«Ай Леззет…»

26 июля в режиме видеосвязи Арбитражный суд Северо-Кавказского федерального округа рассмотрел кассационную жалобу ООО «Санаторий “Леззет“» на решения суда первой и апелляционной инстанций. Почти год санаторий не может взыскать с правительства долг за содержание беженцев из Украины.

1 января 2015 года между Обществом и Министерством по туризму и народным художественным промыслам РД был заключён договор по временному размещению и обеспечению трёхразовым питанием беженцев (из расчёта не более 800 рублей в сутки на человека).

По данным истца, за период с 26.08.2014 (с момента прибытия беженцев в санаторий) по 31.12.2016 г. затраты на их содержание составили 50,8 млн, а ответчик оплатил за этот период 45,5 млн. Не компенсированы расходы за август (почти 2,9 млн) и за сентябрь 2015 года (около 2,3 млн). Эту сумму санаторий пытается взыскать с правительства.

Суд первой инстанции удовлетворил иск «Леззета» частично – на 3,5 млн.

Судья Салах Цахаев пришёл к выводу, что истец включил в общий счёт лишние 3,7 млн – стоимость услуг с 03.02.2016 по 31.07.2016 г. Хотя договор, по мнению судьи, действовал только в течение 2015 года, а в 2016 году не перезаключался.

Суд постановил, что фактическое оказание услуг без контракта не означает, что заказчик должен за них платить, а исполнитель – требовать оплату.

Истец, по мнению Цахаева, также не доказал, что решение вопросов, связанных с размещением беженцев в этот период, носило экстренный характер.

АС РД установил, что в период действия договора Общество оказало услуги на общую сумму 49 млн (расшифровки нет в решении суда). С учётом произведённой оплаты 45,5 млн неоплаченный остаток составил 3,5 млн.

16-й арбитражный апелляционный суд посчитал, что фактически истец потратил 47 млн рублей (50,8 млн – 3,7 млн за 2016 год). Поэтому удовлетворил требования истца на 1,5 млн (50,8 млн – 45,5 млн – 3,7 млн).

В суде представитель санатория Евгения Сулейманова пояснила, что предмет иска санатория – задолженность за август и сентябрь 2015 года, а не взыскание разницы между стоимостью оказанных услуг и произведённой оплатой: «Именно эти месяцы остались неоплаченными по неизвестной причине, хотя деньги из федерального бюджета в республиканский поступили, но до Минтуризма так и не дошли. Министерство оказанные услуги приняло, акты подписаны без замечаний и оговорок».

Суды обеих инстанций ссылаются на то, что санаторий продолжал содержать беженцев в отсутствие контракта, а потому не может требовать оплату за свои услуги.

«Это допустимо, если оказание услуги является обязательным независимо от желания исполнителя», – сказала Сулейманова, сославшись на утверждённый президиумом ВС РФ Обзор судебной практики применения законодательства в сфере закупок. В этом же обзоре сказано, что бездействие заказчика не может служить основанием для прекращения выполнения социально значимых функций.

Кроме того, в договоре между сторонами прописано, что «Леззет» принимает на себя обязательства по размещению беженцев до момента их выбытия.

«Минтуризм должен был самостоятельно позаботиться о заключении госконтракта на 2016 год. Вины истца в том, что он этого не сделал и не перевёл беженцев к другому исполнителю, нет», – считает адвокат. По её словам, в итоге министерство заключило с Обществом договор вне конкурсных процедур: «Непонятна позиция правительства республики, изложенная в кассационной жалобе. После исполнения договора санаторием оно настаивает на том, чтобы признать их ничтожными сделками и обязать «Леззет» полностью вернуть выплаченную сумму целиком. Они ссылаются на то, что мы якобы могли определить количество беженцев заранее».

Арбитражный суд СКФО отменил решения первых двух инстанций и отправил дело на новое рассмотрение в АС РД. ]§[

Номер газеты