Бюджетная Конституция

Дагестанский парламент на прошедшей 30 ноября сессии рассмотрел примерно 30 вопросов повестки дня. В результате депутаты не только приняли в первом чтении бюджет РД на следующий год, но и существенным образом обновили Конституцию РД. Теперь она позволяет Народному собранию влиять на то, кем будет новый прокурор республики, а также требовать отчёта от главы РД за деятельность дагестанского правительства…

Заседание парламента началось традиционно: с выступлений представителей фракций. Коммунист Мурзадин Авезов говорил о проблемах в здравоохранении Дагестана. Его тезисы вертелись вокруг утверждения о том, что денег выделяется на здравоохранение мало, качество услуг не соответствует ожиданиям, сами услуги всё больше становятся платными, несмотря на то что ФОМС оплачивает работу врачей и медучреждений, а гордость дагестанской медицины – врачи советской закалки – уходят на пенсию в связи с достижением предельного возраста.

Авезов сыпал суммами, выделяемыми на здравоохранение республиканским бюджетом, результатами исследований, доказывающих низкое качество медуслуг и платность здравоохранения, но предложения по исправлению ситуации были, что называется, в тренде: внести поправку в ст. 41 Конституции России, устанавливающую, что «Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». На взгляд политика, формулировка этой статьи, поясняющая, что «медпомощь оказывается частично-платно», будет более точной и позволит защитить социально необеспеченные слои населения (для них медпомощь должна быть полностью бесплатной).

Следующим выступил справедливоросс Марат Алияров. Его волновало школьное питание и детский отдых – вопросы, которые, по словам депутата, в ряде европейских стран приравниваются к вопросам национальной безопасности. Алияров сообщил, что его однопартийцы изучили вопрос с детским питанием в школах Дагестана и выяснили, что республиканский бюджет тратит на школьника 15 рублей в день. Алияров предложил сравнить с Москвой (75 рублей в день) и рядом субъектов страны (50–55 рублей в день), а также с такой высокодотационной республикой как Бурятия, где на школьника тратят 30 рублей в день. Алияров утверждает, что старшеклассники не видят в школе горячее питание вовсе.

Что касается детского отдыха, то тут тоже мало поводов для оптимизма: Дагестан мог бы охватывать детским отдыхом не только своих детей, но и приезжих, однако, в прошлом году был провал. Из-за сокращённого финансирования, а также малого количества детских лагерей, которым разрешили принимать отдыхающих, отдых был провален. Помимо этого, проблема есть и с доступом к подобному отдыху детей из малообеспеченных семей, а также детей-инвалидов, отсутствует необходимое количество персонала (из-за низких зарплат).

Единоросс Нурмагомед Алиев говорил о потенциале Дагестана в гидроэнергетике, предлагая обратить внимание на потенциал рек Сулак и Самур. По данным депутата, потенциал рек исчисляется в двух десятках миллиардов киловатт-час в год, есть соответствующее постановление Правительства РФ, гласящее о том, что каскады малых ГЭС на них должны быть сооружены, а работ не ведётся никаких. Алиев, обращаясь к Васильеву, заявил, что только он может пролоббировать этот интерес на федеральном уровне. Тем более что к 2025 году рост энергопотребления в Дагестане вырастет на 200%.

Депутат Асият Алиева рассказала коллегам, что происходит с проектом «Дагестанагрокомплекс». Сейчас реализация проекта приостановлена, предприятие признано банкротом, республика должна выплатить 1,3 млрд рублей как обязательства по гарантии, предоставленной под его кредит. Всего проекту выделили около 2,4 млрд рублей разного рода господдержки. Всё имущество предприятия арестовано, а на руководителя возбуждено уголовное дело. У предприятия отсутствуют активы для погашения кредита, и гарантийные обязательства привели к увеличению госдолга республики.

 

Подвижки к амбициям

 

После выступления Алиевой слово было предоставлено врио главы РД Владимиру Васильеву. В рамках заседания НС РД он выступал впервые и, судя по основным озвученным тезисам, проповедовал политику отсутствия резких движений. В то же время он тихим голосом говорил важные для депутатского (и, соответственно, народного) уха слова: проблем много, денег мало, перед федеральным центром в лице Владимира Путина и правительства проблемы будут озвучены, но… надо работать и самим, сообща, стараясь превратить Дагестан в донора, надо в себя верить…

Васильев отметил единство депутатов в понимании проблем и необходимости их решать. Обозначив словами, что он с ними (или они с ним) на одной стороне, Васильев анонсировал депутатам и членам правительства свою грядущую поездку в Москву и встречу как с Путиным, так и с вице-премьером Ольгой Голодец. (К ней он поедет в сопровождении врио вице-премьеров Анатолия Карибова и Екатерины Толстиковой.)

