Главврач на «чужбине»

В пятницу, 18 декабря, у здания администрации Буйнакского района жители села Нижнее Казанище требовали увольнения главврача Буйнакской центральной районной больницы Батыра Омарова.

Примерно 200 человек обвиняли Батыра Омарова, возглавившего больницу в октябре 2018 года, в провале работы в период первой волны пандемии (март – июнь 2020 года), увольнении неугодных ему медработников, а также хранении у себя дома и эксплуатации в личных интересах медоборудования ЦРБ. Значение для собравшихся имело и то, что Омаров не является выходцем из Буйнакского района.

К участникам схода вышел глава района Камиль Изиев. Он пытался объяснить им, что здравоохранение района испортилось не с приходом Омарова, оно портилось на протяжении 20–30 лет.

– Раньше вы были довольны больницей?

– Нет… – ответили Изиеву.

– 20 лет так было. Если сейчас одного человека уберут и поставят другого, вы будете им довольны?

– Если не будем довольны, и его снимем...

– Менять надо всё. Тут дело не в одном человеке. Надо строить новую больницу, поликлинику. Под это мы землю определили. Меня, например, полностью не устраивает, как работает поликлиника. Я подниму вопрос о доскональной проверке больницы: сверху донизу, – говорил Изиев собравшимся.

Он же напомнил им, что в курсе жалоб, которые идут на руководство ЦРБ, что поднимал этот вопрос ещё до того, как главврач больницы будет назначен, а также напомнил, что эта должность конкурсная.

«Кто из тех, кто хотел возглавить больницу, подал документы на конкурс?» – спросил глава. На этот вопрос он прямого ответа не получил.

Главврача, подчеркнул Изиев, можно уволить при наличии оснований: «Всё должно делаться по закону: уволить, если он допустил нарушения. Я подниму вопрос о проверке всей деятельности ЦРБ: финансово-хозяйственной, лечебной, методической. Узнаем, как работало это медучреждение».

Среди обвинений, прозвучавших в адрес главврача райбольницы, было и то, что компьютерный томограф и цифровой рентген, предназначенные для ЦГБ района, находятся в его домовладении.

«Они числятся на  балансе ЦРБ, а по факту находятся в частном медицинском центре у Омарова в городе Буйнакске. Больные ЦГБ попадают в его центр, где этими вопросами занимается его дочь!» – говорили Изиеву собравшиеся.

«Так в районе что? Уже есть томограф? – изумлялся Изиев. – А зачем я тогда второй у правительства прошу?!»

Обещания главы района поднять вопрос о сложившейся ситуации перед министром здравоохранения Дагестана, а также потребовать проверки деятельности ЦРБ собравшихся не успокоили.

«Это затянется на два года! Мы что, как проверки проводятся не знаем?» – говорили они, поэтому, на всякий случай, просили обратить внимание на ситуацию в районе и Хизри Исаевича, и Данияла Хизриевича (Шихсаидовых), имеющих отношение к управлению районом… Их там не было, но у собравшихся была полная уверенность, что их услышали.

Помимо этого, участники акции протеста довольно подробно рассказали, что происходило в селе в период первой волны COVID-19. По их данным, за три месяца пандемии (март, апрель, май) только на одном местном кладбище были похоронены 75 человек. А всего в Нижнем Казанище шесть кладбищ.

«Туда едешь – могилу копают, сюда едешь – могилу копают», – рассказывает «ЧК» один общественников села Малик Ирбаинов.

Ситуация с предупреждением и лечением  COVID-19, рассказывает хирург ЦРБ и один из активных участников схода Магомеднаби Закарьяев, и сейчас нехорошая.

«Городские клиники заполнены пациентами с коронавирусом, районных они не принимают. По сегодняшний день районное здравоохранение не готово к приёму больных. Сейчас работает три провизорских отделения: в Эрпели, Чиркее и Казанище, хотя это неправильная организация работы, потому что целенаправленно было бы их всех локализовать в одном месте», – считает Закарьяев.

В последнее время, по его словам, часто отказывают в госпитализации тяжёлым больным. В больнице, находящейся в с. Н. Казанище, нет реанимационного отделения, а палата интенсивной терапии не работает.

«И это притом, что в селе проживает более 20 тысяч человек, и ещё столько же в близлежащих сёлах!» – говорит врач.

«ЧК» поинтересовался, насколько справедливо утверждение, что зачастую пациентов больничная система не принимает, чтобы не портить официальную статистику по смертности от коронавируса.

«Слышал, что бывают негласные рекомендации, – ответил Закарьяев, – чтобы средней степени тяжести не принимали. Район отправляет пациента в город, город говорит, что нет мест, а потом  – обратно сюда. Так туда-сюда ездит человек и «теряется», а эта такая инфекция... каждая минута дорога. Руководитель организации должен организовать койко-места. Это делается просто: обращаешься в Минздрав, они без всякой бюрократии идут на встречу. Это вопрос организационных способностей главврача. Если идёт рост больных, то он должен позаботиться об обеспечении койками».

