Несладкий пирог

В понедельник, 9 сентября, официально завершились летние каникулы дагестанского парламента. В Народном собрании Дагестана в этот день состоялись публичные слушания по проекту закона «Об исполнении республиканского бюджета за 2018 год». Участвовали в мероприятии члены регионального правительства, Счётной палаты, главы муниципалитетов и представители федеральных органов исполнительной власти.

Слушания проходили под руководством первого вице-спикера республиканского парламента Сайгидахмеда Ахмедова. Вначале он отдал одиннадцатимиллиардный бонус главе Дагестана Владимиру Васильеву, заметив, что именно благодаря ему было привлечено из федерального бюджета около 6 млрд рублей на строительство социальных объектов, а свыше 5 млрд рублей было дополнительно собрано в виде налогов. В ходе дискуссии было упомянуто и о неосвоенных 10,2 млрд рублей, о которых ранее сообщал «Черновик».

 

Несогласные…

 

Первым выступил первый зампред Правительства РД Гаджимагомед Гусейнов. Он сообщил, что, согласно отчётным данным, доходы республиканского бюджета в 2018 году выросли на 2,9% по сравнению с плановыми назначениями.

«У нас по плану ожидалось 107 млрд рублей, исполнение по расходам составило 93,5%. Так, при плановом назначении 106,5 млрд рублей фактическое освоение было 99,6%. Разница – порядка 7 млрд рублей. У нас нет неисполнения 10 млрд рублей, у нас неисполнение бюджета 7 млрд рублей. У нас обязательства были расходные, вами проголосованные и принятые в объёме 106,4 млрд рублей», – сказал Гусейнов, добавив, что данные 10,2 млрд рублей – это не неосвоенные средства, а положительный остаток на счетах.

«То, что находится на счетах – это закрытая оперативная информация. У нас есть доходы, есть расходы, нам возвращают какие-то невыполненные обязательства, мы кому-то выплачиваем. Это положительный остаток на счету бюджета. Касса – это рабочая наша информация, она, конечно, стала достоянием общественности», – добавил Гусейнов.

Доходы, по его словам, выросли на 11 млрд рублей по сравнению с 2017 годом, из них 6 млрд рублей – это трансферты из федерального бюджета. Налоговые и неналоговые доходы, продолжил вице-премьер, составили 29,1 млрд рублей против 24,1 млрд рублей в 2017 году. Прирост при этом достигнут по налогу на прибыль – 15,9%, на доходы физических лиц – 3,2%, акцизам на алкоголь – 21%, акцизам на ГСМ – 8%, транспортному налогу – 24,3%, налогу на имущество организаций – 2,1%, налогу на добычу полезных ископаемых – 3,4% и т. д.

Гусейнов отметил недобор по неналоговым доходам в истекшем году, несмотря на рост по сравнению с 2017 годом. Объём госдолга республики, подсчитал он, снизился за 2 года на 5 млрд рублей, составив на 1 января текущего года 9,8 млрд рублей. «Это означает, что у нас сокращаются и процентные расходы на обслуживание этого долга. Таким образом, появляется дополнительный источник, чтобы финансировать проекты, которые мы с вами предлагаем», –  отметил чиновник.

Зампред правительства добавил, что в текущем году Дагестан вообще не занимал средств, даже на кассовый разрыв, так как «собственные доходы позволяют обеспечивать стабильно финансовыми источниками наши расходные обязательства».

Заместитель председателя Счётной Палаты Дагестана Темирлан Расулов и председатель Комитета НС по бюджету, финансам и налогам Сейфулах Исаков в своих докладах отметили, что поступления налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета составили 29,1 млрд рублей, это порядка 105,7% к утверждённым назначениям. Плановые задания, согласно отчёту, выполнены по всем собственным доходным источникам, кроме госпошлины (84,3%), и неналоговым доходам (90,9%).

По сравнению с прошлым годом поступления увеличились более чем на 5 млрд рублей, прирост составил 20,9%. При этом увеличение сложилось по всем налоговым и неналоговым доходам. За 2018 год неналоговые доходы выросли в 1,5 раза. Вместе с тем плановые задания не исполнены по доходам от использования государственной собственности республики: при плане 553,9 млн рублей фактически исполнено 262,3 млн рублей. Республиканский бюджет 2018 года, как и в предыдущие годы, был сформирован в основном по государственным программам – их доля в общем объёме составила 93,2%.

Докладчики отметили, что на предоставление мер соцподдержки отдельным категориям граждан за счёт республиканского бюджета на 2018 год были предусмотрены средства в сумме 3 811,9,9 млн рублей, которые «фактически были профинансированы на 100%».

