[ Один раз отмерь – восемь отрежь ]

В маленьком 2,5-миллионном Дагестане 7 заместителей Председателя Правительства, 18 министров. На всю 145-миллионную Россию приходится 1 вице-премьер и 16 министров.

Не сотвори кумира

Но брать за образец Федеральное Прави-тельство явно не стоит. Распределив, по аналогии с РФ, функции по нормативно-правовому регулированию, контроля и надзора и непосредственного оказания государственных услуг между соответственно отраслевым министерством, новыми республиканскими службами и агентствами, мы всего лишь создадим почётные вакансии для оставшихся не у дел чиновников «высокого полёта». И опять получим громоздкую и непрозрачную структуру Правительства РД. Но даже если пойти по пути «секвестирования» кабинета министров, нет никакой гарантии, что он в будущем не подтвердит экспериментально закон Паркинсона «Председатели и комитеты, или коэффициент бесполезности»: «Комитет – это… растение, которое пускает корни, растёт, цветёт, вянет и умирает, а из семени его в свой черёд вырастают другие комитеты… Новые члены иногда вроде бы знают ещё что-то нужное, но чаще просто очень вредят, если их в кабинет не ввести... Чем крепче утверждаются ненужные члены, тем громче требуют обойдённые группы, чтобы ввели их представителей... Когда в кабинете от 20 до 22 членов, пять полезных членов встречаются отдельно и что-то решают... Заседания теперь – пустая трата времени. Внешние группы довольны, их ставленников принимают всех беспрепятственно, и не скоро поймут они, что победа их призрачна. Двери открыты, число членов… растёт дальше. Может оно дорасти и до тысячи. Это уже неважно. Кабинет больше не кабинет, и прежние его функции выполняет другое, малое сообщество». Хоть как-то притормозить неизбежность можно следующим образом.

«Белые пятна» закона

В правовом поле Дагестана, на наш взгляд, есть существенный пробел. А именно: нет закона, устанавливающего структуру Правительства РД. В нём могло бы быть чётко прописано, сколько и какие министерства и комитеты должны составлять правительство, а также объём их полномочий. Более того, последовав примеру наших соседей по ЮФО, можно было бы предоставить право Народному Собранию утверждать лимиты на содержание Правительства. Принятие такого закона соответствует духу обновлённого Бюджетного кодекса РФ, согласно которому все расходы бюджета должны быть обоснованы каким-либо нормативным правовым актом. Таким образом, расходные обязательства по содержанию правительства будут исполняться на основании закона и в пределах установленных лимитов. Кроме того, логика смещения центра принятия решений на Народное Собрание соответствует духу проведённой административной реформы, ибо НС утверждает кандидатуру главы республики.

На сегодня в Дагестане 18 министерств. Среди них есть те, необходимость которых безусловна. Это Министерство внутренних дел, Министерства финансов, экономики, образования, имущественных отношений. В реалиях Дагестана можно допустить существование и Министерства по физической культуре и спорту. А есть те, необходимость которых вызывает серьёзные сомнения. Последних в нашем списке 8 (см. таблицу № 1).

Чрезмерно много у нас не только министров, но и заместителей Председателя Правительства. Их 7. Двое из них совмещают посты руководителей коммерческих организаций – Амучи Амутинов, управляющий Дагестанским отделением Пенсионного Фонда РФ, и Нурмагомед Алиев, генеральный директор ОАО «Сулакэнерго», – что противоречит закону о госслужбе.

Министерства в силу своей статусности ещё как-то на виду. А сколько всевозможных служб, комитетов и департаментов находятся в тени. Их исчезновения с административной карты республики никто и не заметит.

Ликвидация ненужных министерств, ведомств, а также ревизия существующих функций в оставшихся позволит высвободить колоссальные людские и финансовые ресурсы. Не будем лить воду на мельницу тех, кто усмотрит в этом угрозу роста безработицы, и подсчитывать количество сокращённых штатов. Оценить бюджетную экономию намного сложнее. И эффект от такой ликвидации может оказаться неожиданно высоким. Здесь речь идёт не только об экономии на содержании аппаратов ведомств. После их ликвидации может выясниться, что выполнять их функции – всё равно что человеку подпирать гору, чтобы не обвалилась. А эти функции подразумевают соответствующую бюджетную подпитку! Тогда можно будет говорить об экономии бюджета, исчисляющейся десятизначным числом. ]§[

Номер газеты