Родина звала...

Советский районный суд Махачкалы рассматривает уголовное дело в отношении Загидат Абакаровой, которую чеченские власти вернули из Сирии в октябре прошлого года. Девушка обвиняется в участии в незаконном вооружённом формировании на территории иностранного государства.

21 октября прошлого года Загидат Абакарову, Муслимат Курбанову и Наиду Шейх-Ахматову с детьми и другими женщинами спецрейсом привезли из Сирии под гарантии безопасности Рамзана Кадырова. А 13 ноября в Чечню из Сирии прилетели ещё более 40 женщин и детей. Среди них также были дагестанки. Известны имена двух: Залина Габибулаева и Халимат Алхотова. Всего власти Чечни организовали возвращение в Россию около 90 женщин и детей, которые находились в Сирии и Ираке на территориях, подконтрольных ИГ. Их мужья, воевавшие на стороне боевиков, либо были убиты, либо оказались в заключении. Сразу по прибытии все женщины прошли беседу с сотрудниками Центра по противодействию экстремизму и ФСБ и рассказали, когда и при каких обстоятельствах оказались на территории Сирии, чем занимались и т. д. Как предполагалось изначально, женщинам оформили явку с повинной, которая должна была помочь им избежать тюрьмы. С чеченскими женщинами так и произошло, но дагестанское следствие и суд оказались жёстче. Девушки сидят в СИЗО с грудными детьми или под домашним арестом.

 

Большие надежды

 

6 февраля в Советском районном суде Махачкалы состоялось заседание по уголовному делу в отношении Абакаровой. У неё четверо детей. В начале 2014 года после смерти мужа она вместе с дочерью уехала в Стамбул. Там родила от второго мужа двоих детей и усыновила ещё одного. Её дело расследует судья Далгат Гаджиев. Судебное разбирательство проходит в ускоренном темпе – вину подсудимая полностью признаёт и в содеянном раскаивается. Прокурор огласил показания Курбановой, которые она дала в качестве свидетеля. Абакарова сидела молча, иногда помогала судье произносить названия сирийских городов, которые он с трудом выговаривал. В зале присутствовало несколько женщин, родственниц подсудимой.

Из показаний Курбановой следовало, что она из социальной сети «Одноклассники» познакомилась с таджиком из Москвы по имени Абдулла. Он приезжал просить руки, но её мама не дала согласия, даже не увидевшись с ним. Вскоре втайне от родственников Курбанова заключила с ним исламский брак. Судя по тому, что девушка рассказала следователю, именно он уговорил её уехать в Сирию. По показаниям, она не поддерживала идею создания «Исламского государства»1, в том числе на территории Северного Кавказа, и положительно относится к государственной власти, в том числе к правоохранительным органам. С Абакаровой она познакомилась в курдской тюрьме. Та рассказала ей, что муж придерживается ваххабизма, а она мужа поддерживает полностью.

Адвокат подсудимой (просил не публиковать своё имя) обратил внимание суда на то, что в обвинительном заключении ни слова не говорится о явке с повинной, несмотря на то что она имеется в материалах дела. Это он назвал упущением следователя и просил огласить протокол. Из документа следовало, что в июле 2014 года с дочерью Айшат вылетела в Стамбул к своему супругу Тагиру Гаджиеву. Затем они направились в Сирию, где вступили в состав незаконного вооружённого формирования. Муж ей объяснял, что это необходимо, так как «там территория ислама и халифат». С её слов, участия в боевых действиях не принимала, а сидела дома.

 

Утраченные иллюзии

 

Когда подсудимой дали слово, она рассказала, что всё время, пока находилась в Сирии, искала путь домой. Она несколько раз пыталась убежать, но её ловили и возвращали обратно. «Я за детей переживала и за своё положение. Там всё было не так, как мне преподнёс муж. Когда я увидела это своими глазами, я стала искать дороги домой. Два раза оттуда выезжала, но ловили, угрожали, что если ещё раз попытаюсь убежать, убьют. Но я искала возможность вернуться. Со мной были ещё девочки из России, Чечни. Мы все искали... Нашли одну знакомую чеченку, она нам дала номер правительственной дороги… то, что Рамзан Кадыров помогает выйти оттуда. Они нам сказали, что нас встретят. Мы вышли к курдам. Нас допрашивали, не хотели выдавать. Мы много чего пережили с детьми: и голод, и холод. Не всех нас выпустили, половину там оставили», – рассказала Абакарова.

Адвокат пожаловался, что допрос его подзащитной в качестве подозреваемой проходил «очень интересно» –  её три раза допрашивали и трижды меняли показания. Насчёт половины показаний, как предположил адвокат, она может быть даже не в курсе. Предполагалось, что суд продолжит оглашать письменные материалы дела, но прокурор попросил минутный перерыв, вышел и не вернулся. Заседание перенесли на неделю. У Абакаровой в Сирии осталась старшая сестра Разият. В СМИ публиковалась история о том, как бывший муж Разият, Артур Салихов, поехал в Ракку и сумел вывезти двух своих дочерей домой. По словам Салихова, именно Загидат начала уговаривать сестру приехать в Сирию.

Уголовное дело в отношении Абакаровой по ст. 208. УК РФ («Организация незаконного вооружённого формирования или участие в нём») было заведено в 2015 году, после чего она была объявлена в федеральный розыск. Статья предусматривает основание для освобождения от уголовной ответственности. Для этого обвиняемый должен добровольно прекратить участие в НВФ, сдать оружие, и «в его действиях не должно содержаться иного состава преступления». Именно это примечание к статье даёт ей и другим женщинам, вернувшимся из Сирии, шанс на свободу. Однако, судя по всему, дагестанская Фемида не очень охотно применяет это в своей практике. «Только в Дагестане не принимают по явке с повинной процессуального решения. Дело сразу же должны были прекратить. Явка полностью освобождает человека от наказания. В Чечне прямо в аэропорту прекратили», – сказал адвокат корреспонденту «ЧК» после судебного заседания. 

Отметим, что 23 января Хасавюртовский районный суд приговорил 26-летнюю Наиду Шайх-Ахмедову к четырём с половиной годам ограничения свободы за участие в незаконном вооружённом формировании. В исполнение приговор приведут не раньше чем через десять лет. Изначально СМИ распространили информацию о том, что ей дали 12 лет колонии, но позже суд опроверг эту информацию. Она вернулась в Россию с двумя детьми. ]§[

____________________________________

1 Организация, запрещённая на территории РФ

Номер газеты