Из клубов в мечети

Многие задаются вопросом о том, почему количество дагестанских мусульман так медленно переходит в качество. Сегодняшней статьёй мы хотели бы навести читателя на некоторые мысли, которые, возможно, помогут ответить на этот вопрос.

***

Дагестанская молодёжь всегда жила духом соревнования. Она соревновалась буквально во всём. Во всём, чем интересовалась. В первую очередь это, конечно, спорт. В атмосфере каждого класса каждой школы витал негласный список самых сильных: кто на первом месте, кто – на втором, кто – на третьем… Клубы вольной борьбы и бокса, компьютерные залы, игровые площадки, дискотеки, турник, улица… соревновательный дух царил везде.

Какая бы мода ни приходила к дагестанским подросткам, она всегда обязательно пропитывалась духом соревнования. Это было настолько важным, что дети не выдерживали поражений. Они не умели правильно выигрывать и правильно проигрывать. Сильный зачастую унижал слабого, что могло повлечь за собой крайне негативные психологические последствия для последнего, как правило, отражавшиеся на его дальнейшем нахождении среди сверстников. (Во время написания этого абзаца мой взгляд упал на двор 26-й школы: один младшеклассник держит второго за шиворот и бьёт коленом в живот. Избиваемый не осмеливается даже защищаться.)

В 90-е годы на фоне неработающих государственных институтов и разрушенных традиционных ценностей вектор развития дагестанской молодёжи, полностью предоставленной улице, стал задаваться исключительно менталитетом и характером.

 

Дети 90-х стали подрастать

 

…и плохо вписываться во взрослую жизнь. Так появилось множество молодёжных банд, главным занятием которых были выяснение отношений и криминал. Это не были преступные группы, которые занимались распределением крупных финансовых активов. Это было просто продолжением разгульного детства, которое не хотело уступать правилам игры взрослой жизни.

Конечно, «спортивные торпеды» задей-ствовались в различных политических играх. Под влиятельные фигуры даже создавались отдельные спортивные клубы, которые ими же и финансировались. Имевшийся в изобилии молодёжный потенциал использовался в корыстных целях. Из врождённого и далее формировавшегося улицей соревновательного духа лепился обыкновенный бандитизм.

«Разборки!» – этот клич моментально собирал большую толпу сторонников героя каждой очередной, в подавляющем большинстве случаев абсолютно бессмысленной, авантюры. Дрались без оружия: один на один, два на два, три на три, толпа на толпу…

Практически любой махачкалинец в возрасте от 25 до 50 лет сможет рассказать массу историй на эту тему. Вспоминается показательный случай, когда у одного из студентов юридического факультета ДГУ возник конфликт с человеком, не проживающим в Махачкале.

2004 год. Занятия первой смены уже закончились. Студент юрфака решил собрать «большую толпу» прямо на университетской площадке перед зданием факультета, откуда после занятий они должны были направиться к назначенному месту. Неожиданно конфликт разрешился по телефону (тогда «трубки» как раз были на пике моды). «Пацанам» дали отбой. Это вызвало гнев одного из местных авторитетов, которого попросили поддержать «юриста». Он был настолько недоволен срывом «мероприятия», что чуть не устроил потасовку с теми, кто его позвал.

Распространённым молодёжным досугом в те времена были дискотеки. PAPAS, «Барон», «Империя», CACADU, «Савой», Viva, «Цех», «Кактус», «Бездна»… окутавшие центр города диско-клубы в дневное время были переполнены. В них царила своя жизнь, к которой молодые люди устремлялись после занятий в университете и школе. Практически каждый день в этих заведениях происходили мелкие и крупные драки. Это не смущало посетителей, которые отправлялись туда в поисках приключений. А бывало там всякое. В том числе наркотики и разврат.

2000-й год. Диско-клуб «Барон». Персонаж, широко известный в уличных кругах как Заур Шайтан, сидит за столиком с краю от танцевальной площадки. Скучно. Недолго думая, герой сюжета хватает уже пустую стеклянную бутылку и бросает назад через голову. По счастливой случайности, никого не задев, она падает на стол, за которым сидят молодые люди. Драка, ушибы, кровь, адреналин. Теперь не скучно.

Подобных персонажей на махачкалинских улицах было много. Таксисты им обычно не останавливали. Одних Маг можно насчитать человек десять: Мага Акула, Мага Железка, Мага Шесть Секунд… Не все эти личности были однородными. Например, завсегдатая крупных городских разборок Ахмеда Бетона можно было часто встретить в читальном зале республиканской библиотеки на Ленина с книгой в руках. Молодые люди направляли свою энергию туда, куда её было легче всего направить. Они были продуктом времени, в котором жили.

 

Взрослые и дети

 

Детский соревновательный дух – это скорее хорошо, чем плохо. Особенно когда способности детей замечаются взрослыми и направляются в нужное русло. К сожалению, почти ничего подобного в 90-е и 2000-е в Дагестане не наблюдалось – взрослые недалеко ушли от самих детей: пока подростки запугивали студентов-сверстников и отбирали у них стипендию, взрослые крышевали предпринимателей и вымогали у них крупные суммы.

