«Может быть, через два боя... ...это всё закончится». Хабиб Нурмагомедов – «Черновику»

О Хабибе Нурмагомедове впервые серьёзно заговорили полтора года назад. 20 января прошлого года мы стали свидетелями исторического момента – в октагон знаменитого ещё со времён 90-х гг. «восьмиугольника» ступила нога дагестанца. Не все верили в тогдашний успех Орла, многим казались жидкими предыдущие достижения лучшего российского легковеса. Сейчас же эти многие изменили свою точку зрения. Четыре подряд победы в UFC заставили поверить, что этот парень способен на большее, чем можно было себе вообразить. С другой стороны, Хабиб ещё не бился с топовыми спортсменами, и именно в сентябре будет дан ответ: а на что именно претендует Нурмагомедов? Сам боец настроен только на чемпионскую корону, иначе бы и не оказался на восьмой строчке лучших легковесов планеты…

– Хабиб, в начале этой недели стал известен твой противник. Им стал Пэт Хили, с которым ты встретишься 21 сентября на турнире UFC 165 в Торонто. Что можешь рассказать о своём будущем сопернике, какие качества в нём можешь выделить?

Пэт Хили в последнем бою выиграл Джима Миллера. Думаю, победа над ним приблизит меня к титульному поединку. В рейтинге UFC я занимаю 8-ю строчку, а Хили – 9-ю. Многие его считают бойцом, который и вовсе входит в ТОП-5. Последний его поединок признан несостоявшимся, так как в его организме была обнаружена марихуана. Посмотрим, всё будет зависеть от того, как я его выиграю. Если я его выиграю зрелищно, то уже следующий бой могут дать за титул. Такие разговоры сейчас ходят… Из его сильных сторон можно отметить напористость, выносливость. Хили очень силён в грепплинге, партере. А слабой стороной американца считают ударную технику. Он 12–13 лет выступает в ММА, и, наверное, уже знает, как правильно наносить удары… Будем делать акцент на стойку. Но я не считаю, что слабее его в партере. Я тренируюсь со многими сильнейшими грепплерами, чёрными поясами по джиу-джитсу. Нет такого, что опасаюсь его партера как огня. У меня будет, как всегда, определённый план, и я буду ему следовать.

Если выиграю этот бой у Хили, буду требовать титульный поединок, давать интервью. Я считаю, что если пройду Пэта Хили, то уже буду готов к титульному бою. Но это мнение руководства UFC, кому давать право биться за чемпионский пояс. Я буду ждать своего шанса и идти до конца.

– Фамилия Хили не была в списке тех атлетов, с которыми ты можешь встретиться в своём 5-м бою. В числе кандидатов на схватку с тобой были ветераны Би Джей Пенн, Шон Шерк, а также Ти Джей Грант и Гилберт Мелендез. Ты не разочарован, что соперником тебе определили именно Хили?

– Ну особо не разочарован, просто я хотел биться с парнем, у которого есть большое имя, чтобы было легче выйти на титульный бой. Пока не выиграешь звёздного парня, возможности стать чемпионом тебе не дадут. Вот и хотел подраться или с Пенном, или с Шерком, или с Грантом. Грант сейчас претендент на титул №1. Пэт Хили тоже неплохой вариант, во всех рейтингах он состоит в ТОП-10. Мне часто говорили, что я ни разу не бился и не выигрывал у бойца из десятки лучших, посмотрим сейчас, что получится… Придётся доказать, что я заслуживаю лучших соперников.

– Пэт Хили вернулся в UFC из Strikeforce. В не существующем ныне промоушене он одержал шесть побед подряд, а в «восьмиугольнике» – пока только один бой. Как ты считаешь, уровень оппозиции и, как следствие, его серия в Strikeforce сопоставима с твоими победами в UFC?

– В этой организации он дрался со многими бойцами, которые раньше были в UFC. И набрал там хороший рекорд – 9–1. В его биографии победы над такими топовыми бойцами, как Карлос Кондит и Пол Дэйли. Это бойцы, которые дрались за пояс. Совсем недавно он одолел того же Миллера. Он выиграл очень хороших соперников, и недооценивать его не стоит. В зале АКА1, в котором я тренируюсь, когда нахожусь в США, есть боец Джош Томпсон, нанёсший последнее в карьере Хили поражение. Как приеду в Америку, посоветуюсь с ним о том, как можно выиграть Пэта, думаю, он даст хорошие советы… После Рамадана я лечу в Калифорнию, где буду готовиться с Томпсоном и с другими бойцами к этой схватке. 21 августа будет поединок у Ислама Махачева на турнире М-1 в Питере, и сразу на следующий день улетаю в США. Времени будет вполне достаточно, для того чтобы подготовиться к этому бою. Я и здесь сейчас готовлюсь, есть много хороших спарринг-партнёров. Такой план подготовки составил отец (Абдулманап Нурмагомедов«ЧК»), по нему и двигаемся.

