Самоотчёт приближает к цели

Некоторые люди отчитывают себя раз в год. Они не вспоминают о своих делах и целях, кроме как в месяц Рамадан. Другие – занимаются самоотчётом ежемесячно, подобно торговцу, который подсчитывает свои доходы и убытки. Некоторые предшественники говорили: «Человек не будет богобоязненным, пока не станет требовать от себя отчёта ещё строже, чем требуют его друг от друга торговые партнёры».

Третья категория людей отчитывает себя ежедневно. Так, Абдуллах ибн Мас’уд говорил: «Я ни о чём так сильно не сожалею, как о дне, солнце которого уже зашло, вместе с которым сократился мой срок, но при этом в нём не прибавились мои благие деяния».

 

Необходимость самоотчёта

Самоотчёт – это один из шагов на пути к достижению целей. Чем чаще человек себя отчитывает, тем легче ему добиться довольства Всевышнего Аллаха. Лень, которая продлилась один или два дня, может быть компенсирована с помощью самоотчёта. Однако если человек проводит в лени месяц или два, излечиться от неё и избавиться от накопленных ею последствий будет сложнее. Поэтому отчитывать себя следует как можно чаще.

Абдуллах ибн аль-Мукаффа’а говорил: «Разумному человеку следует подсчитывать все свои дурные качества, которые затрагивают его религию, нрав и поведение, собрать их в своих мыслях либо на бумаге, а затем часто просматривать, обязывая себя исправить их. Для этого следует назначить определённый день, неделю или месяц для исправления одного, двух или нескольких из этих качеств. Каждый раз, когда он будет избавляться от какого-либо качества, пусть вычёркивает его из списка. Таким образом, каждый раз, видя вычёркнутую запись, он будет радоваться, а видя оставшиеся – огорчаться».

 

Определение самоотчёта

Чётко  и подробно определение самоотчёту дал Джамалуддин аль-Касими: «Смысл самоотчёта состоит в том, чтобы человек исследовал свой основной капитал, прибыль и убытки и выяснил, увеличивается его состояние или уменьшается. Основной капитал его религии – это обязательные предписания. Прибыль – дополнительные поклонение и достоинства. Убытки – это грехи. Сезон такой торговли – весь день.

Первым делом человек должен отчитывать себя за обязательные предписания. Если они исполнены надлежащим образом, то он должен благодарить за это Всевышнего Аллаха. Если он не выполнил их полностью, то должен заставить себя восстановить их. Если же он выполнил их неполноценно, то должен заставить себя компенсировать недостатки путём совершения дополнительного поклонения. Если он совершил грех, то должен ругать и наказывать себя, чтобы сполна получить от себя компенсацию за допущенную небрежность подобно тому, как торговец поступает со своим компаньоном».

Покаяние – это не что иное, как один из плодов самоотчёта. Грех является убытком, который взыскивается с капитала веры. Покаяние компенсирует этот убыток и превращает его в чистую прибыль. И невозможно определить потери и доходы, не потратив времени на отчёт.

Небрежные люди не следят за собой и не отчитывают себя. В результате у них скапливаются грехи, от чего в один момент их сердца заболевают, затем оказываются при смерти и потом умирают.

План, который человек составил для достижения своих целей, может оказаться неэффективным и не давать желаемых результатов. Если так, то к нему следует вернуться и внести в него соответствующие изменения.

Чтобы выстроить правильную стратегию достижения целей, необходимо знать об источниках и причинах лени. К ним относятся следующие:

 

1. Расточительство

Неумеренность в дозволенном – это один из источников лени. Пример тому – чрезмерность в приёме пищи, приводящая к пресыщению. А пресыщение, как известно, вызывает сонливость и делает человека ленивым. Сахнун даже говорил: «Знания не подходят тому, кто ест досыта».

 

2. Надоедание

Одна из первых дорог к лени – появление чувства неприязни к делу вследствие однообразия. Чтобы избежать надоедания, необходимо разнообразить богоугодные дела. Если из-за монотонности каких-либо благих деяний в сердце появляется чувство скуки, следует взяться за другие благие дела, выполнять которые человеку будет интересно и увлекательно. Тому, кого постигла лень, следует заняться любимым для него поклонением – таким, которое он любит больше всего, от которого получает самое большое удовольствие. Вместе с любимым поклонением он сможет дать отпор нарастающему бессилию.

