[ Подиум ]

На международный конкурс молодых модельеров и дизайнеров «Подиум 2003» Дагестан возлагал большие надежды. Еще свежа была в памяти блистательная прошлогодняя победа. Тогда махачкалинские молодые модельеры, впервые за шестилетнюю историю конкурса принявшие в нем участие, легко отобрали первое, второе и третье места у именитых соперников. И хотя в этом году наши не стали слабее, успех повторить не удалось.

Узнаваемость и своеобразие манеры наших молодых модельеров, сразу же оцененные знатоками и ценителями, давали, казалось бы, все шансы на победу. Для школы Анны Джетере характерно умелое и ненавязчивое обыгрывание этнических мотивов. Именно в этом ключе создавалось большинство коллекций, представленных на сочинском «Подиуме 2002».

В этом же году было решено не эксплуатировать удачно найденную линию, а попробовать свои силы в ином направлении, оставив от этники лишь легкие намеки в крое и аксессуарах. Ориентация на современные европейские тенденции в моде сыграла с нашими молодыми модельерами грустную шутку. Из пяти коллекций в финал попали лишь две: «За Россию» Гюльнез Мурадовой и Марианны Гаджиевой, а также «Тили-тили тесто» Зулейхи Вагабовой и Аиды Мамаевой.

Думается, что не в последнюю очередь накладка произошла из-за своеобразного состава жюри. Помимо культуролога и историка моды Александра Васильева, который согласился взять на себя председательскую ношу, в жюри входили еще представитель Бенина и трое подданных Египта. Именно их фэшн-пристрастия послужили причиной огромного разброса мнений и оценок при обсуждении коллекций. Представители африканского континента, движимые, вероятно, суровой ностальгией, отдали предпочтение коллекциям из Ташкента и Алма-Аты, которые не слишком изобретательно цитировали народные костюмы.

То, что откровенно слабые коллекции прошли в финал, обескуражило не только конкурсантов, но и маститых членов жюри. Так, Галина Толмачева, член Союза дизайнеров РФ, примирительно сказала, что на окончательное решение могут повлиять совершенно непредсказуемые факторы. Может, под воздействием этих факторов, а может быть, искренне пленившись эксклюзивной обувью из коллекции «Это реально», Александр Васильев попытался сторговать у них сабо. Почтение к мэтру не помешало гордым девушкам, поколебавшись, ответить отказом.

Все участники и гости отмечали прекрасную организацию, удивительную продуманность мельчайших деталей четырехдневного праздника моды. Все заботы взяли на себя устроители конкурса. В частности, шахтинский Южно-Российский университет экономики и сервиса, который задействовал немалые материальные и человеческие ресурсы.

На этом фоне наши модельеры, никем не финансируемые, собравшие на поездку деньги, в основном, за счет введенной недавно на отделении дизайна Художественного училища имени Джемала платной защиты диплома, должны были чувствовать себя не слишком комфортно.

Как оказалось, мы можем гордиться и профессионализмом наших моделей. Заур Салихов потряс воображение жюри и зрителей настолько, что ему был вручен специальный приз.

Будем надеяться, что даже не прошедшие в финал: Полина Дибирова и Заира Баймурзаева с «Инспирацией», Аида Шалаева и Джамиля Кусинова с «Это реально», Карина Касимова и Диана Гасанова с «Apple» — не остались незамеченными профессионалами. И, несмотря на случайную неудачу, они не падут духом. ]§[

Номер газеты