– Хабиб, полтора года назад мы с тобой встречались и говорили о твоём предстоящем дебюте в UFC («ЧК» №48 от 09.12.2011 г.). С того момента ты провёл уже четыре успешных поединка. Расскажи, что нового ты узнал об этой организации за это время, оказавшись в самом «эпицентре» событий. Что тебя обрадовало в ней и что, напротив, разочаровало?

– Разочарований в UFC нет, но после третьего своего боя я надеялся, что дадут более серьёзного соперника. Но… думал будет боец из ТОП-10. Разочаровало, наверное, только это. Но это не проблема. В любом случае, если хорошо себя покажешь, тебе предложат серьёзного соперника. А в плане плюса, и очень большого, я в UFC вырос как профессионал. Уже почти два года в этой организации, провёл четыре поединка, назначен пятый… Только плюсы. В этой организации дерутся лучшие бойцы мира, конкурируя с ними, сам растёшь.

 

Слово отца – закон

 

– Давай вспомним твой последний на сегодняшний момент поединок против Трухильо. Я знаю, что у тебя была травма ноги, это и сказалось на тактике в том бою. Ты попросту боролся с соперником…

– Да, я травмировал ногу во время подготовки. Проводил спарринг и потянул связку колена. Это сказалось на тактике, я был вынужден с ним бороться. Из-за этой травмы во время подготовки практически не было спаррингов. Поэтому я плохо чувствовал дистанцию в бою. И уже за месяц до боя был избран план, по которому надо было с ним именно бороться. В борьбе я был сильнее Трухильо. Ну а с этим соперником чуть иначе буду действовать, он другого плана атлет. Его козырь – борьба. Буду с ним биться в стойке. Ну это ещё не окончательное решение, пока отец смотрит его бои и строит план… Сейчас травма совсем не беспокоит, готовлюсь на 100%.

– Ты сказал, что план на бой тебе строит отец. А когда тренируешься в АКА, они своё видение, как действовать в бою, не предлагают?

– Всё время, пока я тренируюсь в этом американском зале, их план и план отца всегда совпадают. Какой план ставил отец, то же самое и они мне говорили. Например, с Трухильо надо было бороться – я боролся; с Таваресом надо было работать в стойке – я работал в стойке. Сейчас пообщался с отцом, он мне уже определил одну стратегию. Приеду в США, думаю, и Хавьер Мендес2 мне скажет то же самое.

– А если будут разногласия?..

– Главнее, конечно, отец, его мнение. И до сих пор, во всех двадцати поединках, планы отца работали.

– Ты одержал четыре победы подряд и ни разу в карьере не проигрывал. Тебе что-нибудь известно о реакции Дэны Уайта на твой безупречный рекорд (20–0)?

– Такого рекорда ещё не было в UFC. Кажется, лучший рекорд был у Рашада Эванса (18–0) и, по-моему, у Шона Шерка (19–0). А так, если брать не только в UFC, то такие показатели были. Например, у Александра Сарнавского (20–0). Потом он, правда, проиграл. А в UFC такого рекорда не было. Я не обращаю особого внимания на это. Главное – победа. Над большими именами. На рекорды не смотрю, отбрасываю их в сторону. Есть определённый соперник, и есть определённое время для подготовки к бою. Каждый новый соперник – это новое испытание.

Возможность подраться за титул совсем недавно получил Ти Джей Грант, которого, при всём уважении, не отнесёшь к топам. Видимо, страх получить малую кассу вынудил Уайта заменить Гранта на более раскрученного Энтони Петтиса. Как ты считаешь, насколько это справедливо по отношению к Гранту? Как бы ты отреагировал на его месте?

– На самом деле я считаю, что Энтони Петтис больше заслуживает права биться за титул. Он последний человек, который смог выиграть Бена Хендерсона. Думаю, всё справедливо, а Ти Джей Грант – следующий претендент. Какая там правда, в этой перестановке, я не знаю. Была там травма или нет… Особо туда не лезу. У каждого бойца свои проблемы. У меня такой принцип, что надо выигрывать каждый свой бой и ждать своего шанса. Я по этому принципу двигаюсь и уже максимально приближаюсь к своей цели. Самое главное не лезть в чужие проблемы, а свои решать.

Возьму пояс и уйду

 

– Хабиб, если предположить, что ты стал чемпионом UFC, какую бы цель поставил дальше? К примеру, пошёл бы по пути Джона Джонса, разрывая свой дивизион в пух и прах, или по примеру легендарного Рэнди Кутюра выступал бы в более тяжёлой весовой категории? Вообще у тебя есть мечта стать чемпионом в двух весовых категориях? И насколько эта идея рациональна?