 

3. Чрезмерность

Кто излишне усложняет себе жизнь, тот столкнётся с непосильными трудностями. Кто обременит себя тем, что ему не по силам, тот непременно свалится, не преодолев и половины пути.

Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “О Абдуллах, мне сообщили, что ты постишься каждый день и молишься каждую ночь”. Я ответил: “Это так, о посланник Аллаха”. Тогда он сказал мне: “Не делай так. Иногда постись, а иногда – воздерживайся от поста. Иногда молись, а иногда – спи. Поистине, твоё тело имеет на тебя право, твои глаза имеют на тебя право, твоя жена имеет на тебя право, и твой гость имеет на тебя право. Тебе достаточно поститься три дня в каждом месяце, ибо, поистине, за одно благодеяние ты получаешь десятикратное воздаяние, и таким образом получится, будто ты постился всю жизнь”».

Абдуллах сказал: «Несмотря на это, я всё равно усложнил и подвергся трудностям. Я сказал: “О посланник Аллаха, я нахожу в себе силу”. Тогда он сказал: “В таком случае соблюдай пост пророка Аллаха Дауда, мир ему, но не больше”. Я спросил: “А каким был пост пророка Аллаха Дауда, мир ему?”. Он ответил: “Половину жизни (то есть через день – «ЧК»)”».

Потом, после того как Абдуллах достиг преклонного возраста, он говорил: «Ох, если бы я принял облегчение Пророка!»

Так же обстоит дело и с обременением себя дополнительными постами. Что же касается дополнительных ночных намазов, то чрезмерное усердие в них также часто приводит к их полному оставлению. Из-за этого Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг того же сподвижника – Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса – от оставления ночных намазов по подобной причине, сказав ему: «О Абдуллах, не будь подобен тому, кто выстаивал ночные молитвы, а потом оставил их». 

 

Благодарность и постоянство

Отчитывая себя, человек лучше узнаёт свои сильные стороны и на их основе улучшает свои достижения. Это прибавляет ему уверенности в себе, укрепляет веру в правильности планов, но прежде всего – увеличивает упование на своего Господа и хорошее мнение о Нём.

При этом человек чувствует воодушевление и жизненную силу. Он получает глоток дополнительного энтузиазма, который помогает ему соблюдать постоянство и непрерывно побивать предыдущие рекорды новыми – более результативными и более многочисленными.

Также на самом деле многие люди достаточно хорошо умеют заниматься самобичеванием и самокритикой, однако мало кто умеет замечать свои достижения и награждать себя за них таким образом, чтобы от этого прибавлялась его активность и увеличивался его энтузиазм.

Чтобы умножить достигнутые успехи, следует пытаться отыскать их причины. Например, если человек стал в течение длительного времени выстаивать дополнительные ночные молитвы и, тщательно проанализировав свои дела, он заметил, что причиной этого стали какие-то богоугодные дела, которые он совершал, за что и был вознаграждён способностью выстаивать дополнительный ночной намаз, то ему непременно следует усердствовать в этом благом деле и не прекращать его.

Если человек без видимой причины почувствовал душевную радость и внезапное хорошее настроение, а затем, просмотрев свои предыдущие поступки, заметил, что это произошло по причине того, что он избавил мусульманина от печали и помог ему в трудном положении, за что Господь поступил с ним подобным же образом, то ему следует продолжать время от времени оказывать людям помощь.

 

Заключение

Даже если человеку не придётся жаловаться на упущения в своём поклонении и страдать от недочётов в работе, его душа всё равно будет стремиться к совершенству и покорению новых вершин. В любом деле, которое ты выполнил, всегда останется пространство для совершенствования. Постоянное совершенствование – это привычка обладателей высоких достижений. Если человек ограничивается достигнутым, его обгоняют и оставляют позади.

(Статья подготовлена на основе материалов книги «Как победить лень» Халида абу Шади.) ]§[

Номер газеты