Исаков озвучил и то, что в 2018 году поступления доходов от использования государственного имущества РД составили только половину от утверждённых назначений –  262,3 млн рублей. А анализ предварительных итогов социально-экономического развития республики за 2018 год показал, что из основных 11 макроэкономических показателей снижение темпов роста отмечается по 6, но по 4 показателям, уверен депутат, есть рост.

 

Бюджет и стройка

 

Проблемы строительства на слушаниях озвучил генеральный директор Гильдии строителей СКФО Али Шахбанов. Он заявил, что в последние 10 лет заказчики, начиная с изысканий, идут на понижение сметной стоимости объектов и, заканчивая проектированием, уменьшают сметную стоимость объекта.

«Далее с этим проектом заказчики обращаются в государственную экспертизу для проверки достоверности сметной стоимости. Потом с этой ужатой сметой и проектом заказчики размещают её на сайт, на аукцион, и там ещё идёт понижение на 20–25%. И как должны строители с этими ужатыми сметами и экономией 25% безопасно строить для людей? И если заказчики объявляют аукцион в июле», – возмутился Шахбанов, и его поддержала часть присутствующих.

Он также отметил, что заказчики Дагавтодор и Дирекция единого заказчика-застройщика обещали разыграть 30 объектов строительства, но этого не произошло. Шахбанов отметил, что решение проблем строительства позволит привлечь в республиканский бюджет дополнительные налоговые доходы. На слушаниях было принято решение эти проблемные вопросы рассмотреть на отдельном совещании либо на круглом столе с участием экспертного сообщества.

По итогам публичных слушаний был разработан ряд рекомендаций, в том числе правительству Дагестана, «принять действенные меры по обеспечению полного освоения средств республиканского бюджета, а также по повышению ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета за своевременное и эффективное использование указанных средств».

 

Комментарий «ЧК»

 

Строго говоря, средства, которые федеральный центр выделяет, особенно высокодотационным регионам, в том числе Дагестану, – это денежная масса, при разумном расходовании которой решаются практически все фундаментальные вопросы, начиная от жилищно-коммунальной и инженерной инфраструктуры, заканчивая агропромышленным комплексом и перерабатываемой промышленностью. Однако долгие годы единственным распорядителем бюджета в нашей республике являлась не чётко структурированная правительственная команда, а отдельные персоналии, которые зачастую при поддержке кураторов из центра откусывали громадные куски бюджета – воровали.     

Теперь уже очевидно, что центр не то что не хочет продолжать вбухивать в Дагестан деньги в прежних объёмах (с учётом инфляции и турбулентности рубля), но и не может. А значит, не будет… По двум причинам. Во-первых, уже нет без устали просящих. Во-вторых, новые республиканские власти взяли курс на совершенно иной путь – максимально оперативно и жёстко поднимать налогооблагаемую базу. Собирать налоги любой ценой. Это, по сути, единственный сегодня постулат, который действительно реализуется (чаще под репрессивным страхом) в Дагестане. Однако, насколько только такие меры могут стать генератором развития?

Когда в прошлом году «Черновик» обнародовал, как выразился Гаджимагомед Гусейнов, рабочий документ о пресловутых 10 миллиардах неосвоенных бюджетных денег, мы в редакции прекрасно понимали смысл ситуации. Мы не говорили, что эти деньги украли, мы говорили, что по разным причинам (из-за страха чиновников брать инициативу на себя перед лицом фоновых арестов коллег или просто неумения и некомпетентности) их не сумели израсходовать.

В распоряжении редакции оказалось письмо министра финансов республики Юнуса Саадуева, адресованное в министерство транспорта и дорожного хозяйства Дагестана. Суть документа, в принципе, ещё раз отражает нерасторопность при оценке и освоении денег. Так, Саадуев пишет, что по состоянию на 1 сентября текущего года доходы дорожного фонда с учётом остатков на 01.01.2019 г. составляют свыше 7,4 млрд рублей. В том числе за счёт акцизов на горюче-смазочные материалы – 4,1 млрд рублей, транспортного налога – 469,7 млн рублей, штрафов за нарушения ПДД – 2,9 млн рублей и остатков на начало года – более 2,8 млрд рублей.

Сумма финансирования по заявкам Минтранса за истекшие 8 месяцев текущего года составила почти 3,7 млрд рублей, что равносильно 49% от фактических доходов. По этой причине Минфин просит коллег из Минтранса в срочном порядке представить им заявку на финансирование свыше 3,7 млрд рублей. ]§[

Номер газеты