2 млн дагестанцев отравлены из-за политических разборок

Порядка 2 млн дагестанцев, в чьи дома поступает питьевая вода из Сулака, уже отравлены и продолжают отравляться. Причина отравления — большое количество мусора, который начал скапливаться в реке с января 2021 года. Скопления мусора стали расти из-за политических интриг в новой команде республиканских чиновников.
 
С первых дней руководства Дагестаном в интриги втянут сам глава республики Сергей Меликов. Собравшаяся вокруг Меликова команда под руководством Алексея Гасанова начала расправляться с прежними чиновниками. Первыми под удар попали личные враги Магомедсултана Магомедова, который является покровителем Гасанова.
 
Среди врагов Магомедова сперва пострадали уроженцы поселка Тарки братья Карачаевы. Чтобы подставить министра экологии Дагестана Набиюлу Карачаева, команда Меликова-Гасанова к января 2021 года спровоцировала в республике мусорный коллапс. Целью этого коллапса были отставка Карачаева и возбуждение против него уголовного дела.
 
В конце 2020 года негласно запретив республиканской службе тарифов устанавливать тарифы по вывозу мусора на 2021 год, команда Меликова-Гасанова вынудила связанные с Карачаевым фирмы-регоператоры остановить вывоз мусора. В условиях, которые им создали, им нужно было или работать в убыток, или вовсе прекратить работу.
 
С 1 января 2021 года фирма-регоператор УК «Лидер» прекратила вывозить мусора в своей зоне, а команда Меликова-Гасанова подключила силовиков для возбуждения против Карачаева уголовного дела. После этого Карачаев скрылся за границей, а в Дагестане случился мощнейший за всю историю мусорный коллапс, который продолжался два месяца.
 
Чтобы как-то выйти из ситуации в Каспийске и Махачкале срочно создали МБУ «Зеленый город» и «Махачкала 1», для которых арендовали технику, наняли персонал и уже с марта эти города начали сами вывозить мусор. Однако в других муниципалитетахв том числе в горных, которые раньше обслуживал УК «Лидер», вывозить мусор оказалось некому.
 
С января весь мусор в горных районах вместо вывоза на полигоны местные власти начали сваливать в ущелья рядом с населенными пунктами. В сентябре, когда начались проливные дожди, мусор из ущелий начало уносить потоком воды в горные речки, которые впадают в Аварское Койсу, Каракойсу и Андийское койсу, вливающиеся в Сулак.
 
 
Меликов об этой проблеме знал, но ничего не сделал. На совещании 12 февраля он подчеркнул, что «во многих районах вопросами обслуживания ТКО вообще никто не занимался. Путем использования русел рек те, чье село располагается территориально выше, сбрасывает мусор вниз. На самом деле, это страшная проблема, которая пока не так заметно».
 
Попадая в бурную горную реку, мусор естественным образом сепарируется. Легкий пластик плывет по воде. Собираясь в заметные скопления в водохранилищах, под действием солнца пластик начинает выделять в воду канцерогены. Пищевые отходы накапливаются на дне, в результате гнилостного гниения, создавая благоприятную среду для вредоносных микробов. 
 
Из-за его бездействия мусор начал накапливаться в водохранилищах. Сперва в Ирганайском, воду из которого получает Унцукульский район и поселок Шамилькала. Далее в Чиркейском, снабжающем водой Буйнакск и Буйнакский район. Затем в Чирюртовском, воду из которого потребляют Кизиюрт, Кизилюртовский и Кумторкалинский районы, Махачкала и Каспийск. 
 
Предварительные пробы воды в местах скопления мусора на водохранилищах показали, что норма предельного содержания вредных химических веществ здесь превышена от 4 до 7 раз. Фактически, вода которую в общей сложности пьют около двух миллионов дагестанцев отравлена. И произошло это в результате бездействия команды Меликова-Гасанова.
 
Весной, после сброса избытков воды из водохранилищ, весь накопившийся в них мусор пойдет ниже по руслу реки Сулак, откуда сперва попадет в также питающей Махачкалу питьевой водой Канал октябрьской революции (КОР), а далее в Каспийское море, побережье которого на десятки километров окажется завалено бытовыми, медицинскими и прочими отходами. Как к этому отнесутся туристы следующим летом?
 
Устроив в интересах Магомедсултана Магомедова мусорный коллапс в республике, власти Дагестана окончательно развалили систему вывоза мусора в горных районах, что привело к отравлению источников воды, из которых пьет половина республики. Но команду Меликова-Гасанова это не беспокоило, пока про мусор в реках не стали писать в соцсетях.
 
Гром грянул, когда житель Гергебильского района обнаружил в Аварском Койсу у селения Чалда десять мешков с медицинскими отходами класса А. Использованные шприцы и капельницы, которые являются особо опасными для здоровья населения, как и весь остальной мусор просто выкинули в одно из ущелий, откуда после дождей их унесло в реку.
 
 
Начав расследование, полиция собирается привлечь к уголовной ответственности людей, выбросивших эти мешки с медицинскими отходами в реку. Но допрашивать и сажать на самом деле нужно команду Меликова-Гасанова, которые из-за интриг и развалили систему вывоза мусора в горах, вынудив местных жителей сбрасывать отходы в ущелья и реки.
 
После того как УК «Лидер» перестала вывозить мусор, команда Меликова-Гасанова должна была сразу выбрать нового регоператора, который продолжил бы вывоз мусора во всех муниципалитетах. Но республиканские власти просто закрыли глаза на проблему и свалили всю ответственность на муниципалитеты, что и привело к экологической катастрофе.
 
Только в начале октября, когда проблему мусора стало невозможно больше скрывать, команда Меликова-Гасанова задумалась о том, как с ней бороться. Но и в этом случае не смогли обойтись без интриг и личных интересов. Создали новую фирму с уставным капиталом 10 тысяч рублей, директором которой стал сослуживец Меликова по Росгвардии.
 
ООО «Региональный экологический оператор», которое возглавил отставной генерал Игорь Гетманов по плану команды Меликова-Гасанова должно стать новым регоператором. И никому неинтересно, что у Гетманова нет ни техники, ни людей, ни даже малейшего опыта работы в этой сфере. А это значит, что Дагестан столкнется с новым мусорным коллапсом.
 
Когда фирма Гетманова станет регоператором, свою работу остановят даже те МБУ, которые вывозят сейчас мусор в Махачкале и Каспийске. Гетманову понадобится минимум два месяца, чтобы хоть как-то наладить работу, а за это время в городах и произойдет коллапс. Улицы будут завалены мусором, что также создаст угрозу здоровью горожан.
 
Выступая в мае в ходе «прямой линии», Меликов обещал к сентябрю завершить разработку в Дагестане новой схемы по вывозу и утилизации мусора. Но вместо этого смог лишь создать фирму для своего бывшего сослуживца. И ситуация с вывозом мусора не единственный пример, когда интриги команды Меликова-Гасанова привели к проблемам.
 
Из-за интриг такая же ситуация и в политике. Выполняя заказ Магомедсултана Магомедова команда Меликова-Гасанова расправилась с опытным Хизри Шихсаидовым. Место спикера НС РД отдали неопытному и не имеющему авторитета Зауру Аскендерову. На первой же сессии под его руководством депутаты проголосовали против важного закона о казачестве. 
 
Когда Сергея Меликова поставили врио главы Дагестана, всех жителей республики интересовало кем он больше является: лезгином по национальности или военным по долгу службы? Однако за год работы Меликова уже сложилось мнение, что он не является ни тем, ни другим. Иначе не стал бы из-за кумыкских разборок создавать проблемы всему Дагестану.