[ «Валида» для Валиды ]

Он ждал этого 17 лет. А получилось словно подарок жене на золотую свадьбу, которую Кажлаевы – Мурад и Валида – отмечают в этом году… Вчера в Дагестанском государственном театре оперы и балета состоялась премьера оперетты «Валида», в основу которой положена повесть Ахмедхана Абу-Бакара «Пора красных яблок».

Маэстро написал «Валиду» ещё в 1989-м, заменив имена главных героев именами своих близких. Её почти сразу собирались поставить в Московском театре оперетты, но не заладилось: распался Советский Союз, началась первая чеченская… Дагестанская тема стала для столицы нежелательной, а в родном Русском театре (Театра оперы и балета ещё не существовало) каким-то удивительным образом потеряли привезённый композитором клавир. И только через 10 лет, в 2007-м, при поддержке Министерства культуры республики Кажлаев договорился с Дагестанским театром оперы и балета о постановке «Валиды», передав диски вокальных фонограмм его руководству.
Морально устаревшее за годы либретто переписал хороший московский знакомый Кажлаева Вячеслав Есьман. После чего повесть Абу-Бакара, как «семёрка» после тюнинга, приобрела приметы времени. И всё же замена партработников депутатами, а служебной «Волги» – «Мерседесом» и даже вставка в сюжетную канву истории про китайскую систему избавления работников от стресса (путём выставления куклы с лицом начальника для избиения) не застраховали оперетту от поминутно возникающего ощущения «мы это уже проходили». Потому что ложка хороша к обеду, а оперетта, написанная 20 лет назад и в совершенно другой стране, должна была ставиться именно тогда и именно там.
Сегодня «Валида» на дагестанской сцене – больше дань таланту замечательного Кажлаева, нежели что-то актуальное и современное. Хотя подобное вообще сложно отыскать в репертуаре театра, но свалим всё на его молодость, ладно?
Но по большинству позиций оперетта всё-таки тянет на хорошие и отличные оценки. Это и состав исполнителей – главные партии в оперетте у Мухсина Камалова, Тагира Курачева, Светланы Мусаевой, Александра Бобин-Шмидта, Айгума Айгумова… И декорации (но не сценография в целом) Ибрагим-Халила Супьянова, и костюмы Хадижат Алишевой, и танцы в исполнении балетной группы Мусы Оздоева. И качественная режиссура, над которой работали сразу два профессионала – Ислам Казиев и Муса Оздоев. «Накладок много, но в целом работой я доволен, – делится впечатлениями Мурад Кажлаев. – Я считаю, что эта оперетта – новый этап для нас. Исполнители стали танцевать и петь на сцене, а это абсолютное новшество для театра, такое же, каким в своё время стало приглашение Мусы Оздоева специально для постановки танцев в “Горянке”».
На «Валиду» надо сходить обязательно. Даже только для того, чтобы послушать. Потому что именно аудиосоставляющая оперетты в данном случае самая ценная. Голоса и музыка. Жаль только не оркестровая (Кажлаев говорит, что на это нужно было бы потратить ещё два года репетиций). Но по-настоящему талантливая. Музыка композитора, чьё имя соединяет в себе понятия «гордость» и «Дагестан».
Номер газеты