Призрачные тракторы

4 июля в Общественной палате РД обсудили вопросы технической оснащённости сельского хозяйства республики. По оценкам Минсельхоза РД, дагестанский АПК нуждается в технике на сумму 32 млрд рублей, а имеющийся парк машин изношен почти на 90%.

При этом за 2015–2017 годы аграрии закупили только 237 единиц техники на 264 тысячи против 1 044 единиц (на сумму 1,4 млн) в 2012–2014 годы.

Из-за резкого снижения объёмов закупки только за прошлый год парк сельхозмашин сократился на 316 единиц.

На этом фоне бюджет в этом году не стал субсидировать часть затрат на покупку техники, так же как и в 2016-м. В прошлом году на эти цели в бюджете было предусмотрено около 5 млн (в 2012-м –16 млн рублей). Начальник Государственной инспекции РД по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Юсуп Тахнаев считает, что показатели министерства не всегда соответствуют действительности, поскольку многие хозяйства ликвидированы, а руководители существующих принимают на баланс несуществующую технику.

Для борьбы с низкой технической обеспеченностью республика в прошлые годы вкладывала в уставный фонд АО «Дагагроснаб» – предприятия, заточенного на обеспечение республики сельхозтехникой на условиях долгосрочной аренды. С 2011 по 2014 годы республика инвестировала в него почти 250 млн рублей.

«Мы по поводу лизинга обращались в «Дагагроснаб». Нам ответили, что мы сможем закупить технику, если она есть в наличии у «Росагролизинга». Но в его перечне только дорогостоящее оборудование, 9–18 млн рублей. Нам это не под силу. Мы хотели купить комбайн у завода в Чебоксарах за 5 млн. Но в перечне «Росагролизинга» его нет. В итоге пришлось купить старый, работающий с перебоями комбайн 2008 года выпуска», – рассказал председатель СХК «Агрофирма “Согратль”» Абдурахман Чураев.

Заместитель начальника отдела по работе с клиентами малого и микробизнеса Дагестанского отделения АО «Россельхозбанк» Владимир Попандопуло пояснил, что при оформлении кредитов дагестанские предприятия должны предоставлять финансовую документацию, подтверждающую отсутствие задолженности по ранее взятым кредитам, отсутствие их пролонгации, убытков по итогам года и т. д. Эти требования являются препятствием для большинства предприятий из-за их низкой рентабельности. «Например, мы готовы дать кредит агрофирме «Согратль», но у них пролонгирование кредитов более 1 раза. Если ранее, выдавая кредиты, мы на многие вещи закрывали глаза, то с текущего года всё идёт через Москву, поскольку должно быть согласование с Минсельхозом России и головным банком. Это усложняет процесс прохождения документов»,– рассказал Попандопуло. Он добавил, что в прошлом году с помощью банка была приобретена всего одна единица техники, в этом году – ни одной. ]§[

Номер газеты