Думай медленно, стреляй быстро

Эта неделя ознаменовалась в Дагестане очередной спецоперацией, в ходе которой убит 46-летний Али (Алексей) Омаев. По официальным данным, когда правоохранители потребовали у Омаева предъявить документы, он вытащил пистолет и стал стрелять. «Ответным огнём оказавший сопротивление местный житель был убит», – шаблонно отрапортовали силовики. «У него полтела было парализовано! Он не мог стрелять!» – заявляют родственники и знакомые Омаева.

Спецоперация прошла в понедельник, 15 января, в Каспийске. Следственное управление СК РФ по Дагестану сообщило, что Али Омаев был убит в 18:30 недалеко от дома №25 по улице Виноградной (сам он проживал в доме №68). Согласно спецсообщению МВД Дагестана, для задержания Омаева по заданию ЦПЭ выезжала группа из восьми сотрудников второго боевого отделения СОБР Управления Росгвардии по Дагестану на двух служебных машинах.

«После того как его остановили для проверки документов, в ответ на законные требования сотрудников правоохранительных органов, предъявить их, он открыл из пистолета огонь по полицейским и был убит ответными выстрелами», – сообщили в СУ СКР по РД. Силовики при этом не пострадали. После спецоперации, по данным МВД, с места происшествия был изъят пистолет, граната, две гильзы от патронов, пять патронов и магазин. В пресс-службе МВД Дагестана не ответили, в чём подозревался Омаев и почему для его задержания выслали СОБР, ссылаясь на то, что не располагают информацией о поручениях и заданиях оперативных служб.

Тем временем ЦПЭ в соцсетях распространил информацию о том, что Омаев проводил пропагандистскую работу среди молодёжи, агитировал их к участию в вооружённом конфликте на стороне ИГИЛ (запрещённой в РФ). ЦПЭ утверждает, что все ликвидированные и задержанные члены так называемой спящей ячейки ДТГ «Каспийской» были завербованы лично Омаевым. По их версии, это происходило в мечети, расположенной на территории автосалона «Каспий-Лада», где он был будуном. На Омаева списывают и вербовку Ислама Полатова, которого убили 28 августа прошлого года при совершении посягательства на каспийских полицейских.

«Показания задержанных членов группы указывают, что Омаев помогал членам «спящей ячейки» в приобретении компонентов для изготовления взрывчатых веществ, также принимал непосредственное участие в их изготовлении, однако участия в посягательстве на сотрудников не принимал, сославшись на то, что в случае провала не сможет спастись бегством...» – говорится в сообщениях ЦПЭ.

СУ СКР по РД возбудило уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных ст. 317 УК РФ («Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа»), ч. 1 ст. 222 УК РФ («Незаконный оборот оружия») и ч. 1 ст. 222.1 УК РФ («Незаконное изготовление оружия»). Согласно информации силовиков, сейчас устанавливается причастность убитого к совершению других тяжких и особо тяжких преступлений.

 

Жил, молился…

 

Эта история, наверное, не привлекла бы внимания СМИ, если бы люди, знавшие Омаева, не стали рассказывать о том, что он был инвалидом, так как практически половина его тела была парализована: при ходьбе он волочил правую ногу, а левая рука не действовала вовсе.

Желая выяснить подробности, корреспонденты «Черновика» побывали на месте происшествия и поговорили с родственниками и знакомыми Омаева. Мы узнали, что он родился в 1972 году в Туркменистане, его исторические корни из Кулинского района. В Каспийске проживал вместе со своей семьёй – женой и четырьмя детьми (трое из которых приёмные). В одном дворе с ним живёт и его старший брат Олег.

Члены семьи Омаева рассказывают, что у него была бурная молодость, в результате которой он заработал несколько уголовных дел. Информацию о его уголовном прошлом силовики активно транслируют в соцсетях как доказательство небезгрешности убитого. Так, в 2000 году он был осуждён по ч. 1 ст. 161 УК РФ («Грабёж»), ч. 2 ст. 325 УК («Похищение или повреждение документов») и приговорён к лишению свободы на срок 2 года и 10 месяцев, но вышел раньше срока по амнистии. В 2006 г. вновь был приговорён уже по ст. 111 ч. 1 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью») к лишению свободы на срок 2 года и 6 месяцев. Кроме того, в отношении Омаева в прошлом году был составлен административный протокол по ст. 5.35 КоАП РФ («Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»), так как тот не пускал ребёнка в школу.