Жители сёл Буйнакского района требуют увольнения главврача

 

Порядочный человек


Среди вопросов, которые подняли жители Нижнего Казанища: «клевета на порядочного человека». Речь о хирурге Закарьяеве, который также является руководителем профкома ЦРБ. Как оказалось, он фигурант скандала, который прошёл в СМИ под заголовком «Два врача подрались, и один другого ударил ножом».

Закарьяев рассказал «Черновику», как это было: он подрался с родственником и заместителем главврача Али Омаровым (Закарьяев некоторое время замещал Омарова, пока тот был в отпуске по семейным обстоятельствам).

«Я не скрываю. Был конфликт: он публично меня оскорбил, поэтому я… применил рукоприкладство, но ножа у меня точно не было. Почему конфликт возник? Приехали сотрудники республиканского профсоюзного комитета с проверкой. Когда она закончилась, мы спустились в кабинет главврача, где сидел Али Омаров, коллектив. Он начал со мной на громких тонах говорить о работе профсоюза. Я спросил: «Почему ты вмешиваешься?» Он бурно на это отреагировал и стал выгонять меня из кабинета перед всем коллективом», – вспоминал собеседник. 

Омаров, рассказывает Закарьяев, увольняет неугодных ему сотрудников ЦРБ, а на их места приглашает на работу своих знакомых и родственников со всего Дагестана.

«Он обзавёлся доносчиками в коллективе, делит людей на своих и чужих, затрагивает национальный вопрос!» – говорит Закарьяев.

Отметим, что и сами участники схода недовольны тем, что ЦГБ возглавляет человек не местный, из другого района.

 

Главврач фантомной больницы

 

До перехода на новую должность Батыр Омаров около 20 лет возглавлял Республиканский межрайонный диагностический центр Буйнакска. В 2019 году его соперником в конкурсе на замещение вакантной должности главврача ЦРБ был только один человек (который родом из Буйнакского района), но не Закарьяев, которого казанищенцы хотят видеть главврачом.

«Их претензии ко мне: я не кумык из Буйнакского района, а аварец из Шамильского. Вы же сами слышали их выступления. Прямым текстом спрашивают, почему нельзя было назначить кого-нибудь из Нижнего Казанища. Но никто из этого села в конкурсе не участвовал», – рассказывает «Черновику» Омаров.

По должности Омаров – главврач Центральной районной больницы, но центральной больницы в муниципалитете нет. Его предшественники были главврачами ЦРП – центральной районной поликлиники.

Должность «главврач ЦРБ» Омаров получил, потому что в скором времени больница должна появиться. Устав, документы переделали под ЦРБ, чтобы не пришлось их переделывать в ближайшем будущем. Строительство больницы на 250 коек и амбулаторно-поликлинической службы на 200 посещений включено в федеральную программу на следующий год.

В структуры ЦРБ входят 8 участковых больниц, три врачебных амбулатории, 17 ФАПов. Но и это ещё не всё. В 2019 году Минздрав Дагестана решил присоединить к Буйнакской центральной районной поликлинике Буйнакский межрайонный диагностический центр. В результате слияния в документах появилась Буйнакская ЦРБ, но без полноценного административного центра. Поэтому от руководства диагностическим центром Омаров никуда не отошёл. 

Он рассказывает, что застал учреждение в ужасном состоянии. Районная поликлиника расположена в Буйнакске, в здании общежития медицинского училища, где нет должных условий для приёма пациентов.

«В этом здании не было ни тепла, ни воды. За три месяца я туда и канализацию, и горячую, и холодную воду подвёл. Я принял это учреждение с долгом 49 млн рублей. Не выплачивались налоги с заработной платы, транспортные налоги... Бухгалтерия вся была разворована. Документов по амбулаториям, участковым больницам не оказалось. За полтора-два года участковым больницам достались ультразвуковое и ЭКГ-аппараты… даже фонендоскопов, весов, ростомеров не хватало. В Казанище окна, двери поменяли, бак-лабораторию сделали, в Новом Кумухе больницу новую построили», – перечислил достижения Омаров. 

Вторая причина недовольства им, считает главврач, это борьба с коррупцией в больнице. Лидером и фактическим руководителем организации до его прихода Омаров называет бывшего главного бухгалтера Рабият Абдулаеву: «Я больше чем уверен, что она посадила на мель учреждение здравоохранения, делала всё, что считала нужным. Её пришлось уволить. Вместе с ней уволены главный экономист и начальник отдела кадров. Им было сказано написать заявления об уходе по собственному желанию».

 

Один и всё? 

