Аварийность вспять

Мэрия Махачкалы вновь признала подлежащим сносу 31 дом в центре города. Ранее жильцы через суд доказали, что акты и заключения межведомственной комиссии администрации от 2011 года незаконны, а значит, их необходимо исключить из официального перечня аварийного жилья. В их числе оказался и дом №3 по ул. Дахадаева.

Как удалось выяснить «ЧК», эти дома стали вновь аварийными в 2019 году после того, как завершился этап программы переселения из аварийного и ветхого жилья 2013–2018 годов. Тогда в программу вошли сотни домов в Махачкале, большая часть из них в историческом центре столицы – ул. Буйнакского, Пугина, Дахадаева, Даниялова, Манташева, Герцена, Заманова, Пушкина и т. д.

Согласно информации на сайте Минстроя РФ, расселение завершено по 68 аварийным домам, а по 46 домам имеется информация о гражданах, непереселённых в связи с непредвиденными обстоятельствами (судебный спор, принятие наследства, неизвестность местопребывания и другие обстоятельства, связанные с личностью гражданина). Последнее решение суда об исключении этих домов из перечня аварийного жилья датируется 2018 годом.

Жильцы отказались переезжать на окраину города – в Степной посёлок, в районы Эльтавского леса и бывшего ипподрома. Кроме того, в построенных там новых домах до сих пор устраняют нарушения и дефекты строительства. За хищение бюджетных средств при возведении жилья по госпрограмме в международном розыске находятся экс-министр строительства Дагестана Ибрагим Казибеков и его племянник, возглавлявший на тот момент управление жилищной политики администрации Махачкалы.

Начальник управления по реализации программы «Ветхое аварийное жильё и улучшение жилищных условий» Магомедрасул Джаватханов сообщил «ЧК», что в 2019 году Госжилинспекция РД провела обследование 31 дома и выдала заключение о ветхости и обратилась в межведомственную комиссию мэрии столицы с заявлением о признании их аварийными.

Джаватханов уверяет, что со всеми жильцами сотрудники управления переговорили и рассказали, что, пока они не включены в госпрограмму по переселению, у них есть возможность участвовать в реновации и самим найти застройщика. Также в рамках госпрограммы мэрия выкупит аварийные квартиры для муниципальных нужд. Перед этим проводится оценка имущества по рыночной стоимости. В 2019–2020 годах аварийное жильё выкупалось за 48–50 тыс. за 1 кв. м.

Но не все жители согласны на такие условия. По информации Джаватханова, три дома собираются обжаловать акт и заключение от 2019 года.

Например, жители ул. Дахадаева, 3, в ближайшее время намерены обратиться в суд. По их словам, дом вновь признали аварийным и подлежащим сносу только в октябре этого года, когда с этим объявлением к ним пришли юристы мэрии. Более того, их не оповестили, что будет проводиться экспертиза по состоянию здания.

Напомним, судебное разбирательство по этому дому шло 4 года, проведено три экспертизы. По последнему заключению от 27.01.2017 года, дом имеет 33% изношенности, стало быть, пригоден для проживания. Загвоздка в том, что в документации администрации Махачкалы указан неверный адрес – ул. Дахадаева, 3/9. Кроме того, в акте указано трёхэтажное здание с 9 квартирами. В доме, в котором живут истцы, два этажа и 18 квартир. В БТИ Махачкалы подтвердили, что такого адреса не существует. В 2018 году Советский районный суд вынес решение в пользу жильцов, их дом должны были исключить из реестра аварийного жилья.

Одна из владелиц квартир в доме по ул. Дахадаева, 3, Айшат Баширова, сообщила «ЧК», что судебные приставы только в 2020 году отчитались, что исполнили решение суда. А оказывается, в это время здание числится в этом реестре после повторного признания аварийным.

«Никто из жильцов заявление на обследование дома не подавал и никто при проведении якобы обследования и экспертизы не присутствовал, нарушена процедура проведения оценки. В заключение ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» №486 от 13.06.2019 года физический износ составляет более 72%, что противоречит экспертизе той же организации 2014 года, где износ дома составляет 28%. Мы сомневаемся в существовании данного документа», – возмущается Баширова. Она рассказала, что их здание выстояло столько лет благодаря тому, что жильцы за собственный счёт проводят ремонт, а администрацией города не предпринято никаких мер по улучшению.

«О какой компенсации в 50 тыс. за 1 кв. м может идти речь? В этом районе квартиры стоят по 100 тыс. за 1 кв. м. В 2015 году мы проводили рыночную оценку, и на тот момент наша квартира стоила 3,5 млн. рублей», – добавила она. ]§[

Номер газеты