Банкротство без поручительства

20 апреля Дагестан посетили представители ПАО «Россети» и ПАО «МРСК Северного Кавказа». Энергетики приехали подготовить почву для предстоящих учений: с 20 июля по 20 августа 2 000 сотрудников и почти 700 единиц техники со всех сетевых организаций России прибудут сюда менять провода, опоры и бороться с потерями.

По словам генерального директора, председателя правления компании Павла Ливинского, за этот период планируется заменить почти 9 тысяч опор, 25 тысяч км голого провода на СИП (самонесущие изолированные провода), улучшить надёжность, уменьшить возможности для несанкционированного отбора мощности. Порядок наведут в Махачкале и пяти прилегающих районах.

Более 800 объектов КТП в столице снабдят техническим учётом, чтобы можно было составить баланс электрической энергии по узлам потребления, выявить очаги основных объёмов потерь. В пяти районах также проведут ревизию однолинейных схем. Ранее, 20–22 апреля, команда МРСК Северного Кавказа во главе с генеральным директором Юрием Зайцевым побывала на объектах, которые будут включены в программу учений.

 

Бывшая дочка

 

Потери электроэнергии прямо отражаются на финансовых показателях дочерних обществ МРСК в республике. Кредиторская задолженность Дагестанской сетевой компании (создана в 2015 году) по итогам 2017 года уже перевалила за 8,1 млрд, набрав за два года 6,3 млрд рублей. Её предшественница «Дагэнергосеть» набрала свои 10 млрд за 5 лет: с 2010-го по 2015 год.

(С реформой электроэнергетики сбыт, транспортировка и генерация были разделены. ОАО «Дагэнерго», ранее заключающее в себе эти функции, стало сетевой компанией. В 2006 году полномочия единоличного исполнительного органа в ней передали МРСК Северного Кавказа (тогда ОАО «Южная сетевая компания»). С апреля 2008-го она стала называться филиалом ОАО «МРСК СК» – «Дагэнерго». Два года спустя МРСК основала ОАО «Дагэнергосеть», передав ему сети, ранее обслуживаемые «Дагэнерго». В 2015 году, после банкротства Общества, было создано АО «Дагестанская сетевая компания», и сети были переданы ему.)

11 марта 2016 года на заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на Бударгина повесили персональную ответственность за платёжную дисциплину ДЗО (дочерние и зависимые общества). Кроме того, ему «рекомендовали» прекратить сдавать сети в аренду юрлицам (дочерним или сторонним), если их собственные активы не сравнимы по стоимости с арендуемым имуществом. До 1 июля текущего года «Россети» должны представить в правительство предложения по расторжению договоров аренды с ДСК, а обслуживать электросети – через филиал ПАО «МРСК» – «Дагэнерго», поскольку Дагестанская сетевая компания и её предшественница «Дагэнергосеть» подпадали под этот критерий: у этих компаний нет сопоставимых по стоимости реальных активов (здание, сооружения, оборудование, транспорт). В 2010 году аренда сетей обходилась «Дагэнергосети» более миллиарда рублей в год, тогда как активы предприятия в сумме стоили не дороже 36 млн.

Как видно, никаких пертурбаций рекомендации Медведева не спровоцировали. Зато суть отношений к ДЗО в полной мере проявилась в деле о банкротстве «Дагэнергосети». МРСК не то что не собирается отвечать по обязательствам «дочки», но и пытается вклиниться в реестр её кредиторов, предъявляя разного рода долги и обязательства.

 

Без ответа

 

Арбитражный суд РД признал компанию банкротом в октябре 2015 года, удовлетворив иск ООО «Ультраформ Проект». В июле прошлого года началось конкурсное производство. Сегодня процесс разворачивается в трёх плоскостях: формирование реестра кредиторов, инвентаризация имущества должника,  реабилитация конкурсной массы должника (имущество, которое конкурсный управляющий может продать для расчёта с кредиторами). Наиболее крупным кредитором должника, включённым в реестр, является ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» – ещё одно ДЗО МРСК СК. Долг составляет более 6 млрд рублей и включён в третью очередь реестра требований кредиторов. На втором месте – УФНС по РД – более 1 млрд.

Ещё на стадии внешнего управления, при арбитражном управляющем Николае Тихонове, Арбитраж РД удовлетворил требования МРСК СК о взыскании с Дагэнергосети 1,6 млрд рублей в качестве платы за предоставленное в аренду имущество (здания, сооружения, линии электропередач и пр.). Налоговой удалось обжаловать это решение в Шестнадцатом арбитражном апелляционном суде. Последний заключил, что цель таких договоров аренды – получение необоснованной налоговой выгоды.

На стадии конкурсного управления МРСК также неоднократно пыталась вклиниться в кредиторы, правда, уже с более скромными претензиями. Пока что часть из ходатайств либо находится на стадии рассмотрения, либо отклонена.

Известно также, что два кредитора – УФНС по РД и ООО «ПО Энергожелезобетонинвест» – обратились в суд с ходатайствами, чтобы привлечь МРСК СК к субсидиарной ответственности из-за  недостаточности имущества должника. Кроме того, УФНС уточняет сумму ответственности в 3 млрд рублей, требуя привлечь, помимо МРСК, ещё и Юрия Зайцева.

