Проба пера

В среду, 8 августа, в ДГТУ прошла седьмая стратегическая сессия в рамках написания стратегии социально-экономического развития РД до 2035 года. В этот раз эксперты обсуждали перспективы и направления развития промышленности.

Судя по словам вице-премьера Гаджимагомеда Гусейнова, правительство по-прежнему имеет виды на эту отрасль с точки зрения пополнения республиканского бюджета. Он оценил налоговый потенциал промышленности в 35% от общей массы возможных доходов. Гусейнов считает, что Дагестан должен ориентироваться на федеральные программы поддержки промышленного производства и заручиться поддержкой центра, чтобы реализовать «крупные и весьма амбициозные проекты».

Замминистра промышленности и энергетики Арслан Арсланов заявил, что министерство сделало упор на гособоронзаказ, развитие инвестпроектов, импортозамещение и техническое перевооружение предприятий. За счёт этого промышленный рост подскочил с 2013 года почти в 2,5 раза. По его словам, министерство по-прежнему метит на приличные объёмы гособоронзаказа и в этом году. С начала года оно инициировало обращение Владимира Васильева в Минобороны и, по словам Арсланова, получило поддержку. «Дагдизелю» отдадут на ремонт 50 изделий УСЭТ-80, «Электросигнал» выступит соисполнителем вместе  с концерном «Созвездие» в производстве командно-штабных машин Р-149МА-1. «Авиаагрегат» привлекут для производства отдельных элементов самолёта СР-10 и его комплектующих.

Тем не менее, по словам руководителя завода «КЭМЗ» Ибрагима Ахматова, предприятия республики ощущают спад объёмов ГОЗа: «Сегодня предприятия республики находятся в состоянии конверсии. То, что было в планах перевооружения, было выполнено на 70–90%. А в дальнейшем заказы, начиная с текущего года, по всей отрасли уменьшились. Когда были заказы и когда надо было проводить импортозамещение, все промышленные предприятия показывали темпы роста из года в год».

Поэтому Ахматов считает, что в отсутствие военных заказов предприятиям нужно будет сосредоточиться на гражданской продукции и товарах народного потребления. Но тут, по его словам, существуют проблемы с рынком сбыта: «Ниша очень большая. Но наш рынок заняли все кому не лень. Сегодня очень настойчиво, жёстко, грубо идут на рынок китайцы. И наши власти практически не защищают нас». Ахматов привёл в пример протекционистскую политику Белоруссии.

Он рассказал, что сельское хозяйство республики, если верить подсчётам Минсельхоза, испытывает нехватку в продукции машиностроения: в тракторах (6–7 тысяч), экскаваторах (около 1 000) и навесном оборудовании (от 15 до 90% по некоторым позициям).

Но денег на техническое оснащение у аграриев нет. «То, что мы с Папалашовым (Абдулвагаб Папалашов – руководитель завода им. Гаджиева – «ЧК») оборудование производили, продавали 5–6 лет: культиваторы, плуги. Нужно, но не могут купить. Навесное оборудование, 7 позиций, привезённое с завода «Сибсельмаш», нам пришлось обратно отправить, ни одного не продали», – рассказал Ахматов. Он рассказал, что дилеры умудряются впихнуть на отечественный рынок навесное оборудование даже чешского и венгерского происхождения: «Вот такое безразличное отношение к своему рынку. Поэтому у нас промышленное производство не развивается. Пока это не устраним, будем много писать программ. Я участвовал в написании программ до 2010 года, 2015-го, 2018-го, 2025-го. Всё это осталось на бумаге». Ахматов призвал заниматься продуктом, а не «индикативными и другими показателями».

Причём промышленники часто делали отсылки к советским временам, когда планы по производству спускали сверху.

«Мы сейчас всё это потеряли, забыли, и сейчас хотим на бумаге что-то родить. Я не знаю, правильно ли мы идём. Но я иду своим путём», – заявил Папалашов, добавив, что хочет сохранить завод им. Гаджиева: производить литейные, кузнечно-прессовые, пластмассовые, резиновые детали, заниматься механосборочным производством. «Мы очень надеялись на «Авиаагрегат». Вот этот товарищ Мантуров (Денис Мантуров, нынешний министр промышленности РФ – «ЧК»), который был назначен Медведевым или Путиным ответственным за оборонную промышленность Дагестана, будучи на заводе «Авиаагрегат» ещё при Мухтаре Меджидове, забраковал его бизнес-план. Почему? В то время кто был министром промышленности? Христенко. Вот этот, извиняюсь, министр под себя строил завод в Калуге, автомобильный кластер», – рассказал он.

