«Судьи боятся прокуроров...»

В четверг, 10 декабря, Верховный суд Дагестана оставил под арестом бывшего руководителя главного управления ФСИН по Ростовской области Муслима Даххаева (см. фото).

Напомним, 12 ноября Советский районный суд Махачкалы под председательством судьи Михраба Адзиева поддержал ходатайство следователя и на два месяца арестовал Даххаева. Как полагает следствие, он незаконно организовал вывод из колонии-поселения шестерых осуждённых для помощи при строительстве и ремонте своего дома и дома своей матери в период руководства дагестанским управлением ФСИН.

До этого на него уже было заведено уголовное дело о разглашении государственной тайны. В течение года Даххаев находился под стражей в ростовском СИЗО-4, 13 ноября его должны были освободить, но в родном Дагестане поджидало новое уголовное дело и новый арест. Это было полной неожиданностью для Даххаева.

Второй судебный процесс начался в стенах ростовского СИЗО с 6 ноября. С Советским судом Даххаева связывали через видео-конференц-связь. Новое уголовное дело в отношении себя он изучал в спешке. Не выходя из следственного изолятора одного города, он «оказался» в изоляторе другого. После постановления от 12 ноября Даххаев был этапирован в Махачкалу.

Адвокаты подсудимого Бакри Бакриев и Эшреф Абдуллаев составили апелляционную жалобу, надеясь обжаловать это решение, но судья Абдулнасыр Гимбатов нового решения не вынес. Даххаев продолжит находиться в СИЗО-1 Махачкалы до 12 января 2021 года. Суд также поддержал ходатайство о привлечении в качестве общественного защитника в рамках данного заседания проректора по научно-методической работе Дагестанского института развития образования Миясат Муслимовой. Даххаев на заседании не присутствовал, взаимодействие между ним и другими участниками процесса проходило в режиме ВКС.

Заседание в Верхсуде было пересказом того, что происходило на нескольких заседаниях суда первой инстанции, о них «ЧК» говорил в материале «Воля накануне ареста».

Бакриев напомнил о нарушениях норм уголовно-процессуального законодательства, допущенных следствием и судом в лице судьи Адзиева.

«Не было обеспечено личное участие Даххаева в зале суда при избрании меры пресечения в нарушение требования ст. 108 УПК РФ. У нас возник вопрос к следователю: «Он (Даххаев) хоть ознакомлен с тем, что происходит?» Следователь сказал: «Нет!» Суд тоже не нашёлся что ответить. Только поставил защите условие: ознакомить подзащитного с делом. Мы должны были его вслух прочесть. Даххаев заявил: «Неужели я не имею права знать, что написано в этом ходатайстве, и как следователь его обосновывает?!» Суд пришёл к выводу, что такого права у него нет… Знаете, что заявил нам судья Адзиев? Он сказал, что не надо ссылаться на УПК и постановление пленума», – сказал адвокат.

Судья же, заметив, что Даххаев слушает стоя, обратился к нему с просьбой присесть…

– Военный, – приметил Бакриев и продолжил: – далее на заседании появился врач, который прямо обратился к суду и сказал, что у Даххаева давление под 200, он не может участвовать в процессе – гипертонический криз. Следователь отреагировал: «Нет, продолжаем участвовать пока». Также непонятно, исходя из каких нормативно-правовых актов судья пришёл к выводу о заключении под стражу сроком на два месяца, ведь в ходатайстве не указан необходимый срок содержания Даххаева под стражей. Судья забыл в данном случае роль, полномочия суда и его предназначение.

Также, отметил Бакриев, судом первой инстанции не дана надлежащая правовая оценка документов, свидетельствующих о необходимости избрания меры пресечения именно в виде заключения по стражу: «Следователь говорит, что при избрании более мягкой меры пресечения он может скрыться. Ваша честь, я спросил у следователя: «А где его (Даххаева) паспорт, где хотя бы его ксерокопия у тебя в деле?» Он ответил, что не знает. Спрашиваю у Даххаева: «Где ваш паспорт?» А он изъят по другому уголовному делу. Куда может человек скрыться без паспорта?»

Весь процесс прокурор оставался безучастным. Защита говорила о фактах нарушений закона, а прокурор не возражал, не пытался опровергать позицию адвокатов. Он пробудился лишь раз. Ему не понравилась эмоциональность и порывистость выступления Даххаева. Обвинитель попросил Гимбатова обратить на это внимание. Судья обратил.

 

«Я скажу, откуда ноги растут»

 

 В начале своего выступления Даххаев напомнил судье о статье 8 УПК РФ, где сказано о независимости судей.

«Судьи подчиняются только Конституции России и федеральным законам, больше никому. Нельзя принимать решения по указанию кого-либо. А по моему уголовному делу, ваша честь, судья (Адзиев) испугался угроз одного из руководителей Генеральной прокуратуры по фамилии Кикоть (замгенпрокурора России Андрей Кикоть «ЧК»). Я не скрываю этого. Я получаю достаточно много информации от тех людей, от кого должен её получать. Он имеет определённое давление на суд, на прокуратуру, на Следственный комитет. Возникает вопрос: у нас авторитарное государство? Одному человеку дано право грозить следователю, прокурору, чтобы они принимали решения вопреки закону? Дагестанцы, которые занимают ответственные должности, настолько трусливы, готовы потерять честь, отклонившись от законного решения, чтобы не потерять работу?! Если я виновен, ваша честь, я готов, согласно закону, понести любое наказание, но такое давление оказывает сегодня человек из генпрокуратуры на наших сотрудников, а эти сотрудники ведутся как мелочь! Мне просто стыдно на это смотреть… Неужели я хотя бы домашнего ареста не заслуживаю?!» – сказал Муслим Даххаев, чьи эмоции будто заполняли зал даже через экран.

Он также добавил, что его беспокоит пуля в ноге, и попросил дать возможность вытащить её.

– Я понимаю, эмоции есть, но надо сдерживать себя, чтобы не опустить себя на уровень того, чтобы вас другие не осудили, – отстранённо отреагировал судья на некоторые острые высказывания обвиняемого.  

Общественный защитник Миясат Муслимова отметила, что несколько раз сталкивалась с Даххаевым, когда работала начальником информационно-аналитического отдела при экс-президенте РД Муху Алиеве. Впечатления об этом человеке, по её словам, у неё остались исключительно положительные.

«Когда на скамье подсудимых оказывается человек, олицетворяющий собой мужество, доблесть и честность, естественно, это резонансное и беспрецедентное дело. Когда суд к такому понятию как характеристика личности подсудимого подходит не просто формально, а с точки зрения давления и игнорирования элементарных требований, которые вытекают из норм закона, возникает абсолютная уверенность в том, что перед нами показательный процесс. Мы видим открытое, неприкрытое давление на человека достойного. Даххаев дал всей стране урок мужества (в 1999 году, когда, будучи начальником РОВД Новолакского района, спас 20 омоновцев из Липецка, окружённых боевиками Шамиля Басаева и Хаттаба)… Надеюсь, что сегодня суд даст урок уважения к закону», – отметила она.

Тем не менее суд был непреклонен, оставив Муслима Даххаева под стражей.

Следующее действие адвокатов Даххаева – обращение в Пятый кассационный суд в Пятигорске.

«ЧК» следит за развитием дела… ]§[  

Номер газеты