«Я надеюсь, что встречусь президентом Владимиром Владимировичем, и там тоже буду ставить вопрос, который пока не решён на уровне правительства нашей страны – о предоставлении средств для выплаты заработной платы наиболее важным категориям работников. Чтобы к Новому году люди получили зарплату. Сумма большая. Доклад (Алиевой) показывает, сколько у нас проблем. Как нам тяжело даётся рост. Казалось бы, хотели вырасти. Вложили огромные деньги, в результате сейчас тяжелейшая ситуация. Надо платить. Платить из бюджета», – сказал глава.

Он же отметил, что проблемы, озвученные депутатами, – это правда. «Это всё надо делать, но есть и одна деталь – это всё нужно было делать. И не так, как это было с “Дагагрокомплексом”», – сказал Васильев. Наряду с пессимизмом был и оптимизм: врио главы РД заявил, что в работе депутатов, главы МО, правительства есть небольшие, точнее, незначительные, подвижки. Но чтобы подвижки были очевидны, чтобы амбиции и возможности республики были реализованы, необходимо, к примеру, начать собирать налоги в том объёме, в каком должны. А не как сейчас…

Васильев сказал и о том, как он будет решать кадровый вопрос и как при этом будет взаимодействовать с парламентом и общественностью. Он заявил, что чувствует, как находится в фокусе общественного внимания, претензий и даже исков, что изучает общественное мнение, а также получает массу депутатских запросов и народных обращений, в которых есть надежда на то, что ситуация в республике будет меняться. Однако Васильев заранее предупредил, что от него не следует ожидать резких движений. В пример он привёл 1917-й и 1991-й годы, когда резкие перемены в стране выразились в тяжёлых для неё последствиях.

«Мы будем последовательно добиваться позитивных изменений. Многих сейчас слушаешь – готовые программы! Один вопрос возникает у меня относительно недавно появившегося в республике: почему они не делались раньше? Мы будем их реализовывать. По порту решение принято, вы это уже знаете: нефть, которая ушла из порта, она вернётся и будет работать на республику. Это решение принято, и таких решений нужно принимать много!» – обнадёжил врио главы РД. Там же он сказал, что у него больше, чем у присутствующих, вопросов к проекту нынешнего бюджета, но он вынужден его сейчас поддержать.

«Нам удалось увеличить его почти на 6 млрд руб., по ряду статей финансирование увеличено, но даже при этом денег не хватает. К примеру, на орфанные заболевания… Один больной обходится в 12 млн рублей в год. Больных с такими заболеваниями может лечить только высокоэффективная экономика и общество. Мы пока такой экономикой не располагаем… Я очень не хочу брать ещё один коммерческий кредит, как мне это предлагает Минфин России, но я постараюсь решить этот вопрос (в Москве)», – заявил Васильев.

Высказался Васильев и по поправкам в Конституцию РД, которые инициативные депутаты внесли в повестку дня. По словам врио главы РД, этот шаг – согласование кандидатуры прокурора РД не только с ним, но и с НС РД, внесение в основной закон положений, когда главе РД может быть выражено недоверие, отчётность главы РД за действия правительства перед НС РД и пр. – является увеличением демократии. Васильев заявил, что это хорошо и правильно, но в то же время просил учесть, что принятие поправок в Конституцию не повлияет на то, как будет согласован новый прокурор Дагестана. Он его уже согласовал, а так как закон обратной силы не имеет, то принятые в этот день поправки в Конституцию (в последующем нужно будет принять и соответствующий закон) будут действовать когда-либо в будущем. «Я уже согласовал кандидатуру… И если бы ваша инициатива была раньше, то я бы пошёл по тому пути, что вы закрепили в Конституции», – заявил Васильев. Относительно его отчётности за действия правительства врио главы РД не переживал. Он заявил, что в этом году, «как необычном, с точки зрения назначения врио», отчитываться за прошедший год будет врио премьер-министра РД. «Отчёт должен быть сделан тем, кто имеет полное право сказать о положительных результатах и отвечать за то, что не получилось. И брать на себя ответственность», – рассудил Васильев, не исключая и своего отчёта за то время, что он у власти.