Бурная молодость привела к тому, что он стал участником поножовщины, в результате которой получил с десяток ножевых ранений, а также травмы, приведшие к частичному параличу левой руки и правой ноги. После этого инцидента, рассказывают его близкие, Омаев коренным образом изменил свою жизнь: стал вести спокойный образ жизни, начал молиться, ходить в мечеть, через какое-то время женился…

Родственники знают, что Омаев, так как посещал мечеть по ул. Генерала Омарова Махачкалы, состоял на профилактическом учёте МВД, поэтому к ним иногда приходил участковый.

Местные жители, с которыми мы встретились во дворе убитого, все как один характеризовали Омаева как добродушного и приветливого соседа. Одна из соседок, возмущаясь утверждениями силовиков, что Омаев сопротивлялся и стрелял в них, рассказала, что не всегда мог даже самостоятельно расплатиться в магазине, не говоря уже о большем. «Когда в магазине надо было оплатить, мы из его кармана деньги вытаскивали, потому что он не мог их сам вытащить. Даже если у него телефон звонил, он просил его вытащить и приложить к его уху. Я вытаскивала, нажимала и ему ставила. Как он может…» – говорит одна из соседок убитого. Другая соседка, работница одного из местных магазинов, подтвердила, что иногда сама забирала у него деньги: «Он не то что пистолетом стрелять, он даже мне иногда  кошелёк отдавал, чтобы я сама деньги забрала. Он сам не мог расплачиваться, как он мог пользоваться пистолетом? Мы, соседи, знали бы, если бы с ним что-то было не так…»

 

Как убивали

 

В тот вечер, когда убили Омаева, некоторые из соседей видели сотрудников полиции на своей улице, но не подозревали, что их целью является он. Из рассказов местных жителей следует, что незадолго до убийства он зашёл в магазин, купил семечки и жвачки и пошёл в сторону своего дома… Через какое-то время местные жители услышали звуки выстрелов.

Виноградная улица расположена в частном секторе, её ширина – примерно 5–6 метров, и настолько разбитая, что проехать до её конца довольно затруднительно – колёса машины то и дело проваливались в ямы. Вся дорога в жиже от подтаявшего снега, но на обочинах он не успел растаять. Примерно в середине улицы, там, где прошла спецоперация, на снегу ещё оставалась кровь убитого.

Фотографии с телом Омаева, а также знание его недугов ставят под сомнение официальную версию силовиков о том, что тот вытащил пистолет и произвёл не менее двух выстрелов. Развеять сомнения могла бы оперативная съёмка с места происшествия, на которой было бы видно, на самом ли деле Омаев вытащил пистолет и стрелял в бойцов СОБРа.

Пока же все признаки указывают на то, что в него сначала выстрелили из автомата, а затем добит из пистолета в голову в упор (об этом свидетельствует штанцмарка на виске). На фото видно, что он лежит на правом боку. В правой руке у него сверкающий от чистоты пистолет. Тело обращено в сторону, где располагался дом Омаева: показывает, что, вероятнее всего, в него стреляли, когда он шёл, а не стоял. Напрашивается вопрос: если он действительно отказался предъявить документы и открыл огонь по полицейским, то как случилось, что в таком узком пространстве улицы он не задел сотрудников, которые должны были находиться на расстоянии вытянутой руки? Только ли счастливая случайность?

Есть и другой вопрос: если МВД в чём-то подозревало убитого и отправило за ним СОБР, то почему дома в тот же или на следующий день не было произведено обысков? Процедура хоть и формальная, но обязательная. Ведь если он на самом деле подозревался в том, что помогал собирать взрывные устройства или владел оружием, то дома могли быть доказательства этому…

Родственники Омаева сказали, что с обысками к ним в дом никто не приходил. Они уверены, что правоохранительные органы целенаправленно поджидали его, чтобы убить, и никакого нападения с его стороны быть не могло. У них нет версий, за что его могли убить, кроме как за религиозные взгляды, ношение бороды и посещение мечети Тангъим на улице генерала Омарова в Махачкале…

 

P. S. Отметим, что в день, когда прошла спецоперация, состоялось заседание коллегии МВД по РД, на котором обсуждались итоги оперативно-служебной работы органов и подразделений внутренних дел за 2017 год. На нём присутствовали врио главы РД Владимир Васильев, начальник ГУ МВД по СКФО Сергей Бачурин, другие должностные лица.

Там было отмечено, что за 2017 год МВД по РД выполнило значительный объём работы по охране общественной безопасности, борьбе с преступностью. Министр Абдурашид Магомедов отметил, что в ушедшем году особого внимания требовала работа по противодействию экстремизму и терроризму, в результате которой бандподполье понесло значительный урон. Министр сделал наставление своим коллегам не ослаблять работу в этом направлении. Убийство очередного «бандита» под занавес коллегии в этом смысле выглядит очень показательным… ]§[

Номер газеты