 

Реабилитация

 

Конкурсный управляющий Елена Болбина пытается восстановить конкурсную массу должника. Она обратилась с заявлением о признании недействительными сделок по зачёту взаимных однородных требований между ОАО «Дагэнергосеть» и ПАО «Дагестанская энергосбытовая компания» на сумму более 850,7 млн рублей по двум договорам на поставку электроэнергии (сделки заключены в 2014–2015 годах), чтобы восстановить право должника требовать эту сумму с ДЭСКа. Рассмотрение вопроса пока отложено.

Кроме того, в феврале 2015 года «Даг-энергосеть» уступила МРСК долги ОАО «Махачкалинские горэлектросети» (более 1 млрд рублей),  МУП КЭС «Каспэнерго» (54,5 млн) и кизилюртовского МУП «Электросеть» (66,6 млн). Конкурсный управляющий Болбина намерена признать  недействительным договор уступки прав требования. На данный момент по этому вопросу назначена экспертиза, поскольку суд хочет уточнить реальную стоимость права требования и вероятность реального получения денег с должников. До совершения сделки у должника был убыток в размере 8,9 млрд рублей, кредиторская задолженность в размере 10,8 млрд, дебиторская – 444,8 млн. Балансовая стоимость имущества (основных средств) составляла 87 млн. Отметим, что по результатам предварительной инвентаризации было выявлено 87 объектов имущества (без указания их стоимости). Инвентаризация продлена до июля текущего года.

 

Агентские связи

 

В деле о банкротстве также всплывает компания-агент ООО «Юрэнергоконсалт», занимающаяся сбором платежей для «ДЭСК». В 2016-м году агентское вознаграждение ей составило 98,3 млн. Как «ЧК» писал ранее со ссылкой на источник, по её реквизитам производились расчёты потребителей, и на её счетах хранились деньги гарантпоставщиков СКФО.  

Кроме того, посреднику принадлежат 1,84% ПАО «МРСК Северного Кавказа», и он носит статус его доверительного управляющего.

20 марта 2018  года Болбина обратилась в Арбитражный суд с заявлением об истребовании у посредника распоряжений «Даг-энергосети», по которым Общество перечисляло денежные средства третьим лицам, а также платёжные поручения по остальным операциям за период с 01.11.2012 по 10.10.2014 г. Два предыдущих обращения конкурсного управляющего «Юрэнергоконсалт» проигнорировал.

Напомним, что в июне 2016 года «Юрэнергоконсалт» появился в уголовном деле в отношении ОАО «Фортум» (связано с «Россетями»): налоговая поймала его на выводе и обналичивании средств в особо крупных размерах. 

Как следует из судебных актов, в 2011 и 2012 гг. «Фортум» заключил ряд агентских договоров с ООО «ФЭР» и ЗАО «Электронный мир», чтобы они взыскали со сбытовых компаний северокавказских республик почти 800 млн рублей. Задолженность была погашена в рекордно короткие сроки. Но имущество фирм-агентов, взыскивавших долги, было несоразмерно оборотам по их банковским счетам. Вопреки отчётам этих структур, налоговики уверяли: никаких денежных операций «Юрэнергоконсалта» с ФЭР или «Электронным миром» не было, и документов, подтверждающих работу организаций-агентов по погашению задолженности, у него нет. Обороты по банковскому счёту ООО «ФЭР» составили 1,5 млрд рублей, а ЗАО «Электронный мир» – более миллиарда.

Было установлено, что полученные от «Фортума» деньги «ФЭР» через цепь посреднических структур переводились по договору кредитного займа на счета физических лиц. Средства от «Электронного мира» транзитом через различные организации перечислялись с назначением платежа «за выдачу простого процентного векселя».

Одним из таких звеньев был «Ультраформ Проект» (учредитель – кипрский офшор «Гроттентика Холдинг Лтд»), который был инициатором банкротства «Дагэнергосети», а вторым – ООО «Энергостройпроект».

Как стало известно «Черновику», это Общество связано с советником экс-главы Рамазана Абдулатипова Шамилём Муртазалиевым (его считают близким к экс-гендиректору «Россетей» Олегу Бударгину, уволенному осенью прошлого года). Муртазалиев был освобождён от должности в феврале этого года распоряжением Владимира Васильева.

В апреле 2017-го Арбитражный суд Москвы признал АО «Энергострой-М.Н.» несостоятельным (банкротом), а в августе та же участь постигла и Муртазалиева как физического лица.

На рубеже 2014–2015 гг. АО «Энергострой М. Н.» выиграло в 9 тендерах на сумму около 1,8 млрд рублей. В числе заказчиков – ОАО «Курорты Северного Кавказа», купившее у подрядчика услугу по проведению общих строительных работ по возведению зданий и сооружений за 893 млн. Также, по данным СМИ, за 2011–2012 гг. названное АО заключило с ОАО «ФСК ЕЭС» договоры на сумму 17,3 млрд рублей. На тот момент ФСК ЕЭС возглавлял Бударгин. ]§[

 

Номер газеты