Владимир Васильев поднял и кадровый вопрос. Он признался, что просил укрепить Дагестан новым прокурором, а также поставил вопрос об укреплении судебной системы. «Слышу много жалоб на судебную систему. Мы должны сделать всё, чтобы наш суд в Дагестане становился образцом справедливых решений», – заявил Васильев, приговорив нынешнюю республиканскую судебную систему к переменам.

В то же время он обещал, что будет сохранять местные кадры, при условии, что они раскроют свой потенциал. Закончив речь, Васильев предложил депутатам задавать вопросы.

«Вопросов не имеется», – аккуратно пресёк возможную несанкционированную депутатскую активность спикер НС РД Хизри Шихсаидов и перешёл к повестке дня, которая начиналась именно с утверждения поправок в Конституцию РД.

 

Политика поправок

 

Ключевой повесткой 14 сессии Народного собрания республики стал бюджет на грядущую трёхлетку, который утвердили сегодня в первом чтении.

Параметры бюджета установлены по доходам и расходам на уровне 95,1 млрд рублей, а в уточнённом варианте – 100,089 млрд. Как пояснили в Минфине, это связано с тем, что на днях федеральный бюджет прошёл третье чтение и Дагестану причитается дополнительный транш на выравнивание бюджетной обеспеченности. Сумма неокончательная и вплоть до 1 февраля 2018 может быть изменена в сторону увеличения.

Бюджет принят ещё более социально направленным, поскольку только на увеличение фонда оплаты труда уйдёт более 9 млрд рублей. Сюда входят и бюджетники, не подпадающие под майские указы. В общем, зарплаты были проиндексированы на 4%, а также от 7 800 до 9 489 рублей был доведён минимальный размер оплаты труда.

Первым параметры бюджета презентовал врио вице-премьера и министра экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфов. Он традиционно начал рассказывать про  растущие показатели социально-экономического развития в текущем году и какие темпы развития правительство прогнозирует в дальнейшем (до 2020 года ВРП вырастет на 11% по сравнению с 2016-м). Он обратил внимание на то, что на научно-практических конференциях часто говорится, что статистические данные недостоверны или раздуты: «Росстат их считает не только  по субъектам СКФО и Дагестану, но и в целом по РФ. Поэтому предлагаю относиться к ним так, как они есть. Если есть сомнение, Народное собрание в состоянии организовать комиссию и перепроверить любую позицию».

Юсуфов рассказал, что планируется и дальше финансировать технопарки и индустриальные парки и уделять особое внимание ведущим предприятиям промышленности. Для этого в новоиспечённый фонд развития промышленности заложат 100 млн рублей и до конца года подпишут соглашение о совместном заёмном финансировании проектов с Федеральным фондом промышленности. Юсуфов верит, что эти меры позволят вырастить долю промышленности в ВРП от 6,3 до 9% к 2020 году.

Премьер-министр РД Абдусамад Гамидов поубавил амбиции Юсуфова: «Если мы сможем нарастить долю промышленности в ВРП,  это будет прорыв. Но даже если мы эти 100 млн заложим, никакого толчка не будет. Посмотрите статистику за последние годы. Она демонстрирует самые серьёзные показатели. Это получилось в связи с тем, что предприятия получили гособоронзаказ и поднимают коэффициент до 30–40%», –  сказал Гамидов и привёл в пример «Дагдизель», в модернизацию которого вложено более 1 млрд рублей за два года.

На этой сессии НС РД Гамидов сумел убедительно отбиться от неудобных вопросов

 

Бюджет

 

Комитет НС РД по бюджету, финансам и налогам также отметил в своём заключении, что имеются резервы в доходах республиканского бюджета, а удельный вес налогов в ВРП самый низкий среди субъектов РФ. И к следующему году снизится ещё от 0,6% до 4,5%.