– У меня есть план… Это взять пояс и уйти в отставку. Всю жизнь по-любому не будешь в спорте. Хотел бы оставить свой след в истории этого спорта. Может быть, если мне дадут скоро титульный поединок, через два боя всё это закончится…

Цель – выиграть пояс и доказать, что наши бойцы, независимо,  тренируются ли они в Америке или нет, не хуже западных. А чтобы стать легендарным в этом спорте, нужны годы, время. Да и нет такого колоссального желания. У меня есть определённая цель – выиграть пояс. После этого у меня нет никаких целей…

– Давай вернёмся к твоему весу… Перед боем с Трухильо у тебя были проблемы с лишним весом, даже пришлось отдать 20% от гонорара организации и противнику. Понятное дело, что это было связано с травмой, полученной за месяц до боя. Но по своим ощущениям, нет мысли подняться в категорию до 77 кг? Ты ощущаешь, что гонять вес становится всё труднее?

– Да, вес гонять всё тяжелее. Приходится сбрасывать по 15–16 кг. А проблема с весом в схватке с Трухильо была связана с травмой. Недели две вообще не тренировался, и за этот короткий срок поправился почти до 87 кг. За день до взвешивания пришлось очень сильно попотеть. Но в любом случае буду биться в весовой категории до 70 кг, по своей природе я боец именно этого веса. В 77 кг бьются люди, вес которых достигает 93-х кг. Так же как и я гоняю 15 кг, чтобы биться в дивизионе до 70 кг. На 77 кг я буду мал, в этом весе очень большие бойцы. Кому-то легко даётся «сушиться», кому-то сложно. Кто-то тяжело восстанавливается после сгонки. Отец мне тоже говорит, что после 25 вес у человека поднимается и очень тяжело держать его в определённых рамках. Будем смотреть по обстоятельствам, сейчас я вешу 84 кг, и никаких проблем со сгонкой к предстоящему бою не должно возникнуть.

– Расскажи о своём американском зале АКА. Что именно тебе в нём нравится, и сопоставим ли уровень тренировочного процесса с российскими залами? Чего нам не хватает на фоне лучших американских залов?

– В первую очередь в наших залах не хватает клетки. Для меня – точно. В Америке бойцы более профессионально относятся к своему делу, они приходят на тренировку, как на работу. Практически не пропускают занятия. На высшем уровне в Америке диета, фармакология. В основном же методика подготовки такая же, как и у нас. Спарринги, работа на лапах, борьба, бег. Всё то же самое. Правда, в США больше внимания уделяют скоростной «качке». Они в этом преуспели. Думаю, со временем мы их догоним. У нас развивается и кроссфит, и другие необходимые для ММА направления, больше проводится спаррингов. Раньше я и сам мало их проводил, но как приехал в Америку, провожу больше. Самое основное – это спарринги. В каждом аспекте мы понемногу отстаём. Нужно время. У них этот спорт развит уже двадцать лет, а у нас несколько. За двадцать лет мы достигнем такого же уровня. Самое полезное, что я извлёк из Америки, – это диета. Как правильно гонять вес, как восстанавливаться. Посоветовал бы бойцам не есть сладкое, мучное. Больше налегать на салаты, овощи, фрукты, много пить воды, по 4–5 литров в день. Ничего сложного, просто надо более профессионально относиться к диете. У нас бывает: спортсмен сидит на диете, раз такой проснулся в три часа, пошёл, поел хинкал. Так не должно быть…

– Ты на протяжении года представлял питерский клуб Mamishev Team, а сейчас подписал контракт с Fight Spirit из города Колпино. Можешь рассказать, что означает для тебя такое сотрудничество?

– Моим менеджментом занимается компания Сэма Кардэна Red Fury. Тренируюсь я в Махачкале, у отца, и в Америке, в зале АКА. А с Mamishev Team у меня был контракт на год, по условиям которого я раскручиваю их клуб, хожу в их футболке. Это большой бойцовский клуб в центре Питера. Когда закончился контракт, не стал его продлевать. Сейчас появилась новая команда, Fight Spirit Team, с ней я и заключил контракт. Так же как и Ислам Махачев, Михаил Малютин, Али Багов, Расул Абдулаев. Много хороших бойцов, которые состоят в этом клубе, получают зарплату, и этот клуб считается одним из самых сильных в СНГ. Они проводят свои тренировочные сборы, помогают выезжать на сборы в Америку. Директор этого клуба Виктор Данишевский способствует развитию ММА в Питере…

В бою с Хили сделаю акцент на «ударку»

А по поводу развития спорта хотел бы отметить, что 15 августа в селении Хив Хивского района мы проведём турнир по панкратиону с участием бойцов из разных регионов страны, Азербайджана. Там будут как любительские поединки, так и профессиональные. Это проводится, чтобы раскачать хоть как-то молодёжь, популязировать занятия спортом. Месяц назад мы проводили турнир по боевому самбо в Хунзахском районе. Нельзя всё время проводить подобные турниры только в городах. Во многих районах вообще этого не бывает, развитие спорта остаётся на нуле… Я хотел бы поблагодарить тех людей, которые поддерживали меня с самого начала. Без финансов очень тяжело достичь хороших результатов. Спасибо Испаю Омарокаеву, Гаджи Махачеву и Мураду Базарганову.