Воровать было неприлично. «Прилично» было «забирать», «кидать». Раньше подростки «кидали» кроссовки, головные уборы (была такая культовая шапка navigare, обладание которой принесло проблемы не одному десятку молодых людей), потом – конечно, «трубки».

Элементы буйного дагестанского детства сопровождали взрослеющих спортсменов даже на соревнованиях самого высшего уровня. Посмотрите финал Олимпиады в Сиднее по вольной борьбе в весовой категории до 96 килограммов. Это лишь на ковре и перед камерами. За ковром всё было гораздо жёстче.

Интересно, что дагестанцы никогда не считали особым достижением призовое место, независимо от ранга соревнований. Золотая медаль или пустые руки – третьего не было. К примеру, Сажид Сажидов и Махач Муртазалиев, ставшие призёрами Олимпиады по вольной борьбе, были настолько раздосадованными своими бронзовыми медалями, что это стало концом их карьеры после долгого времени незнания поражений.

Умение постоять за себя и близких было самой большой молодёжной ценностью. Даже взрослые относились к этому с пониманием в любой ситуации.

2001 год. Начало мая. Полдень. Жарко. Кондиционеров ещё не было. Компьютерные клубы, выросшие по городу как грибы после дождя, оккупированы школьниками, убегающими с занятий. Все играют в знаковый тогда для Дагестана Counter-Strike: «менты против террористов». Игры в стратегии стали популярными позже. В компьютерном клубе Matrix (хозяин – Рыжий Мага – умер на днях от наркотиков) на Гаджиева полно старшеклассников с «третьей школы» («на горке» рядом с тюрьмой). Некоторым из них директор Патимат Адиловна (самый строгий директор, какого только можно представить) вынесла последнее предупреждение: ещё один побег с уроков будет грозить исключением…

В этот день она решила сопроводить школьников, репетирующих в парке участие в параде по случаю 9 Мая, и по пути случайно заглянула в Matrix. Встретившись с ней взглядами, получившие предупреждение старшеклассники лишились дара речи. Через минуту один из них с дрожью в голосе произнёс: «Нашего одноклассника побили, нам пришлось уйти…» Удивительно, но он подобрал самые нужные в этот момент слова. Директор лишь строго сказала: «Да? Ладно. Быстро поднимайтесь в школу».

Новые веяния

 

В конце 90-х, когда государство, на протяжении 70 лет методично разрушавшее традиционные исламские ценности, держа общество в тисках, перестало его ограничивать; когда школы и университеты перестали выполнять свои основные функции и стали выполнять другие, в среду дагестанской молодёжи стали проникать новые идеи. Твёрдые принципы, доля романтизма, высокие темы, борода, хиджаб… делали молодых людей не такими, как все. Они обращали на себя внимание, и это притягивало.

 Молодёжный дагестанский менталитет стал примерять на себя ислам. Люди стали входить в религию со своим мировоззрением, своими привычками, характером, своим пониманием окружающей действительности. Конечно, есть много примеров, когда, начиная соблюдать нормы ислама, люди полностью меняли образ своей жизни. Но для стремительного характера описываемого явления этих примеров было мало. Заходя в мечети, молодые люди, которые ещё вчера занимались рэкетом и отплясывали в диско-клубах, не могли вмиг превратиться в ангелов.

Ислам стал модным. Молодёжи не хватало и не хватает опытных взрослых наставников, обладающих шариатскими знаниями и духовным богатством. А её такие положительные качества как соревновательный дух пробивали и пробивают себе дорогу, отталкиваясь от менталитета и привычек, сформированных «лихими девяностыми».

Аллах говорит в Коране о созидательном соревновании (смысл): «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (сура «Обвешивающие», аят 26). Сподвижники Пророка (мир ему и благословение Аллаха) правильно понимали данный аят, и это принесло им много блага. А ведь это может принести много блага и нам.

 

Заключение

 

 Как-то в классе шестом наша классная руководительница и учительница по математике Светлана Васильевна решила провести эксперимент. Она стала вывешивать список учеников нашего класса в порядке успеваемости со средней оценкой по всем дисциплинам. Список регулярно обновлялся. Результат не заставил себя долго ждать. Те, кому ещё вчера было «в падлу» хорошо учиться, сегодня стали толпиться у списка, раздосадованные местами аутсайдеров, которые они в нём занимали. В гонку включились все. Наш класс резко вышел вперёд по успеваемости среди остальных параллельных классов и был на голову выше до самого выпуска. А математика стала для многих любимым уроком. Впоследствии я даже поступил на математический факультет ДГУ. 

Один маленький правильный шаг взрослого человека сыграл большую положительную роль в жизни многих маленьких людей. Жаль, что таких шагов в их жизни было немного.

Прошлое не исправить. Будущее ещё не наступило. Самое время позаботиться о настоящем. Особенно родителям. «Прекрасное слово подобно прекрасному дереву, корни которого прочны, а ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа» (Коран, 14/24, 25). Посадите прекрасное дерево – и оно принесёт прекрасные плоды.

№35 от 4.09.2015 г.

 

Номер газеты