Шихсаидов в этот раз интересовался успехами Корпорации развития Дагестана. Он  спросил, насколько обоснованно закладывать в её уставный капитал в следующем году 226 млн рублей. Вопрос был адресован председателю комитета Сейфулаху Исакову (он ответил, что комитет только изучает этот вопрос, и опасается, что как с «Дагагрокомплексом», республика  «попадётся по этому направлению»), но более подробную раскладку дал Гамидов. Премьер сказал, что недавно было решено увеличить эту сумму до 500 млн, и это ещё не предел: «За три года эта корпорация особого развития не получила. Есть акт Счётной палаты РД о её деятельности. Она напечатана в какой-то газете. Но, когда мы вносим деньги в уставный капитал, это средства не для корпорации. Это средства, поступающие по линии Минкавказа на развитие. Мы подали заявку на 9 проектов, одобрили 4, но остальные будут пересматривать. И есть шанс получить больше денег, если другие регионы их не освоят». Поэтому, уверен премьер, если закрыть КРД сейчас, то в её лице республика потеряет инструмент финансирования реального сектора на 2018 год. Встал вопрос и по задолженности ФОМС за декабрь 2015 года.

«По задолженности перед ФОМС 220 млн рублей мы перечислили в начале 2016 года, но потом по Ростеху (финансировал строительство перинатального центра) пошли угрожающие звонки, что они доложат наверх. Мы ФОМС бросили и начали перечислять за перинатальный центр. Эту задолженность мы закрыли, а по фонду закрыть не смогли», – пояснил Гамидов. По его словам, всё время поднимается вопрос о том, чтобы вернуть 986 млн рублей в федеральный фонд, но ни разу не потребовали вернуть эти 226 млн: «И если даже мы сейчас перечислим ТФОМС задолженность, это проблему не решит, так как остаются пени и проценты, которые нам сегодня начисляют».

Исаков также отметил, что наблюдается диспропорция в обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры в разрезе поселений, а также в целом среди муниципальных районов и городских округов. При формировании перечня строек не в полной мере учитываются нормативы потребности. Депутат Мухтарпаша Умаханов дважды пытался выяснить, по каким критериям  распределяются субсидии, субвенции и дотации между муниципалитетами. На что Гамидов призвал предлагать поправки в регламентирующий это распределение закон, если кого-то что-то не устраивает.

Отметим, что острую необходимость внести в Конституцию РД поправки, устанавливающие согласование кандидатуры прокурора РД не только с главой РД, но и с НС РД, депутаты почувствовали относительно недавно. Можно сказать, почти сразу после назначения Васильева в Дагестан. Ранее, ещё в июне 2017 года, депутаты рассмотрели на сессии НС РД, но затем отклонили законопроект «О порядке согласования назначения на должность прокурора Республики Дагестан». Тогда было заявлено, что проект закона нельзя рассматривать без поправок в Конституцию, да и необходимости в этом нет. Судя по содержанию тогдашнего законопроекта, было очевидно, что появление этого вопроса в повестке июньской сессии должно было кому-то что-то показать. Возможно, прокурору РД Рамазану Шахнавазову, слухи о возможной отставке или переназначении которого стали тогда появляться. Или же это были сигналы экс-главе РД Рамазану Абдулатипову, что НС РД может быть и чуть острым. При желании спикера.

Власть сменилась, прокурор почти ушёл, поправки оказались срочно востребованы. Но если с влиянием на прокурора депутаты (а точнее, на данный момент единственный в системе дагестанской власти легитимный и напрямую не зависимый от федералов политик – спикер НС РД Хизри Шихсаидов) чуть опоздали, то с требованием к Главе и Правительству РД, а также руководителям территориальных органов федеральных органов власти быть подотчётными парламенту – нет. Требование публично отчитываться перед НС РД – мощный популистский инструмент, позволяющий влиять на действия исполнительной власти. Правда, многое зависит от того, кто и как будет задавать вопросы.

Странно, конечно, что поправки появились из ниоткуда: их инициировала группа из 35 депутатов, внесла в соответствующий комитет и тут же, без публичных обсуждений, оказалась в повестке ближайшей сессии. Попытку обсудить поправки публично предприняли известные в Дагестане эксперты и учёные в редакции «Черновика», собравшись за круглым столом. Других публичных обсуждений о необходимости изменять основной закон общественность так и не увидела… (Подробнее о круглом столе на 20 стр. «ЧК».) ]§[

Номер газеты