Право имеем…

24 ноября Дагестан посетила Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. Она встретилась с главой РД Рамазаном Абдулатиповым, дагестанским омбудсменом Уммупазиль Омаровой, её коллегами по СКФО и обсудила с ними вопросы защиты прав человека в сфере ЖКХ… Нарушения прав человека (порой массовые) в других областях не обсуждались.

Как гласит сайт дагестанского омбудсмена, Татьяна Москалькова сотоварищи пришли к выводу, что «проблемы, связанные с защитой прав граждан в коммунальной сфере, весьма значимы, поскольку нарушение этих прав остро ощущается всеми», а идентичность жалоб граждан России на сферу ЖКХ показывает, что в указанной сфере имеют место системные проблемы, «которые не находят своего разрешения».

Там же вспомнили, что субъекты СКФО входят в число субъектов страны, имеющих наибольшую задолженность по оплате коммунальных услуг. Обсуждала ли Москалькова с Рамазаном Абдулатиповым или Уммупазиль Омаровой (или же с представителями силового блока Дагестана) вопросы похищения дагестанцев, вероятно, представителями силовых структур (по факту – бессудных казней), нарушений прав граждан на защиту, необоснованных постановок на учёт дагестанцев, расследования убийства силовиками братьев Наби и Гасангусейна Гасангусейновых в с. Гоор-Хиндах Шамильского района, а также встречалась ли с представителями движения «Сердце матери», неизвестно. Известно лишь, что в связи с визитом Москальковой в Дагестане были приняты повышенные меры безопасности, а северокавказские омбудсмены посетили Дербент…

Скорее всего, без внимания Татьяны Николаевны остался эпизод странного отношения к правам человека со стороны сотрудников полиции, произошедший в начале ноября в Дагестанском базовом медицинском колледже им. Р. П. Аскерханова (Махачкала). В колледж, как сообщает источник «Черновика», пришли сотрудники ЦПЭ МВД по РД и во время занятий согнали в актовый зал всех студенток, носящих хиджаб.

«Моя родственница позвонила мне и сказала, что к ним пришли полицейские и ставят студенток, которые носят хиджаб, на учёт. Я уже слышал, что полицейские приходили проверять студентов медакадемии», – рассказывает источник «Черновика», попросивший не разглашать его данные. Он видел, как примерно 60 учащихся пригласили в актовый зал учебного заведения якобы для беседы, а затем заблокировали дверь и стали записывать их данные в список с шапкой «Учёт учащихся медицинского колледжа им. Р. П. Аскерханова», а также фотографировать. Выйти из помещения студентки не могли – в дверях стояли полицейские и препятствовали этому.

«Моя родственница нигде на учёте не числится, но записали все её данные, как будто она преступление какое-то совершила. Для чего они ставят их на учёт? Чтобы очередной начальник уголовного отдела смог стать полковником? Я не мог взять её за руку и вывести оттуда, когда они возле двери стояли. Мне драться надо было там? Они задавали им вопросы: «Когда начала молиться? Кто научил?», записали номера родителей. Там собрали девочек покрытых, моя родственница не надевает паранджу или что-то вроде этого, она носит чепчик и платок. Сами же преподаватели говорят студенткам, чтобы те закрывали волосы, так как они мешают во время учёбы в медучреждениях. Я узнал, что родственницу мою на учёт не поставили, но данные её записали. Я сам не бандит, на учёте не состою, моя родственница учится, старается. И не хочу, чтобы сотрудники ЦПЭ врывались ко мне домой только потому, что её данные были ими записаны», – говорит источник «Черновика». В конечном итоге на учёт были поставлены те студентки, кто был в чёрных хиджабах…

В Министерстве образования и науки РД, куда «Черновик» обратился за комментариями, заявили, что не в курсе этой ситуации, но готовы выяснить обстоятельства случившегося. Так как колледж подведомственен Минздраву РД, начальник управления профобразования Минобра Нурьян Вагаева направила запрос в данное учреждение. На момент выхода газеты в печать ответа на запрос не поступило. В свою очередь, в Минздраве рекомендовали «Черновику» направить им запрос на имя министра, заверяя, что в установленные законом сроки ответят…  В самом колледже, куда корреспондент «ЧК» неоднократно звонил, чтобы взять комментарий у директора ДБМК Ханны Махачевой, на звонки не ответили…

В сентябре этого года подобные проверки были в ДГМУ. Тогда в сеть попала копия письма за подписью начальника ЦПЭ  Ахмеда Кулиева, адресованного ректору вуза Сулейману Маммаеву. В письме начальник ЦПЭ просил ректора собрать «полные анкетные данные студентов, которые носят исламскую одежду – хиджаб чёрного цвета, студентов-неофитов, указав курс и факультет и номера телефонов». Отдельным пунктом Кулиев просил дать данные студентов – «выходцев из Цунтинского, Унцукульского, Цумадинского, Карабудахкентского, Кизилюртовского и Сергокалинского районов». Проверки, как указывал в письме Кулиев, проводились с целью выявления студентов, занимающихся экстремистской деятельностью…

В медицине закрытое лицо – норма

P. S. Отметим, что случившееся в медколледже можно считать массовым нарушением полицией прав гражданина. Государственное образовательное учреждение предназначено не для проведения оперативно-разыскных мероприятий, тем более в такой уничижительной форме, а сами студентки, статус которых не подозреваемый или обвиняемый, не обязаны в ущерб своим занятиям отвечать на вопросы забывшихся в своей безнаказанности сотрудников ЦПЭ. Если к конкретным лицам у правоохранительных органов есть претензии, то подобного рода проверочные мероприятия должны проводиться в отделении полиции, а не в стенах колледжа. В связи с этим возникают вопросы и к профессиональной компетенции руководства колледжа, допустившего подобное нарушение прав своих студентов. ]§[

 

Номер газеты