[ Праздничная история, или от истории – к празднику... ]

История введения праздника. Праздник «День единения России», который отмечается с 4 ноября с 2005 года, вошёл в жизнь россиян очень стремительно.

Идея сделать праздничным день 4 ноября, как День народного единства, была впервые высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике и, таким образом, приобрела статус думской инициативы. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. 23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесён законопроект, предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября – годовщины Октябрьской революции, а также введение нового праздника – 4 ноября (авторы законопроекта «Единая Россия» и ЛДПР). В тот же день члены президиума Межрелигиозного совета России обратились к председателю Госдумы Борису Грызлову с просьбой рассмотреть заявление Совета, посвящённое установлению в качестве праздничного дня даты 4 ноября. 6 декабря 2004 Госдума РФ приняла одновременно в трёх чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы» («Победных днях России»). Одной из правок было введение нового праздника – Дня народного единства и фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День Согласия и Примирения) на 4 ноября.

 Дата 4 ноября была выбрана не случайно. В пояснительной записке к проекту закона отмечалось:«4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов». Таким образом, истоки Дня народного единства возводили к «славным и героическим событиям 1612 года», когда «судьбу страны решил сам народ», «продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

 

«Смутное время» и несмутные вопросы

Согласно принятым поправкам к Кодексу законов о труде, 4 ноября был объявлен праздничным днём, как «годовщина освобождения Москвы от польских интервентов и окончания Смутного времени в 1612 г.».

Под Смутным временем историки подразумевают события почти трёх десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых – государь Михаил Фёдорович. Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Нынешние историки практически единодушны в своих оценках: это была первая в истории России гражданская война, осложнённая поначалу скрытой, а затем открытой интервенцией со стороны Польско-Литовского государства и Швеции. Небывалый социальный катаклизм был порождён системным кризисом, поразившим в конце XVI – начале XVII века все сферы жизни общества и государства.

Трудно представить, что процессы такого масштаба, такой глубины и остроты прекратились в одночасье, завершившись событиями одного дня? Как известно, после «окончания Смуты» русские люди ещё целых шесть лет продолжали сражаться друг с другом и воевать с захватчиками: в 1612– 1614 годах юг и юго-восток страны были охвачены движением Ивана Заруцкого; в 1614–1615 годах в центральных уездах вспыхнуло восстание казаков, которые едва не захватили Москву; разорённая до предела страна продолжала воевать со Швецией, оккупировавшей летом 1611 года Новгородскую землю с Речью Посполитой. Столбовский мир со Швецией, обусловленный территориальными утратами и выплатой крупной контрибуции, был заключён только в 1617 году. Армия Речи Посполитой продолжала удерживать Смоленск и неоднократно предпринимала попытки вернуть утраченные позиции в центре страны. Только в декабре 1618 года было подписано Деулинское перемирие, сроком на 14 с половиной лет. Условия его были крайне тяжёлыми для Российского государства: Россия отдавала Речи Посполитой Смоленскую (без Вязьмы) и Чернигово-Северскую земли, около тридцати городов.

Возникает и другой вопрос: насколько правомочно утверждать, что в боях 22 октября 1612 года проявилось «народное единство»? Действительно, в самом конце сентября народные ополчения организационно объединились, но в соединённой рати отсутствовали отряды из целого ряда городов и уездов страны – новгородские земли, оккупированные летом 1611 года Швецией, Смоленщина, захваченная Сигизмундом. По словам руководителей ополчения, «Казанское и Астраханское царства, Северские городы» не признавали их власти. В ополчении Пожарского было всего лишь 20 татарских князей и мурз, между тем военный контингент служилых татар, черемис (марийцев), чувашей только из уездов Казанского края исчислялся тысячами. Понятно, что области, в силу различных причин не примкнувшие к объединённому ополчению, вовсе не были противниками его руководителей. Но слова о том, что в событиях 22 октября было продемонстрировано «единство» российских ратников разной этнической принадлежности и различных вероисповеданий, не совсем соответствуют исторической действительности.