В ходе дискуссии также обсуждались перспективы завода «Дагдизель» в связи с передислокацией каспийской флотилии в Каспийск. Была высказана мысль, что военные корабли смогут проходить ремонт и профилактику на заводе. «Сейчас идёт большой спор. Зеленогорский завод им. Горького, гендиректор Мистахов, хочет построить на базе «Дагдизеля» судоремонтный завод под свои корабли, потому что в основном каспийская флотилия использует корабли зеленогорского завода. Он трижды прилетал сюда, беседовал со Здуновым, Васильевым. Но хозяева – держатели акций  «Дагдизеля» – Патрушев, его сын, Матвиенко и все прочие – они против», – сказал Папалашов.

По итогам сессии были выбраны пять основных направлений развития, в том числе подготовка кадров, научно-технологическая модернизация и переформатизация производства, промышленные кластеры, индустриальные парки и развитие лёгкой промышленности.

Участники сессии также много обсуждали кадровый вопрос. Проректор, советник ректора ДГТУ Кади Гасанов зачитал справку по кадровой оснащённости. По его данным, в республике подготовкой инженерных кадров занимаются три вуза по трём укрупнённым группам: машиностроение, электроэнергетика и управление в технических системах. Из всей массы нынешних студентов (а их около 61 тысячи человек) обучаются по первому и третьему направлению с первого по последний курс 0,1% (34 и 35 человек соответственно), а энергетике – 0,8% (250 человек).

Реализует образовательные программы по машиностроению 1 вуз из 13, по энергетике – 3 вуза, по управлению в технических системах – 2 вуза. Ни один из 17 филиалов в этих направлениях не задействован. Тогда как экономистов готовят в 11 вузах, 13 филиалах, а юристов – в 6 вузах и 9 филиалах. «Мы готовим специалистов, но сколько кому нужно, мы не понимаем», – заявил Гасанов.

– А вы в курсе дела, что у нас нет гос-плана и мы получаем заказы, только если выиграем тендеры? Если не выиграем – гуляй Вася – кадры не нужны, – вставил Папалашов.

– Я и говорю: вы не можете дать данные на ближайшую перспективу, потому что не знаете. Поскольку у вас нет программы по развитию. А она должна иметь не только денежное сопровождение, но и технологическое, и кадровое.

– Слабая сторона в том, что эти предприятия не знают, чем будут заниматься в ближайший год, 5, 10 лет.

– Так никто не знает. Все так в бизнесе работают. Любая коммерческая компания не знает, будет у неё завтра доход или нет, – возразили ему из зала.

– Разве можно сравнивать коммерсантов и промышленные предприятия?

– Вы тоже можете содержаться из коммерческого бюджета.

– Мы с вами не найдём общего языка, – остался непреклонен промышленник.

Ахматов также возлагает на кадры надеж-ды по поддержанию высокого уровня конкурентоспособности продукции: «На сегодня проблема ДГТУ – это абитуриент, который бы имел определённые баллы по физике и математике. Нет их. Мы ищем днём с огнём им кадры. У нас есть квоты Баумана, МАИ. 10–15 мест. Нет ребят. Что надо для подготовки кадров? Надо начинать со школы. В Москве при школах организованы физико-математические классы. Почему нам такие не организовать в приказном порядке?»

В пользу финансирования индустриальных парков выступил глава Кайтагского района Алим Темирбулатов: «У меня растёт сельхозпродукция, которую девать некуда. Виноградники, сады. Я уже который год бьюсь: дайте мне инженерную инфраструктуру, чтобы мог пригласить инвесторов и заводы построить. Даже на это денег не выдают. Кроме разговора ничего нет», – сказал Темирбулатов, подразумевая промышленный парк «Кайтаг» площадью 8,7 га. Он был создан в 2016 году и по тогдашним заявлениям планировал создание цеха по производству вина и переработке мяса, овощехранилища, а также производство консервной продукции.

Отметим, что 4 августа в ДагГау проходила сессия, посвящённая сельскому хозяйству. Подробнее читайте на стр. 8–9. ]§[

Номер газеты