главой РД исполненными, причём в том объёме, в каком они уже осуществлены. Спор дошёл до того, что Амиров согласился покинуть пост, но при условии, что выполненные им обязательства будут компенсированы Абдулатиповым. (Да, уважаемый читатель, мы не всегда можем называть вещи своими именами… – «ЧК».)
Видимо, руководитель республики не ожидал такой наглости от мэра первой столицы Дагестана, что, перегнувшись через стол, схватил его то ли за шею, то ли за галстук. Амиров с трудом отвёл его руки… Встреча (и конструктив) на этом завершилась.
С учётом того, что бюджет любого города или района республики прочно привязан к бюджету РД и различным госпрограммам и, соответственно, сильно зависит от руководства Дагестана, главы МО не способны долгое время держать оборону. Закарья Амиров, вполне возможно, посчитал, что ему не дадут нормально работать или положенных компенсаций, поэтому решил самоотстраниться, но очень оригинальным образом…
Фактор Османова
18 ноября появилась информация о том, что Закарья Амиров готов покинуть пост мэра города, но с двумя существенными «но»: 1) он уходит, но в отпуск; 2) временно исполняющим обязанности главы города назначается… Осман Османов!
Осман Османов, возглавлявший в прошлом Буйнакск и в середине 2015 года сплотивший вокруг себя протестный электорат, являлся основным претендентом на пост мэра города. Он совместно с молодёжью, пошедшей на выборы в городское собрание депутатов от партии «Ветеранов России», сумел добиться абсолютной победы над командой прежнего мэра – Гусейна Гамзатова, но сам утвердиться во власти не смог. Рамазан Абдулатипов, возможно, посчитавший Османова членом команды экс-мэра Махачкалы Саида Амирова, а возможно, и излишне самостоятельной в местной политике личностью, был категорически против Османова, поэтому его выдвижение в главы города не поддержал.
Более того, Абдулатипов в ноябре 2015 года посодействовал тому, чтобы Гамзатов (действующий на тот момент мэр) ушёл на больничный, а врио главы города стал предложенный АГП экс-министр здравоохранения Ильяс Мамаев. Депутаты горсобрания, в тот период поддерживавшие Османа Османова, были категорически против поддержать Мамаева, поэтому в АГП подыскивали новую кандидатуру. Им стал Закарья Амиров, который 31 декабря заменил Мамаева, возглавив Буйнакск в статусе врио главы города – и. о. первого заместителя главы города.
Добиться полноценного статуса мэра Буйнакска Амиров смог не сразу: сначала был переориентирован депутатский корпус горсобрания, затем были долгие суды с Гамзатовым, утверждавшим, что он продолжает оставаться действующим мэром, а команда Османова регулярно проводила акции протеста, требуя утвердить мэром их лидера.
В период предвыборной гонки в НС РД и Госдуму (лето 2016 года) сторонники Османа Османова пытались пройти в дагестанский парламент через списки КПРФ, но избирательная система была слишком зависима от республиканского центра и показала плачевные для них результаты. Сторонники Османова, имевшие на руках доказательства спорности результатов выборов, а также объявлявшие длительные голодовки, не смогли добиться пересмотра итогов выборов…
Дальнейшее развитие событий может пойти по двум сценариям.
Первый – Закарья Амиров никуда не уходит, а досиживает свой срок до конца полномочий, время от времени выходя из отпуска и «подменяя» Османова как в управлении городским хозяйством, так и в борьбе с республиканским центром.
Депутат горсобрания Марат Джанхаев сообщил корреспонденту «Черновика», что все одиннадцать депутатов поддерживают действующего главу Буйнакска Закарью Амирова. «Рассматривать новых кандидатов в главы Буйнакска мы будем готовы только тогда, когда Закарья Якубович скажет нам, что покидает свой пост. Только в том случае, если Амиров уйдёт, мы – депутаты городского собрания – готовы будем поддержать в качестве кандидата на пост главы Буйнакска нашего горожанина – Ислама Нургудаева», – говорит Джанхаев.
Второй вариант – Закарья Амиров спустя какое-то время покидает должность. В этом случае будет объявлен конкурс на замещение должности главы МО, а также сформирована конкурсная комиссия. Конкурсная комиссия формируется из представителей республиканской власти (50%) и представителей города (50%). Согласно положению о проведении конкурса (он типовой для всех МО республики), председательствующим конкурсной комиссии назначается представитель республиканской власти. Это означает, что при равном количестве голосов членов комиссии, отданных за кандидатов в главы Буйнакска (конкурсная комиссия отбирает кандидатов в главы МО для представления их на утверждение местному собранию), последнее слово остаётся за председательствующим.
В этом случае Османову, как и другим кандидатам, придётся пройти через конкурсную комиссию и только в том случае, если его кандидатуру поддержат депутаты горсобрания, стать полноправным мэром города. ]§[
1 Ислам (Исламутин) Нургудаев, вице-президент Федерации бокса Дагестана, экс-гендиректор ОАО ТСФ «Медик». Именитый боксёр, житель Буйнакска, регулярно проводящий в городе турниры по боксу, является уроженцем Тляратинского района. Известен своей близостью к команде главы Дагестана, на первых порах (2013 год) участвовал в подборе сотрудников охраны руководства республики. По некоторым данным, его кандидатуру в качестве вероятного главы Буйнакска предложил рассмотреть Имниямин Аташев (руководитель отделения «Партии ветеранов России» в Буйнакске), но не нашёл в этом вопросе понимания. («Космическая политология», «ЧК» №39 от 2 октября 2015 г.)
- 50 просмотров