Аукцион в запасе

27 июля, после года нахождения в СИЗО №1 Махачкалы, экс-главу Дербентского района Фуада Шихиева отпустили домой по постановлению начальника изолятора. В течение года следователи искали доказательства в подтверждение того, что он – организатор преступной группы, занимавшейся махинациями с землёй. К какому итогу пришло следствие неизвестно, но Шихиев вновь под арестом по новому уголовному делу.

Второе дело возбудили 22 июля, за несколько дней до выхода Фуада Шихиева из СИЗО. Сейчас его подозревают в превышении должностных полномочий. 30 июля Шихиев был вновь задержан. В понедельник, 2 августа, Советский районный суд Махачкалы рассмотрел ходатайство следствия об избрании экс-главе меры пресечения в виде заключения под стражу. Судья Михраб Адзиев посчитал, что следствие перегибает палку.

 

Почти вслух

 

В зале суда следователь еле слышно объяснил, почему возбуждено новое дело. По его словам, установлено, что в январе 2020 года учредитель ООО «Рукель» Тигран Абдулгамидов обратился к своему знакомому Шихиеву за содействием в обеспечении победы общества в земельном аукционе. Шихиев якобы дал согласие.

«В тот же период, находясь в здании администрации Дербентского района, Шихиев дал своему подчинённому – и. о. начальника управления земельных и имущественных отношений Мамедбеку Шихахмедову – указание о проведении аукциона по участкам в селе Рукель и поручил обеспечить победу ООО «Рукель». Шихахмедов, находясь в зависимом положении от Шихиева, выполнил задание последнего: издал распоряжение о проведении аукциона», – зачитывал следователь.

В феврале прошлого года, считает следствие, Шихиев, «явно превышая свои должностные полномочия», принимал меры для недопущения различных граждан к участию в аукционе.

Бывший чиновник якобы грозил создать проблемы одному из претендентов – экс-начальнику управления земельных и имущественных отношений администрации Дербентского района Эльману Мирзоеву  (один из фигурантов дела о земельных махинациях, в котором Шихиев выступает в качестве организатора преступной группы «ЧК»), – если тот подаст заявку.

На судебных заседаниях по первому уголовному делу и на продлении 2 августа Шихиев заявлял, что его обвинение строится на ложных показаниях Мирзоева, который был уволен им в 2018 году.

«В результате противоправных действий Шихиева 23 марта 2020 года была обеспечена победа ООО ‘‘Рукель’’», – заключил следователь.

Среди материалов дела оказалась характеристика Шихиева, подписанная врио начальника ОМВД России по Дербенту подполковником Аслановым.

В ней говорится, что за время проживания в Дербенте жалоб на Шихиева о совершении им противоправных действий не поступало, но «с гражданами – груб, уважением и доверием среди соседей и друзей не пользуется, по месту жительства характеризуется отрицательно».

Адвокат подозреваемого Рафик Маматов возразил: «Характеристика составлена безграмотным человеком и сама себе противоречит. Начинается с того, что никаких жалоб на Шихиева нет, читаешь дальше – «по месту жительства характеризуется отрицательно». Где те лица, которыми он характеризуется отрицательно? Участковый провёл опрос граждан?» В ответ Маматов представил характеристику, в которой соседи положительно отзываются о его подзащитном.

 

Громкий голос судьи

 

Судья зачитал показания одного из свидетелей – бывшего заместителя Шихиева, Эльмана Аллахвердиева (один из фигурантов дела о земельных махинациях «ЧК»), допрошенного в августе 2020 года: «Примерно с марта 2020 года во двор администрации часто стал заезжать Тигран Абдулгамидов на бронированном Toyota Land Cruiser 200. Примерно в июле Абдулгамидов стал заезжать на другом автомобиле. Я обратил на этот момент внимание Эльмана Наврузалиева (экс-сотрудник администрации Дербентского района – тоже один из фигурантов дела о земельных махинациях), который в это время стоял со мной в курилке. Я сказал ему: «Что за олигарх так часто меняет машины?!» На моё замечание Наврузалиев промолвил: ‘‘Шеф (Шихиев) сделал ему участок, за это Абдулгамидов отдал ему ту машину’’».

Михраба Адзиева разозлило, что следователь знал об аукционе ещё летом прошлого года, но тогда возбуждать новое дело не стал.

– Данный факт наряду со множеством других проверялся в рамках расследования дела, поэтому физически мы не могли принять решение тогда, – объяснил следователь.