 

За весь период пандемии, утверждает Омаров, в стационарах района от коронавируса умер один человек, а в разных медучреждениях республики за апрель, май, июнь – 122 человека, направленных из Буйнакского района. Напомним, участники схода рассказывали «ЧК», что в этот период на одном из шести кладбищ Казанища были похоронены около 75 человек.

Он не отрицает: в стационары сёл Эрпели, Нижнее Казанище и Чиркей не принимали тяжёлых больных из-за отсутствия реанимации. По стандартам, поясняет он, реанимации в участковых больницах и не предусмотрены.

«В период пандемии по приказу министра здравоохранения (уже экс-министра Джамалудина Гаджиибрагимова) из-за отсутствия районной больницы все больные Буйнакского района должны были поступать в городскую больницу. Там (в Буйнакске) был организован провизорный госпиталь, организовано ковидное отделение. Все наши больные должны были поступать туда. К горбольнице были привязаны и несколько горных районов. Но Буйнакская горбольница не справлялась с нагрузкой. Не имея районной больницы, мы решили взять на себя нагрузку и открыли 165-коечный стационар в трёх участковых больницах. Первые десять дней было очень тяжело. Мы находились в постоянном поиске лекарственных препаратов, но без лечения пациентов не оставили. Разве могли мы вылечить около 800 человек без лекарств?» – отметил Омаров.

Необходимости в дополнительном перепрофилировании других участковых больниц, утверждает собеседник, не было.

Коллектив ЦРБ – это более 1 000 человек. Водитель в диагностическом центре, специалист по гражданской обороне и Али Омаров – три родственника главврача в огромном коллективе, что, подчёркивает Омаров, кумовством не считается. 

По поводу конфликта между подчинёнными Омаров озвучил свою версию событий.

«Замглавврача сказал Закарьяеву, что тот не отчитывается перед коллективом о том, куда расходуются средства профкома, а также спросил, сколько раз он проводил отчётно-выборные собрания. На эти вопросы он имеет право – он мой заместитель. Закарьяев не должен был его за это затыкать. На следующий день утром пришёл кулаками махать. Два человека подрались, следствие ведётся. Он вернётся из отпуска (Закарьяев числился в отпуске и в день драки), я попрошу написать объяснительную. На период следствия он будет отстранён от должности».

 

Приют для медоборудования и Батталов

 

«ЧК» поинтересовался у главврача, почему медицинские аппараты, предназначенные для ЦРБ, находятся у него дома или в его частной клинике, как утверждают жители села. 

У себя дома, отреагировал Омаров, он такие вещи не хранит, а частный центр был построен давным-давно и сдан в аренду третьим лицам. Называется он ООО «Медико-диагностический центр “Здоровый Буйнакск”», и здесь действительно есть медицинское оборудование, принадлежащее государственной медицинской организации. А началась эта история с Баттала Батталова.

«Этот КТ-аппарат, – объяснял Омаров, – был получен диагностическим центром, когда я там работал в 2009 году. В то время главой района был Батталов (ныне депутат НС РД). Администрация города рядом с диагностическим центром недалеко от дома Батталова выделила землю для строительства рентген-отделения, куда планировалось поместить аппарат. Но Батталов и несколько других жителей не позволили этого сделать из-за боязни электромагнитных и рентгеновских излучений. Мы начали искать помещение, а здесь (в частном центре) мы изначально предусмотрели рентген-отделение. Другого выхода не было. Нам дали разрешение установить его там. В последующем уже ЦРБ  по программе «Бережливая поликлиника» получила рентген-аппарат. Его тоже установили в одно из свободных помещений центра, туда же установили цифровой флюорограф, который получили в прошлом году. Ни один рубль от диагностического центра или от ЦРБ частный центр не получил», – уверяет главврач.

После жалоб и заявлений на Омарова по этому поводу руководство медцентра попросило освободить помещения клиники от не своего оборудования в январе 2021 года. Второй вариант – заключить договор об аренде помещений.

«Куда? На деревню дедушке. Или установим в домах у тех, кто считает, что я храню медоборудование у себя дома… – иронизирует Омаров, – Рентген-аппарат, например, если его отправить в какое-то село, то, наверное, пациентам это будет неудобно: они привыкли стекаться в город. Люди же не поедут за рентген-снимком в Казанище или Чиркей. А в районной поликлинике приспособленных для этого помещений нет, туда просто невозможно его поместить».

Новый КТ-аппарат, который власти района и спикер НС РД Хизри Шихсаидов попросили у Минздрава РД, утверждает Омаров, ЦРБ ещё не получала.

P. S. От редакции заметим, что новый КТ вполне возможно разместить в больнице с. Н. Казанище, тем самым решив хотя бы часть проблем в системе здравоохранения района. ]§[

Номер газеты