[ Такая работа – шутить. Шабан Муслимов – «Черновику» ]

Когда в титрах «Моей прекрасной няни» или в «Счастливы вместе» по экрану плывёт имя Шабана Муслимова, все его знакомые и не знакомые дагестанцы гордятся будто и своей причастностью к российским теле-хитам. По титрам же мы могли следить за карьерой Шабана. Он был и сценаристом, и режиссёром, и даже креативным продюсером успешных сериалов. А ещё у него есть другая должность – генеральный директор агентства сценаристов «Гильдия авторов», им же созданного. А для меня Шабан – легенда, как и все «Бродяги», так мощно, красиво и позитивно повлиявшие на имидж Дагестана в середине 90-х.

Когда-то мы с «Махачкалинскими бродягами» работали в одном здании. Только у меня была понятная работа – я писала статьи, а у них загадочная – они писали шутки. Они ходили мимо нас, деловые и серьёзные. А потом ещё и знаменитые. Однажды Шабан со мной поздоровался – видимо, с кем-то перепутал, но я всё равно была счастлива. Ещё бы! Капитан «Бродяг»! Я всё представляла, как они поднимаются к себе на третий этаж, садятся за стол с эдакими вот лицами, кто-то берёт бумагу, ручку и говорит: ну-с, ребята, сочиним-ка что-нибудь весёлое! И сочиняли ведь, несмотря на абсурдность вышеописанной ситуации. Насочиняли столько, что хватило не только на множество собственных блестящих КВН-побед, но и на другие команды. А потом… Потом они насовсем уехали. И стали реализовываться в Москве. До нас доходили слухи об их успехах, мы видели их лица в зале Московского Дворца молодёжи. А вопрос о том, как можно шутить не по вдохновению, а по заказу, остался для меня неразрешённым.
И вот спустя 12 лет, при первой же возможности, я напросилась к Шабану на интервью. И впервые в жизни пришла совершенно неподготовленная. Мне казалось: приду такая солидная журналистка, и он расскажет, как смех сделать своей работой. Прихожу и спрашиваю: «Как же вы придумываете шутки?» А он ничего не говорит, потому что ему надоело, – его все спрашивают об одном и том же. Я б на его месте отвечала: ну такие вот мы, талантливые! И это была бы чистая правда. Но Шабан Муслимов скромничает: «Достоевский, как известно, тоже писал по заказу издателя и в конкретные сроки». На мой взгляд, это ничего не проясняет, так как Достоевский не написал ничего смешного.
Потом, проклиная себя за сентиментальность, я задала ещё один вопрос 12-летней давности:
– А бывает такое, что ты вскакиваешь с кровати, чтобы записать внезапно придумавшуюся шутку?
– Бывает. Только почему всем кажется, что мысли приходят к человеку, когда он лежит? Он может идти, в море плыть… А вообще, я придерживаюсь золотого правила: если можешь не писать – не пиши. Выдавать по шедевру в день невозможно. В жизни того, кто пишет всё время, должно что-то происходить. События, радости… Иначе откуда брать впечатления? Я уж о вдохновении не говорю. Если вы думаете, что будучи «бродягами» мы шутили от общей весёлости и хорошего настроения, – то ошибаетесь. В КВНе своя жёсткая технология. Тогда мы были «заточены» под короткий жанр. А когда взялись за написание сценариев, стали осваивать законы драматургии.
– Ну, ситком тоже не эпический жанр…
– Мы пишем не только ситкомы. Но и тут, как и в любом сценарии, главное не шутки, комедийные ситуации и диалоги, как в КВНе, а ИСТОРИЯ, понятная и близкая большинству. Завязка и развязка каждой серии и всего фильма. Вот в «Няне» все отслеживали: поженятся Шаталин и Настя или нет? Как они продвигаются к свадьбе? Главное – заставить зрителя сопереживать героям. Буквально на прошлой неделе вдруг рассказали ТАКУЮ классную историю из жизни, что мы сразу поняли – это готовая основа для фильма. Более того, не имея ещё собственно сценария, мы рассказали её продюсерам, и они тоже загорелись. Даже назначили дату премьеры! Дальнейшее – создание сценария из интересной истории – одно удовольствие.
– При этом уложиться в формат и время?
– Это уже дело техники. 1 страница текста – 1 минута экранного времени.
– Написание – дело техники, продажа сценария – бизнес?
– Э нет… Для меня сценарий – прежде всего творчество и радость от работы. Сейчас мы уже имеем возможность отказаться от неинтересных проектов. Не заставлять себя. И вообще: если бы я лес оптом продавал или организовал не гильдию авторов, а автосервис, – зарабатывал бы в разы больше. Интеллектуальная собственность, которой мы торгуем, больших прибылей пока не приносит. Но на жизнь хватает.
– Свежие силы из Дагестана на работу в «Гильдию» подтягиваются?
– Да, приходит много резюме и сценарных заявок от земляков. Мы их все рассматриваем. Недавно совместно с компанией «Sony-pictures» «Гильдия авторов» проводила семинар по ситкомам, туда также приехали несколько авторов из Дагестана. Работа одного из них – Артура Алиева, особенно понравилась и нам, и нашим американским коллегам. Скорее всего, мы возьмём его в компанию.
– Сколько сценаристов трудится на «Гильдию авторов»?
– Вместе с фрилансерами (свободными авторами. – Прим. ред.) человек 50–60. По 10 авторов на каждый проект.
