От ЕСПЧ Дагестану

Европейский суд по правам человека 4 февраля вынес сразу несколько решений о взыскании с Правительства РФ денежных средств в пользу дагестанцев, которые пожаловались на нарушение своих прав. Общая сумма компенсаций, которую назначил ЕСПЧ, составила 190 тыс. евро.

Так, 80 тыс. евро было присуждено родственникам Омара Валибагандова, который 22 августа 2013 года не вернулся с работы. На следующий день его родные узнали, что он был доставлен в больницу Избербаша, где из его раны извлекли резиновую пулю. Затем его увезли силовики, и с этого момента родные о нём не слышали. Никто к уголовной ответственности привлечён не был. В жалобе в ЕСПЧ родственники указали на неэффективное расследование. Согласно вердикту суда, нарушены были четыре статьи Европейской конвенции по правам человека, защищающие право на жизнь и право на эффективные средства правовой защиты.

Для Биярслана Акаева, обвинившего полицейских в пытках, ЕСПЧ постановил взыскать с Правительства РФ 30 тыс. евро. Он проживал с супругой и тремя малолетними детьми в селе Эндирей Хасавюртовского района. По его словам, в феврале 2017 года силовики в масках вывезли его в лес, где избивали, применяли ток и допрашивали.  «После этого Акаева доставили в кабинет следователя в Хасавюрте, где он вынужден был признаться в пособничестве участнику НВФ и незаконном хранении оружия и боеприпасов», – сообщает юрист Игорь Шолохов. В СИЗО у Акаева были диагностированы многочисленные кровоподтёки и гематомы, однако следователи не нашли оснований для уголовного преследования сотрудников полиции. Сам Акаев был приговорён к 9 годам в колонии строгого режима.

Жителю Дагестана Гасану Байсултанову, чья беременная супруга Саният Магомедова была убита силовиками, тот же суд присудил 80 тыс. евро. Это, напомним, произошло 3 ноября 2006 года в Хасавюрте: силовики заблокировали дом Байсултанова по ул. Щорса, а когда из уборной выходила его супруга, открыли по ней огонь. Выбежавший на крики муж был ранен. Через год суд признал Байсултанова не причастным к НВФ и нападению на сотрудников правоохранительных органов, однако в 2007 году он был осуждён на полтора года колонии-поселения за хранение и приобретение оружия. На самих силовиков только в 2009 году были возбуждены уголовные дела, которые следствие, сменив около 15 следователей, закрыло в 2013 году, не доводя до суда, и указало, что Байсултанов и его жена первыми открыли стрельбу. ]§[

Номер газеты