– Сейчас идёт месяц Рамадан. Как ты поддерживаешь физическую форму в эти дни?

– Сейчас я тренируюсь каждый день, с 18:30 до 20:00. Затем отпускаю уразу, иду в мечеть на таравих-намаз. И после молитвы снова тренируюсь с полуночи до полвторого утра. Затем отдыхаю… Тренировки стандартные, как в обычные дни: спарринги, борьба, работа с железом.

 

С Рустамом драться не буду

 

– Что можешь рассказать о перспективах других дагестанских бойцов, бьющихся в UFC, – Рустама Хабилова и Азамата Гашимова, а также только подписанного Али Багаудинова?

– Об Али Багаудинове ничего не могу сказать конкретно. Он хорошо выступал в России, посмотрим, как там себя покажет. Думаю, должен показать себя с хорошей стороны, у Али большой опыт противостояний именно с зарубежными бойцами. Плохо только, что он все свои поединки заканчивал досрочно и не бился полных трёх раундов. А в UFC придётся биться три раунда, и это будет для него проверка. Азамат Гашимов сейчас готовится к своему третьему поединку в «восьмиугольнике» и в случае поражения, скорее всего, покинет UFC. Поэтому сейчас для него этот бой, как последний штурм. Пока неизвестно, когда и с кем он будет драться. Но приблизительно в декабре.

– А в чём тебе видятся причины его неудачных выступлений в UFC?

– До подписания в UFC у него не было серьёзных соперников. Это первая причина. Попросту не хватает опыта. Во-вторых, во втором бою он бился не в своей весовой категории. 57 кг – вес не для него. Он должен выступать в весе до 61 кг. Он очень тяжело гонял вес и не восстановился. Следующий бой будет в 61 кг. Где-то сыграла и психология. На всё воля Аллаха.

Но самые лучшие шансы достаточно громко заявить о себе, я считаю, у Рустама Хабилова. Мы с ним вместе тренировались, вместе выросли, и я знаю его как бойца, знаю, на что он способен. Думаю, далеко пойдёт. Многие спрашивают, будем ли драться между собой в случае чего… Есть примеры, когда друзья избегают встречи друг с другом. Например, Даниэль Кормье и Кейн Веласкез. И не факт, что вообще этот бой захотят устраивать. Могу проиграть я, может проиграть он. В этой организации бьются лучшие, и от поражений никто не застрахован. Тяжело на таком высоком уровне держать себя без поражений. Что будет, то будет, но драться между собой мы точно не будем.

– Ожидается ли ещё подписание дагестанцев в «восьмиугольник»? Насколько русскоязычные бойцы интересны американским промоутерам и публике?

– Сейчас американцы видят, что все, кто подписался из Дагестана, России, показывают хороший результат. Этому способствовали и Рустам, и Адлан Амагов, и я. Не знаю, как обстоят дела в плане переговоров в других дагестанских залах, но из нашего зала близок к переходу в UFC Ислам Махачев. В середине следующего года, возможно… Пока он на контракте с М-1 и ещё более полугода этот контракт будет действовать. В России это пока самая раскрученная организация, поединки транслируются на канале «Россия-2». Пока М-1, а дальше UFC.

– И вопрос, которого мы не можем не коснуться. Недавно был убит основатель клуба «Горец» и один из пионеров ММА в нашей стране Мусаил Алаудинов. Знал ли ты близко этого человека? И какие эмоции возникли после получения этой страшной новости?..

– Когда таких людей теряют, становится тяжело. Особенно в таком молодом виде спорта как ММА. Он воспитал очень многих хороших бойцов, и в дальнейшем, уверен, у него было бы очень много чемпионов. Это большой минус для всех, когда уходят из жизни такие люди как Мусаил.

(В следующем номере читайте превью к основному карду турнира UFC 165, главным событием которого станет поединок между Джоном Джонсом и Александром Густаффсоном и аналитический расклад к бою Хабиб Нурмагомедов – Пэт Хили.) 

1АКА – изначально это была команда по кикбоксингу, со временем ставшая командой по ММА. Сейчас это один из лучших клубов мира, в котором тренируются такие взёзды, как Кейн Веласкес, Даниэль Кормье и Кинг Мо.

2Хавьер Мендес – отец-основатель и главный тренер АКА.

 

 

Номер газеты