– Поток. А амбиций снять «большое» кино у вас нет?
– В нашей стране амбиция снять кино есть у всех. У меня тоже. Но сейчас рано об этом говорить. Мне и на ТВ неплохо. В конце концов, классик Эльдар Рязанов снимал только телефильмы. Телевизионные – и «Место встречи изменить нельзя», и «Семнадцать мгновений весны». Кстати, в «Гильдии» написали 8 сценариев, по которым сняты телефильмы классического формата. Один из них – новогодний детектив, выйдет на экран ближе к новому, 2009-му. Да и денег в кино всегда меньше, чем на телевидении, которое сейчас активно развивается, открываются всё новые каналы, и все хотят снимать.
– Но качество!
– Ой, не надо! У зрителя всегда есть выбор. Не нравится – переключи. Есть и классно сделанные сериалы – «Ликвидация», «Штрафбат» или «Таёжный роман», там каждая серия – как отдельное кино. И многие признают, что эти сериалы интереснее, чем многие из прокатных кинофильмов. Но в остальном – дайте время! У российских производителей ещё мало опыта. В Америке за 60 последних лет снято 900 сериалов! А мы учимся, и довольно быстро.
– Что от «Гильдии авторов» мы увидим в новом телесезоне?
– Сейчас в работе два новых проекта. Оба интересные. Один из них выйдет в эфир на канале ТНТ уже в декабре. Это адаптация популярного американского сериала 60-х годов «Я мечтаю о Джинни» по Сидни Шелдону. Адаптация весьма условная: сохраняя сюжет, мы перемещаем героев в наше время и меняем 95 % сценарной основы. «Джинни» – это восточная любовная история о том, как космонавт встретил девушку-джинна. И второй проект – для ТВ3 – мистический ситком с рабочим названием «Моя прекрасная ведьма». Этот фильм будет снимать продакшн-компания «Kiss from the Universe», учредителями которой являются компании «Лиан-М» и «Гильдия авторов». У «Гильдии авторов» теперь есть и собственная производственная база тоже.
– А «Няню» больше не снимают?
– Нет. Но продолжаем писать «Солдат»... Пишем мелодраматических сериал «Русалочка» для канала «РТВ». Снимаем новые 60 серий «Счастливы вместе». Причём пишем их с нуля – эти серии никогда не шли в Америке. 30 серий придумывают российские сценаристы – мы, 30 – специально для России пишут американцы. Посмотрим, у кого лучше получится.
– Почему, на ваш взгляд, так возрос интерес к так называемым ситкомам?
– Ну, это же весёлый взгляд на повседневную жизнь. Зрители узнают себя или своих соседей, знакомых, смеются. Это позволяет расслабиться, отвлечься.
– А кем вы выступаете в проекте «Счастливы вместе»?
– Как режиссёр я снял серий сорок, как автор написал серий 10–15, как главный автор отработал серий пятьдесят, как креативный продюсер – на остальных двухстах.
– Букины – это собирательный образ большинства российских семей?
– Ну зачем так серьёзно? Букины – это карикатура на российскую семью. Гротеск! Если кто-то узнал в них себя, я искренне сочувствую. Мне кажется, Букины показывают, как жить не надо. Самый лучший комплимент сериалу я слышал от одного мужика, который сказал: «Они точь-в-точь как мои соседи. Слава богу, у меня по-другому». В общем, в Букиных приятнее узнавать своих соседей.
– Вы, наверняка, смотрели американский аналог сериала «Счастливы вместе». Какие шутки и ситуации обыгрываются там?
– В основном, те же самые. Отличается речь и 20 % ситуаций. Мы убираем истории про женскую эмансипацию – они не близки в России, убираем темы выборов и армии – они не близки зрителям ТНТ. Ну и ещё в оригинале много шуток на религиозные темы. У нас их значительно меньше.
– Следите ли вы за тем, что пишут на форумах об этом сериале? И как вы реагируете, если «СВ» критикуют?
– Нормально реагирую. Какие-то вещи учитываю, какие-то нет. Как говорил Фазиль Искандер, «критику принимаю только умную, а похвалу – в любом виде!»
– Кто из семейства Букиных вызывает у вас наибольшую симпатию?
– Естественно, Гена. Я же мужчина.
А ещё я хотела спросить: такая ли Заворотнюк красивая в жизни, как по телевизору, но постеснялась. Трудно общаться с легендой.



Шабан Муслимов родился 19 ноября 1971 года в Махачкале. В 1993 закончил исторический факультет Дагестанского госуниверситета, в 2006 – Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК) по специальности «Режиссура игрового кино». С 1992 года играет в КВН. Был капитаном команды «Махачкалинские бродяги», ставшей в 1996 году чемпионом Высшей лиги КВН. Играл за сборную СНГ.
Создал агентство сценаристов «Гильдия авторов», которое является участником таких проектов, как «Простые истины» (РТР), «Возвращение Мухтара» (РТР), «Моя прекрасная няня» (СТС), «Счастливы вместе» (ТНТ). На счету авторов агентства десятки сценариев телепередач, церемоний, фестивалей, в том числе «ОСП-студия» (СТС), «Фабрика звёзд» (Первый канал), «Второе дыхание» (РЕН ТВ), «Новый год на ОРТ», «Песня года» (Первый канал), церемония «ТЭФИ», «Ника» и множество других известных проектов. Сейчас Шабан Муслимов является автором и продюсером и сериалов на ведущих российских каналах, а также креативным продюсером и режиссёром-постановщиком сериала «Счастливы вместе».

Номер газеты