 

11 ноября – празднование освобождения

столицы от интервентов.

Вернёмся в 1612 год. 22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. 26 октября (5 ноября) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, на следующий день гарнизон сдался. Освобождение Кремля стало для русских знаковым событием:в Кремле находилась резиденция московских государей, там заседала Дума и размещались приказы, там расположен кафедральный Успенский собор Московской патриархии, где хранилась главная святыня страны – икона Владимирской Божией Матери. Московский Кремль – материализованный символ верховной светской и духовной власти,

олицетворение суверенной государственности тогдашней России. Потому-то ополченцы и москвичи восприняли именно «очищение» Кремля как освобождение столицы и страны – и отпраздновали его 1(11) ноября крёстным ходом из Успенского собора с иконой Богоматери Владимирской. А в конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

 

4 ноября – празднование дня Казанской

иконы Божией Матери.

Для ополченцев Д. М. Пожарского священным оберегом являлся образ Казанской Божией Матери, которая сопровождала ратников в походе к столице, сотворив «многия чудеса». После освобождения Кремля князь Пожарский установил икону в церкви «въ своемъ приходе». Спустя год, в 1613 году, он сообщит о чудотворениях от иконы царю Михаилу и его матери, которые «повелеша празновати дважды въ годъ и ходъ уставиша со кресты» 8 июля и 22 октября («како очистися Московское государство»).

И только в 1649 году указом царя Алексея Михайловича, по случаю рождения на праздник «чудотворенья иконы Казанския» наследника престола царевича Димитрия, день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (4 ноября по новому стилю), был объявлен государственным праздником – царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября «Казанской иконе во всех городах по вся годы». С тех пор, в течение трёх столетий, он праздновался вплоть до 1917 года.

Таким образом, 22 октября (4 ноября) православные христиане праздновали не годовщину взятия ополченцами московского Китай-города, а чудотворение иконы Казанской Божией Матери, символически связанной с освобождением Москвы от интервентов.

По сути, смысл и значение праздника, законодательно утверждённого Думой в 2005 году, определялись религиозными представлениями людей XVII века, наложившими отпечаток на их восприятие событий Смутного времени и исторического процесса в целом. Определённую роль сыграли здесь и политическая конъюнктура 1610                –1640-х годов, личные воззрения князя Пожарского и особенности семейного молитвенного культа, «государственные взгляды» первых Романовых.

 

«День единения» как день

«гражданского общества» или ?..

Реакция общественности на спешно введённый новый праздник была неоднозначной. Введение праздника трактовалось одними как заведомо неудачная попытка заменить популярное 7 ноября, другие характеризовали его как «сплотивший народы».  Григорий Явлинский  отозвался об этом празднике как «дне гражданского общества», так как, по его словам, именно гражданское общество единственный раз стало главной силой в ликвидации Смуты. На практике же день 4 ноября очень скоро прослыл днём пещерного националиста: во многих городах России праздник стал неизменно проходить на фоне митингов и шествий различных патриотических и националистических движений – на улицах российских городов проводились разрешённые местными властями «Русские марши», организованные «Славянским союзом», «Движением против нелегальной иммиграции» и т. п.  Не случайно в средствах массовой информации стали появляться чуть ли не увещевательные лозунги, что «это день единства всех российских народов, а не повод для нацистских настроений», или «это возрождённый праздник со своей историей, а не просто замена 7 ноября».

Общеизвестно, государственный праздник – это отголосок истории страны, который обращён всегда в будущее. Те праздники, в основу которых заложена победа над врагом, как ни один другой сводили воедино прошлое и будущее страны (от Дня победы под Бородино в царской России до 9 мая в Советском Союзе). Как известно и другое – в основе системы ценностей, которые принято называть патриотическими традициями или любовью к Отечеству, заложено героико-историческое прошлое своего народа. Вопрос в другом, насколько мы его знаем, своё историческое прошлое?

 

 

Номер газеты