Если нельзя, но очень хочется…

Неизвестный народный мудрец как-то сказал, что невозможно понравиться всем, если вы не стодолларовая купюра. А ещё говорят среди местных, что надо отвечать за слова. И за действия тоже. Поэтому проблема принятия в состав РФС Федерации футбола Крыма и Севастополя оказалась такой сложной и неоднозначной

8 августа РФС разрешил крымским клубам участвовать в зоне «Юг» ПФЛ. Принято это решение было после очередного заседания исполкома РФС с участием президента РФС Николая Толстых, главы РФПЛ Сергея Прядкина, а также наиболее влиятельных президентов и владельцев российских клубов. Собственно, ничего необычного, учитывая тот факт, что вопрос с крымским спортом как-то надо было решать. Однако в связи с неразберихой по поводу юридического статуса Крыма (с точки зрения европейцев) российский футбольный союз неожиданно оказался между молотом и наковальней, где в качестве молота маячил Указ Президента РФ о присоединении полуострова и города Севастополь к России, а наковальней предстала статья 84 устава ФИФА, запрещающая РФС аффилировать  с организацией те клубы, которые имеют юридическое отношение к футбольному союзу и чемпионату Украины. Об этом ещё в июне в своём письме к Николаю Толстых писал генсек ФИФА Жером Вальке, отмечавший, что присоединение клубов возможно лишь в исключительных случаях, при согласии обеих сторон, что видится маловероятным. Кроме того, Вальке отметил, что какие-либо самостоятельные движения РФС в данную сторону будут расцениваться как саботаж: «В случае, который вы представили нашему вниманию, видно, что РФС намеревается аффилировать ассоциации и клубы, которые уже аффилированы к Федерации футбола Украины, а в таком случае, видимо, должна применяться ст. 84 Устава ФИФА. Ввиду вышеуказанного и принимая во внимание, что правовая и фактическая ситуация, относящаяся к вашему запросу не ясна, мы уважительно сообщаем вам, что не можем рассмотреть вопрос об одобрении на данном этапеБолее того, мы настоятельно рекомендуем, чтобы Генеральная ассамблея РФС не аффилировала соответствующие ассоциации и клубы до того, как будет разъяснена правовая и фактическая ситуация и будут получены соответствующие разрешения согласно ст. 84 Устава ФИФА, при наличии необходимых условий для этого».

 

Шаг до пропасти

 

Министр спорта Виталий Мутко попытался изобразить хорошую мину при неважной игре и отфутболить претензии ФИФА, бодро указав, что «фифашники» суют свой нос куда не надо: «Это два субъекта Российской Федерации, и это наше внутреннее дело. Наша задачачтобы уровень и качество жизни людей, которые живут в Крыму, не только не ухудшились, но и улучшились. И это касается отрасли физической культуры и спорта. Если был футбол, значит должен быть футболИ, как оказалось позже, полностью проигнорировал совет чиновников ФИФА. Официальный сайт ФИФА уже на этой неделе сообщил, что решение о присоединении трёх клубов Крыма и Севастополя к зоне «Юг» принято российским футбольным союзом без уведомления управляющих структур ФИФА. Вероятно, это в ближайшем будущем может развязать руки в отношении российского футбола в плане различного рода санкций. И если для массового зрителя выставляется ура-патриотическое мнение о том, что любые санкции нам нипочём и мы всех переедем-переплюнем, а они, нехорошие, получат бумерангом по шее, то за закрытыми дверями всё уже не так однозначно.

 

По линии фронта

 

Сделать такой вывод позволяет рискованный шаг оппозиционной «Новой газеты», опубликовавшей на прошлой неделе стенограмму заседания исполкома РФС, проходившего в конце июля и посвящённого как раз включению крымских клубов в низшие дивизионы страны. Эксперты, аналитики и просто любители жареного бросились анализировать каждое сказанное участниками заседания слово и пришли к выводу, что ни о каком единстве в вопросе отношения к санкциям среди членов исполкома речи нет. Бизнесмены Сергей Галицкий и Евгений Гинер, представляющие в исполкоме либеральное меньшинство, справедливо отмечали, что готовы проголосовать за принятие клубов, при условии, что им чётко разъяснят, какие будут последствия для их бизнеса. На что представители футбольного чиновничества и аффилированных с государством компаний утешили «бунтовщиков» традиционными «Путин всё разрулит» и «санкции будут при любом раскладе». Вся эта ситуация говорит лишь о том, что сегодня футбольные чиновники реально находятся в полном неведении относительно того, как поступать в сложившейся обстановке и, как обычно, ждут указания сверху. А сверху никак не может поступить ничего чёткого, потому как и там все решения последних месяцев принимаются ситуативно, сиюминутно и, как модно сегодня говорить, «в режиме спецоперации»… Впрочем, такая заторможенность и безынициативность на местах чревата запозданием реакции на те или иные события вокруг российского футбола. Отсутствие дельных предложений «наверх» и постоянное ожидание команды «сверху» и так замедляет реакцию РФ на стремительно развивающуюся ситуацию. Достаточно просто навскидку предположить, чего может лишиться отечественный футбол в случае разжима санкционной пружины в отношении нашего спорта.

 

Прощай, Европа?

 

К примеру, столь апокалиптично прогнозируемое исключение российских клубов из еврокубков… Очевидно, что тогда говорить о развитии футбольных клубов как успешных бизнес-проектов будет просто неактуально. Потери в области источников дохода, включая продажу прав на телетрансляции, сворачивание только зарождающейся в России традиции  международных турне с целью рекламы и улучшения имиджа за рубежом, невозможность привлечь  качественных легионеров и иностранных специалистов для повышения уровня отечественного футбола – всё это ударит и по интересу к самому виду спорта внутри России. А так как российский футбол и без всяких санкций находится далеко не в лидерах по зрительскому интересу среди европейских чемпионатов, то можно с определённой долей уверенности предположить волну банкротств и закрытий футбольных клубов, а также капитальное снижение инвестиций (государственных в том числе) в развитие данного вида спорта в стране в целом. Сквозь эту же призму следует рассматривать  и возможное лишение России права на проведение ЧМ-2018, которое, помимо репутационных и финансовых издержек, будет иметь ещё и мощнейшее символическое значение, означающее дезинтеграцию России из общеевропейского (в потенциале – и общемирового) спортивного пространства. Впрочем, среди спортивных структур имеются и такие, которые не находятся в мейнстриме по изоляции России – в частности влиятельнейшая мировая боксёрская организация WBA, проведшая бои под своей эгидой в Крыму, с указанием полуострова как территории РФ. А также ФИДЕ, переизбравшая своим президентом Кирсана Илюмжинова, несмотря на то что главным конкурентом действующего президента организации был «западник», экс-чемпион мира по шахматам Гари Каспаров.

Однако очевидно, что если половинчатое решение о принятии клубов в низшие дивизионы, без интеграции федераций Крыма и Севастополя, будет-таки доведено до конца, опасения о судьбе российского футбола станут явью.

И хотя многие российские эксперты сходятся во мнении, что российский футбол при любых санкциях выживет, в отличие от европейского, которому будет некуда сплавлять посредственных легионеров, вопрос будущего отечественной игры с мячом остаётся открытым.

Развитие событий обещает быть стремительным. Возможно, даже более, чем мы ожидаем.

Номер газеты