[ библио ]

[Лисичка, скалочка и антиутопленница] Елена Чудинова «МЕЧЕТЬ ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ», 2005 год, издательство «Лепта-Пресс». Говоря откровенно, собственно к литературе книга Елены Чудиновой имеет такое же отношение, как скакание голого человека-собаки Олега Кулика к изобразительному искусству. «Мечеть», скорее, манифестация, заявление о конфессиональной и культурной принадлежности, для удобоваримости упакованное в интригующий сюжет. А ажиотация вокруг книги объясняется просто – Чудинова успела вовремя, поймала болевую точку. Мало того, что роман наделал скандалу на XVIII Московской международной ярмарке, так ещё примерно через год после написания «Мечети» запылала Франция. Теперь Чудинова не просто «широко известный в узком кругу» писатель и публицист, но автор «гневного пророчества».

Предлагаю как пророчество книгу не рассматривать. Также оставим в стороне этический аспект; «Новая газета» уже писала о том, что довольно радикальная книга отчего-то вышла в серии, ориентированной на малоуравновешенную подростковую аудиторию. Богословских вопросов тем паче касаться не будем – полоса-то молодёжная. (Хотя заметим, что Чудинова оказалась очень похожа на дагестанских товарищей происламского толка. Только те говорят: «Ислам – вот единственная истинная религия», а Чудинова возражает: «Нетушки! Христианство!») Так что остаётся говорить о книжке как о книжке, то есть насколько она читаема.

Что ж, антиутопия – жанр симпатичный и представлен людьми изрядными: Хаксли, Замятин, Оруэлл. А ещё по нему можно вычислить фобии автора. И Чудинова здесь не исключение. Чего боится, то и рисует. Только в отличие от предшественников пользуется всего двумя красками. Черной и белой. А жаль. Книга могла бы быть намного сильнее, потому как сюжетец придуман заковыристый – 2048-й год, Еврабия, и в ней новая жизнь под знаменем победившего ислама. Какое раздолье для писателя – столкнуть характеры, цивилизации, изломать героев, заставить их меняться. Но – увы! Христианская составляющая личности автора пошла во вред самому роману.

Во-первых, книга перенасыщена многочисленными и скучноватыми деталями из истории католицизма, что, может, и греют авторское сердце, но вот рядовому читателю только мешают заниматься своим прямым делом, а именно – читать. Во-вторых, герои строго разделены на две категории – «наши» и «ихние». Первые – это сплошь люди сильно хорошие, а если заблуждающиеся, то ненадолго. Все они пришли (либо рано или поздно придут) к мысли, что христианство – это наше всё, а пока ютятся в катакомбах, живут в гетто для не принявших ислам и собираются взорвать осквернённый собор Нотр-Дам де Пари, который превращён в мечеть. Причём все они – личности, со своими историями и характерами. А вот вторые, то есть «ихние» – статисты. Лиц и биографий не различить, персонажи, как роящиеся пчёлы, слиплись в один агрессивный, шевелящийся ком. Это, понятное дело, толстые, жадные арабы да турки; их тупые жёны, похожие в своих душных хиджабах на живые мешки, да ещё пара-тройка ренегатов, променявших «веру отцов» на относительное благополучие в лоне исламской жизни. Вот из этого весь роман и сколочен, примитивностью устройства временами до ужаса напоминая «Сказку о Мальчише-Кибальчише», понятно с кем в роли буржуинов.

Впрочем, сама Чудинова не слишком парится по поводу малых художественных достоинств своей книги, что становится очевидным после прочтения её обращения к читателю. Это и понятно, она ведь не роман писала, но агитку. Цитируя сказку о лисичке со скалочкой – «пусти меня на порожек, пусти меня в сени, пусти меня на полати, пошла вон, дура-хозяйка», предупреждала нас об исламской угрозе. Вот только соглашаться с ней не хочется. Не потому, что «всё не так» (кое-что очень даже так), а просто неприятно. Как неприятно присутствовать при публичной истерике, как неприятно обнаружить, что в чём-то разделяешь взгляды Жириновского. С Орианой Фаллачи, чей памфлет «Ярость и гордость», написанный после событий 11-го сентября о том же самом, согласиться можно, а с Чудиновой – нет. Потому что первая – боец, а вторая – кликуша. Потому что обличительный накал и страстность атеистки Фаллачи Чудинова облитературила и, пытаясь оживить своих картонных героев, растаскала всё по кусочкам, подсиропила мелодраматическими интонациями и, осенив крёстным знамением, изничтожила окончательно. ]§[

Номер газеты