За компенсацией – к террористам

Патимат Исаева девять лет назад пострадала во время перестрелки с боевиками в Махачкале. В восьмилетнюю девочку попала шальная пуля. Теперь она, скорее всего, инвалид на всю жизнь. У родителей нет средств на лечение дочери. Им пришлось продать дом. А вот от государства жертва КТО получила  единовременную материальную помощь 30 000 рублей.

Всё началось со взрыва на пересечении улиц Бабушкина и Маяковского днём 2 сентября 2005 года. Напротив дома №14 в мусорной свалке было заложено взрывное устройство, которое предназначалось для патрульного наряда 102-й мотострелковой бригады, осматрившего в тот момент данную территорию. В результате погибло четыре человека и шесть получили осколочные ранения. Подозреваемых в диверсии полицейские заметили на улице Пржевальского. Была организована погоня. На мосту в районе Учхоза, по данным МВД по РД, организовавшие взрыв открыли огонь по полицейским. В это время из школы возвращалась второклассница Патимат Исаева и её старшая сестра. Пуля попала в портфель девочки, пробила десять учебников, задела печень, кишки и позвоночник. Как выяснилось, это была пуля со смещённым центром.

«Было заведено уголовное дело. По словам следователей, пуля принадлежала боевикам. Но с результатами экспертизы, от кого именно моя дочь получила ранения, меня так и не ознакомили», – рассказал отец Магомедсаид Исаев.

Уже девять лет Патимат на домашнем обучении. Несколько лет назад ей выделили компьютер, и она перешла на дистанционную форму обучения. 17-летняя девушка с трудом передвигается на костылях. Перенесла многочисленные операции. Сейчас ей тоже требуется хирургическое вмешательство. В 4-м и 5-м позвонках ещё находятся осколки. Их необходимо извлечь. Пока росла кость, этого нельзя было сделать. По словам Магомедсаида, Минздрав РД готов предоставить квоту на операцию за пределами республики, но вот выехать туда у семьи нет возможности.

«После того как произошла эта трагедия, нам пришлось продать дом. Сейчас живём на съёмной квартире. А заработанные деньги почти все тратим на лечение. Нам единожды была оказана материальная помощь – 30 000 рублей – Управлением по делам ГО ЧС г. Махачкалы, выделены средства из республиканского бюджета согласно распоряжению Правительства РД от 14.10.2005 года», – добавил Исаев.

Сегодня у большинства пострадавших в результате террористических актов возникают подобные проблемы, потому как возмещать реальный нанесённый вред им никто не торопится. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» (от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ) местные власти сами определяют размер выплаты и вправе отправлять жертв терактов и КТО за компенсацией к виновникам... то есть террористам. В случае с Патимат Исаевой преступники в 2006 году были осуждены. Но никакой компенсации с них не взыскали. Вспомните, чем чаще всего заканчиваются КТО в Республике Дагестан? Так называемых боевиков убивают. А значит в этом случае, если мирный житель пострадал, то с кого требовать возмещения морального и физического вреда? Ведь государство призвано обеспечить безопасность граждан. Об этом говорится в вышеупомянутом законе. В идеале  правоохранительные органы, проводившие КТО, должны были оцепить территорию, где происходила перестрелка, ограничить движение транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах. А если спецслужбы сами не досмотрели, то правильно ли перекладывать финансовую ответственность на террористов?

В 2009 году Минюст РФ пытался разработать законопроект о компенсациях гражданам, пострадавшим от терактов или во время КТО. Говорилось о примерном размере выплаты – 15 000 евро за погибшего. Однако о дальнейшем продвижении этого закона ничего не известно. А в России пока нет даже официального статуса жертвы теракта. 

Номер газеты