Заводская крепость

После олимпийской выдержки (тайм-аута) градус напряжённости вокруг Кизлярского коньячного завода (ККЗ) крепчает. В понедельник около 900 человек (сотрудники предприятия и жители Кизляра) организовали митинг протеста против планов руководства республики по приватизации комбината.

Держа в руках транспаранты «Руки прочь от коньячного завода», «Владимир Владимирович (Путин «ЧК»), помогите защитить уникальный завод от приватизации» и т. д., сотни людей маршем прошли до стен комбината, где состоялось главное.

Как признался соорганизатор митинга, атаман нижнетерской казачьей общины Владимир Старчак, временное перемирие было связано с Олимпийскими играми в Сочи. Отныне он пообещал много подобных, ещё более масштабных акций: «До полной нашей победы».

Следом выступил один из старейших работников ККЗ Михаил Горбунов. «Ненасытные  толстосумы, у которых карманы лопаются от денег, почуяли, что здесь пахнет лакомым кусочком, и хотят его раздербанить, растащить. Они пришли разорить нас. Не позволим. Нет позорному грабежу нашего завода! – заявил он и обратился к депутатам НС РД: – Читайте о нас и краснейте».

Впрочем, парламентариям было адресовано и содержание одного плаката митингующих: «Нам стыдно за депутатов парламента РД, принявших антинародное решение». Напомним, на последней прошлогодней сессии НС депутаты включили ККЗ в план приватизации, а уже в начале февраля глава РД Рамазан Абдулатипов назначил гендиректором завода руководителя ОАО «Дербентский завод игристых вин» Магомеда Садулаева. С тех пор почти на каждом крупном совещании руководитель региона повторяет о неминуемом завершении процесса приватизации, начало которого планируется в сентябре.

Изрядная часть кизлярской общественности восприняла инициативу руководства республики по акционированию и дальнейшей приватизации завода как откровенную пощёчину. Ситуация, которая, возможно, даже не задумывалась как конфликтная, немедленно стала таковой. Нынешний конфликт вокруг ККЗ персонализируется на высшем республиканском уровне. В нём, пусть и неформально, завязаны самые высокие чины Дагестана, как исполнительной, так и законодательной власти. Противники приватизации видят в происходящем ни много ни мало своего рода частную реквизицию. «Он (Садулаев – «ЧК») пришёл со своей командой, оставил вместо себя человека, сказал, что все вопросы теперь решает он, и уехал», – вспоминают сотрудники ККЗ. Первичный и, пожалуй, главный аргумент авторов глобальных изменений в ККЗ – это единовременное денежное вливание за счёт будущего покупателя коньячного завода. На эту сумму (пока непонятно, какую), в частности, как прогнозировал спикер НС Хизри Шихсаидов, можно будет построить детские сады и школы, а налоги, по его убеждению, завод будет платить и при новом владельце. Напомним, Шихсаидов на сессии назвал сумму 50 млн рублей, отчисляемых ККЗ в виде налогов в разные уровни бюджета. Однако за последние 6 лет коньячный завод только увеличивал налоговые отчисления. Только в прошлом году он выплатил свыше 1,5 млрд рублей. Для сравнения: в 2008 году – 644 млн рублей.

Таким образом, вопрос о будущем ККЗ остаётся открытым. Скорее всего, Магомед Садулаев сейчас выступает в роли временного поверенного Рамазана Абдулатипова, и, когда определится, во-первых, окончательная сумма сделки, во-вторых, покупатель, Садулаев уйдёт, возможно, сохранив небольшие активы ККЗ. Угадать потенциальных покупателей комбината, конечно, несложно. Дагестанцев, обладающих мультимиллиардными активами, – единицы. Среди вероятных кулуарно называют братьев Зиявудина («Сумма») и Магомеда (Смоленский) Магомедовых, не исключают активных движений и со стороны депутата ГД РФ Магомеда Гаджиева (Фикса) – родственника Садулаева. Однако более вероятно, что в ККЗ рвётся человек из внутридагестанских кругов и очень близкий к руководителю РД. Это брат Магомеда Гаджиева, Ахмед, – руководитель Махачкалинского морского торгового порта. При таком раскладе сам порт с учётом предстоящей реконструкции и развития может отойти к группе «Сумма». Цена этой ротации, по инсайдерской информации, – 1 млрд рублей, но кому он достанется? Судя по всему, осенью мы станем свидетелями плавного перехода управления коньячным заводом от преемственной формы к семейственной.

Если только не сработает ещё один козырь протестного электората – кизлярские казаки в преддверии встречи с патриархом Всея Руси Кириллом.  

Номер газеты