– Может, у вас ещё есть какие-то эпизоды, по которым вы через три года примите решение? Если есть эпизоды, по ним должно быть своевременно возбуждено дело. Нельзя держать их в запасе на всякий случай, чтобы периодически дела возбуждать. Что вам мешало в течение года провести расследование и завершить дело? А если не завершили и предельный срок истёк – избрать иную меру пресечения и продолжить расследование, не инициировав возбуждение нового дела по сведениям годичной давности, чтобы представить человека к избранию самой жёсткой меры пресечения? – звучно, с нотой раздражения обратился судья к следователю.

 

Позиция – безмолвие

 

Половину своего выступления защита Шихиева посвятила первому уголовному делу, в рамках которого экс-глава района и ряд других чиновников подозревают в незаконной продаже более 500 земельных участков (подробнее в материале «ЧК» «Поле для мата» №31 от 07.08.2020 г.).

«На данный момент мы не получили ответа, что же стало с делом, возбуждённым по ч.4 ст.159 УК РФ. Сроки следствия истекли, но мы не знаем, прекращено оно или нет. Если не прекращено, то на каком основании возбуждается новое дело и не объединяется с предыдущим? Если бы это был вновь открывшийся факт – понятно, но само следствие представило протокол допроса за 10 августа 2020 года! Проверив 500 земельных участков, они не проверили этот аукцион?» – задавался вопросами Маматов.

По мнению защиты, следствие не нашло доказательств причастности Шихиева к делу о хищении 500 участков, поэтому решило тут же возбудить новое. Адвокат уверен: это сделано для того, чтобы использовать заключение под стражу как средство давления.

«Что за этим кроется понятно – оказание психологического давления на моего подзащитного с тем, чтобы он в той или иной степени признал свою вину», – заявил адвокат.

В постановлении о возбуждении дела по ч. 4. ст. 159 УК РФ было указано 312 кадастровых номеров более чем из 500 участков, якобы незаконно проданных под руководством Шихиева. Неоднократно, по словам Маматова, он обращался в органы следствия с просьбой предоставить хотя бы на один земельный участок три документа: межевое дело, кадастровый паспорт и регистрационное дело.

«Если человек обвиняется в незаконной реализации земельных участков, сама процедура реализации доказывается её регистрацией. Если бы вытащили эти документы, было бы ясно, в какой период формировались эти участки, кем они были проданы и кем зарегистрированы. У нас имеется информация, что эти документы проверялись. Они убедились, что сделки проводились в 2012–2016 годах, то есть в тот период, когда Шихиев вообще не являлся работником государственной сферы, не занимал должность главы района», – выступал Маматов в зале суда.

 

«Не в моих полномочиях»

 

Аукцион, который вменяют Шихиеву, проверялся дагестанским УФАС. По словам адвоката, есть заключение антимонопольного ведомства об отсутствии нарушений при его проведении. Решение УФАС не отменено.

В деле нет показаний самого учредителя ООО «Рукель» Тиграна Абдулгамидова. Отметим, он является депутатом Собрания депутатов Дербентского района. Показания Абдулгамидов давал в то время, когда Шихиев находился в СИЗО.

Адвокат коротко пересказал объяснения депутата: «Абдулгамидов говорит, что никаких договорённостей у него с Шихиевым не было, что он один раз обратился в администрацию с документами, которые были подписаны ещё при Курбане Курбанове (экс-глава Дербентского района – «ЧК»). Он пришёл с этими документами, поскольку был поставлен вопрос об их законности. Тогда было решено провести аукцион. Он был единственным участником не потому, что кто-то препятствовал, а потому что эта земля никому нужна не была – солончак».

Шихиев подтвердил визит Абдулгамидова: «Этот человек показал бизнес-план, хотел потратить миллионы на пустую землю. Он рассказал: «Ещё лет 10 тому назад Курбан Сеидович дал мне документы на эту землю. Я её хочу получить». Я как неспециалист приглашаю специалиста. Говорю, посмотрите, разберитесь. Приходят ко мне через две недели и заявляют, что нужно проводить аукцион. Я говорю: «Проводите». Проведение аукционов в мои полномочия не входило».

Абдулгамидов, сообщил суду подозреваемый, культивировал эту землю, посадил виноград, построил водохранилище.

В результате судья Михраб Адзиев постановил отправить Шихиева под домашний арест на два месяца.

P. S. В публикации «Судья без конкурентов» (№4 31.01.2020 г.) «ЧК» рассказывал, что администрация сельсовета «Сутбукский» Дахадаевского района обеспечила победу в земельном аукционе судье Верховного суда Дагестана Руслану Мирзаеву, который приходился родственником главе сельсовета Гаджибагомеду Мирзаеву. Результаты торгов в дагестанском УФАС обжаловал один из не допущенных участников. Этот случай аналогичен тому, что описан в материале. Но уголовное дело возбуждено не было. ]§[

Номер газеты