Связали руки прокурору

Как известно «Черновику», прокурор Дагестана Рамазан Шахнавазов подал прошение об отставке. Судя по всему, надзорное ведомство республики после четырёхлетней паузы вновь возглавит варяг. Мы разбирались, что могло стать причиной досрочной отставки Шахнавазова, чьи полномочия истекают только весной следующего года.

По данным «ЧК», о готовности покинуть пост прокурора Дагестана Рамазан Шахнавазов докладывал вышестоящему начальству ещё две недели назад, однако Москва тогда не стала торопиться с принятием решения. Нам известно, что последние две недели Шахнавазов находился в отпуске и, по некоторым сведениям, проходил лечение в одной из европейских клиник. По возвращении в Москву он прошёл внеплановую аттестацию (по одним данным, она была проведена с целью официального обоснования отставки). В понедельник, 13 ноября, отпуск у прокурора республики завершился.

В прокуратуре Дагестана ни подтверждать, ни опровергать эту информацию не стали, отметив, что руководитель ведомства находился в отпуске, после которого в штатном режиме продолжает исполнять свои обязанности. Этого и следовало ожидать, поскольку в подобных вопросах в государственных ведомствах, особенно силовых, протокол не позволяет (не разрешает) опережать соответствующие официальные кадровые решения.  

Тем не менее ожидается, что нового прокурора Дагестана Москва командирует из центра. Об истинных причинах предстоящей отставки Шахнавазова пока неизвестно, однако, по нашим сведениям, претензии к нему были связаны с отсутствием должного реагирования на коррупционные дела последних лет. Одним словом, эту формулировку можно обозначить как был неэффективным. И такая оценка, как нам представляется, небезосновательна.

По сути дела, Рамазан Шахнавазов, обладая огромными полномочиями, на деле использовал их, скажем так, весьма избирательно. Пользуясь доверием бывшего главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, Шахнавазов, конечно же, выполнял работу, но нередко по-настоящему важные и громкие дела, фигурантами которых могли оказаться высокопоставленные республиканские чины, либо не затрагивались вовсе, либо растворялись в массе второстепенных. На этом фоне происходили процессы внутриведомственного характера, в которых прослеживалась личная заинтересованность прокурора РД. Одним из таких случаев стало уголовное и судебное преследование прокурора Советского района Махачкалы Магомеда Оруджева. Он открытым текстом обвинял Шахнавазова в том, что тот использует положение для сведения с подчинёнными личных счетов и продвижения по службе своих близких. «После прихода на должность прокурора РД Шахнавазов начал преследование городских и районных прокуроров под видом ротации, предлагая им должности с понижением по службе с целью поставить на высшие посты своих приближённых. Некоторые под давлением согласились. Когда я получил письмо с предложением о переходе на должность начальника отдела ведомственной статистики и отказался от неё, потребовав перевести меня на равнозначную моей должность в другой прокуратуре, всё и началось», – говорил тогда Оруджев. Даже в своём последнем слове на суде он заявил, что следствие выполняло заказ Рамазана Шахнавазова. Отметим, что в тот период сын прокурора РД Артур Шахнавазов работал заместителем Оруджева, и одной из причин давления на него, хоть и не главной, могло быть его представление о привлечении к дисциплинарной ответственности за систематический пропуск работы сына прокурора республики.

 

Дальше – туже

 

Переломным моментом в деятельности Рамазана Шахнавазова, на наш взгляд, стал сентябрь 2016 года, в частности, выборы в Народное собрание республики, в которое баллотировался и в итоге избрался Артур Шахнавазов.

Стоит отметить, что действующий состав НС РД, впрочем, как и предыдущие, преимущественно формировался по запросам главы республики. Однако ситуация с 2013 года в республике сильно изменилась. После ареста экс-мэра Махачкалы Саида Амирова и нейтрализации остальных влиятельных фигур в Дагестане не осталось мощных центров сил, способных формировать свою (личную) команду депутатов. По большому счёту кандидатура каждого отдельного депутата нынешнего парламента в обязательном порядке согласовывалась непосредственно с Рамазаном Абдулатиповым. Артур Шахнавазов, разумеется, не был исключением.

Таким образом, как нам видится, у Шахнавазова-прокурора в какой-то степени оказались связаны руки. Вместе с тем прокуратура Дагестана, по сути дела, оставила без реакции и внимания в буквальном смысле крики о многочисленных нарушениях во время избирательной кампании и в день голосования. Не показал Рамазан Шахнавазов силу прокуратуры, когда высокопоставленные сотрудники администрации главы и правительства республики прямым текстом применяли методы давления и угроз в отношении неугодных власти политических сил и кандидатов. В итоге обо всех нарушениях стало известно председателю Центральной избирательной комиссии РФ Элле Памфиловой, которая впоследствии положила на стол президента Владимира Путина справку о серьёзных нарушениях в Дагестане.

Отсюда мы и делаем вывод, что Москва не могла не замечать этого. Нельзя исключать и того, что предстоящая отставка прокурора – это звено в цепи увольнения самого Абдулатипова, поскольку назначение Шахнавазова на эту должность во многом состоялось при поддержке экс-главы республики.

Примечательно, что прокуратура Дагестана резко активизировалась после отставки Абдулатипова и даже предприняла беспрецедентные шаги по отмене ранее изданных им распоряжений. В частности, признала незаконным его распоряжение о предоставлении земельного участка площадью 428 га в Кумторкалинском районе в долгосрочную аренду. И, по нашим сведениям, планировала внести представления в адрес врио главы РД Владимира Васильева ещё по ряду незаконных постановлений и распоряжений Абдулатипова. Однако эти сигналы уже воспринимались как не более чем намёки на деятельность.

По нашим сведениям, сейчас Москва решает вопрос с новым кандидатом на должность прокурора Дагестана, и, скорее всего, его в республику командируют из другого региона. Таким образом, федеральный центр, по всей видимости, будет концентрировать руководство всеми силовыми структурами Дагестана в руках генералов-варягов. Пока же в республиканском надзорном ведомстве идёт кулуарная борьба за кресло будущего первого заместителя прокурора. Как нам известно, за этот пост будут бороться нынешние заместители Рамазана Шахнавазова – Заур Тарханов и Изет Гаджиев. ]§[

Номер газеты