[ Внешние силы нам не помогут ]

От взаимоотношений мусульман Дагестана сегодня во многом зависит общественно-политическая обстановка в республике. Меня же как рядового мусульманина отношения между моими братьями заботят больше, чем интересы политиков и федерального центра. Как говорил покойный доктор Муртазали Магомедов в интервью «Новому делу», «сегодня исламский мир погружён в пучину войн, противостояния. Некоторые эксперты утверждают, что дело в самой религии. Это ложь. Мусульмане всегда найдут общий язык друг с другом, если их оставят в покое, а наличествующие проблемы принимают катастрофический характер только при воздействии внешних сил». К сожалению, внешние силы и политический заказ стали определяющими в том, как мы, мусульмане, относимся друг к другу.

 

Внешность – не главное

Сегодня ни один официальный «маджлис алимов» не просто не обходится без критики «ваххабизма» и «ваххабитов», а ставит её своей главной целью. Об этом же говорят и имамы почти всех мечетей каждую пятницу, и заголовки газет, подконтрольных ДУМД. Если для государства эта политика является идеологической борьбой с экстремизмом, то в случае с Духовным управлением это больше похоже на борьбу с конкурентами.
Самое опасное в этой политике то, что она упорно вбивает в головы простых представителей традиционного ислама: кто не с нами, тот против нас. Логика тут простая: если человек не состоит в тарикате, значит, он отрицает его; если отрицает, значит, считает суфиев заблудшими – в таком случае он – ваххабит. Никто ведь не объясняет людям по пятницам, что мусульманин, прочитавший хадисы о бороде и решивший её отпустить, – это хороший, богобоязненный мусульманин, пусть и с оговоркой, что экстремисты слишком щепетильны в этом вопросе. Почему, если мы увидим на улице бородача в коротких брюках, мысль о ваххабизме лезет в наши головы раньше мысли о богобоязненности? Разве не говорили об этих атрибутах мусульман все учёные всех мазхабов?
 Любой из имамов мечетей один на один скажет, что ваххабиты – это те, кто объявляет мусульман неверными, убивает их и не признаёт исламских учёных, самовольно толкуя Коран и Сунну. Именно эти их признаки называет в своей книге «Сокровищница благодатных знаний» шейх Саид-Афанди. Клянусь Аллахом, я не знаю ни одного такого человека, хотя знаю многих, кто не состоит в тарикате, носит бороду и короткие брюки.
Борцы с «нетрадиционным исламом», зачастую сами того не ведая, настраивают народ отнюдь не против тех, кто «убивает мусульман, объявляет их неверными и самовольно толкует Коран». Они настраивают людей, особенно представителей тариката, против всех, кто не следует дагестанскому суфизму. Было бы, наверное, правильнее, если бы, разъясняя пагубность идей такфира, убийства мусульман и отрицания учёных, имамы мечетей вместе с этим говорили бы и об ответственности за навешивание на людей ярлыков. Ведь если называть ваххабизмом перечисленные выше пункты, то обвинение в ваххабизме – это серьёзное обвинение, которое влечёт за собой серьёзные последствия. Необходимо предостерегать мусульман от того, чтобы они судили о таких опасных качествах лишь по внешним признакам. Тем более эти признаки полностью соответствуют Сунне пророка Мухаммада (алейхи-с-соляту ва-с-салям).
Как-то читатели газеты «Ас-салам» отвечали на вопрос редакции: «Приходилось ли вам сталкиваться с ваххабитами?..» В присланных в газету СМСках «ваххабиты» обвинялись во всех смертных грехах. Я хочу спросить братьев и сестёр, отправивших сообщения: «Действительно ли вы сталкивались с людьми, объявляющими мусульман неверными, убивающими их и не признающими исламских учёных? Или они всего-навсего не состояли в дагестанском тарикате и не соглашались с вами в том, что в нём надо состоять

 

Случаи из жизни 

Совсем недавно мы с братьями зашли в Джума-мечеть на вечерний намаз. Двое пошли совершить омовение, остальные, в том числе и я, зашли, помолились и стали их ждать. В мечети они (те «двое») присоединились к молящемуся джамаату: по-одному с разных сторон ряда. Все, кроме них, включая имама, были в зелёных тюбетейках. Затем подошли ещё несколько братьев в таких же тюбетейках. Внимательно осмотрев ряд, показав пальцами на стоящих с краю, они решили не присоединяться к ним (были, наверное, помимо тюбетеек, ещё какие-то опознавательные признаки). Дождавшись, пока имам даст салам (то есть закончит молитву, потому что двум джамаатам запрещено одновременно молиться в одной мечети, так как это не соответствует принципу единства мусульман. – Прим. ред.), они стали совершать намаз самостоятельно. Чтобы не встать в ряд с подозреваемыми в ваххабизме. Братья, по какому мазхабу вы действовали? В какой книге такое написано? Разве можно на основе предположений делать о людях выводы, которые вы сделали? Разве единство мусульман не приоритетнее предположений?
Кто настолько зомбировал молодёжь, что братья-суфии уже удаляют друг друга из своих групп в «Одноклассниках» по подозрению в ваххабизме? Для такого подозрения достаточно найти среди множества «друзей» (имеются в виду виртуальные «друзья» на «Одноклассниках». – Прим. ред.) «друга-ваххабита».
Антиисламская атмосфера царит среди мусульман во многих сёлах республики, в которых молодёжь разделилась на «традиционалистов» и «нетрадиционалистов». Горячая молодёжь, далёкая от исламских знаний, зачастую провоцируется старшим поколением. Споры ради споров, драки и доносы в правоохранительные органы – это сегодня среди дагестанцев нормальное явление. Позор, субханаЛлах!
Как мне рассказывал житель села Нижнее Казанище, имам их мечети (не буду называть имени) «распространяет листовки с именами определённых лиц, обвиняя их в ваххабизме и соучастии в экстремизме, негативно настраивая народ, а сам разъезжает по селу с автоматом, пугая людей от имени правительства». После распространения этих листовок на молодых ребят начались гонения, у них регулярно стали проводиться обыски. Атмосфера в селе накалилась дальше некуда. «СубханаЛлах, что ты за имам, и кто тебя поставил, если ты не можешь ничего, кроме доносов?! Собери нас, поговори с нами, узнай, чем мы живём, чего хотим. Ты же имам! Ты же в Судный день будешь отвечать за всех, над кем тебя поставили!» Не хочу сказать, что «ваххабиты» из Казанища – невинные овечки, хотя бы потому, что не знаю всех обстоятельств дела. Но то, что на человеке, называющемся имамом, больше ответственности за происходящее, тем более в свете описанных событий, думаю, очевидно.  

 

Заключение 

«Внешние силы», о которых говорил доктор Муртазали Магомедов, направлены не только против ваххабитов. В обществе стремительно распространяется слух о том, что убийство самого доктора – дело рук его идеологических оппонентов – традиционалистов. Нетрудно догадаться, кто стоит за этими слухами. Особенно после глупой попытки с помощью листовок косвенно свалить на суфиев похищения и убийства «ваххабитов». На исламскую составляющую листовок мало кто обратил внимание – слишком топорная была «работа». Думаю, единственная причина, по которой авторы не свели всё к суфиям, – в том, что в данном случае представителям ДУМД пришлось бы от этого официально открещиваться. В завершение хотел бы обратиться к суфиям, ваххабитам и всем мусульманам: давайте попробуем решать свои проблемы сами, «внешние силы» нам не помогут. Они в этом не заинтересованы.
Номер газеты