Ущербная компенсация

Житель Дагестана Султанхан Ибрагимов через суд добился компенсации в размере 800 тысяч рублей за незаконное уголовное преследование. Эту сумму должны взыскать с министерства финансов России.

Адвокат правозащитного центра «Мемориал» Шамиль Магомедов рассказал, что иск к Минфину был предъявлен на сумму 5 млн рублей. Советский районный суд Махачкалы назначил компенсацию в размере 800 тысяч рублей, а представитель министерства финансов России заявил об отказе в удовлетворении иска, считая, что нет никаких доказательств. Магомедов заявил, что намерен обжаловать судебное решение, так как считает присуждённую сумму вреда недостаточной.

В материале «Несостоявшийся убийца» (№42 от 20.10.2017 г. «ЧК») сообщалось, что Верховный суд Дагестана 24 октября 2017 года при участии присяжных заседателей оправдал Султанхана Ибрагимова по всем предъявляемым обвинениям.

Ибрагимов работал видеоператором и представителем дагестанской общественной наблюдательной комиссии. 29 марта 2016 года его задержали по обвинению в убийстве тренера по греко-римской борьбе Алисултана Омарова и лидера лезгинского движения «Садвал» Назима Гаджиева.

Во время следствия Ибрагимова несколько раз похищали, впоследствии он оказывался  в отделах  полиции Каспийска и Махачкалы.  По словам адвоката, его семь дней пытали и требовали признаться в убийствах.

В каспийском отделе полиции при нём нашли наркотики, так как он отказался признаваться в убийстве Омарова, а через несколько дней появилась явка с повинной, но в ней нет упоминания о наркотиках и убийстве Гаджиева. Также были неудачные попытки подкинуть ему оружие. В ноябре 2016 года Ибрагимова осудили за наркотики.

Адвокат указал на противоречивость доказательств следствия и то, что в материалы дела не попали все записи с камер видеонаблюдения, на которых был запечатлён реальный убийца.

По мнению защиты, дело было фальсифицировано следователем Магомедзагиром Даудовым. В случае с незаконным уголовным преследованием Ибрагимова не проведена проверка законности действий следователя.

«Для Дагестана, по статистике, оправдательные приговоры – редкость, а практика взыскания денежных средств с Минфина РФ положительная. Материальный ущерб (расходы на адвоката, командировки, проезд, лечение и приобретение лекарственных средств) всегда выплачиваются в полном объёме, если подтверждаются документально. А с возмещением морального вреда сложнее», – отметила адвокат Аида Касимова, которая тоже выигрывала процессы по компенсациям в пользу оправданных и реабилитированных.

Но, как правило, при рассмотрении таких дел в качестве третьего лица не привлекаются представители правоохранительных органов, по вине которых было открыто незаконное уголовное дело. В письме Минфина РФ от 3 октября 2014 года говорится, что виновные должностные лица должны отвечать перед потерпевшим солидарно с Минфином РФ, а для этого необходимо обращаться в орган государственной власти с просьбой о проведении служебного расследования для выявления таких должностных лиц и о предоставлении информации для подачи регрессного иска. ]§[

Номер газеты