Хватит глотать пыль!

Есть одна замечательная книга, которая называется «Почему отстали мусульмане и продвинулись другие?». Написал её известный в исламском мире писатель и мыслитель Амир Шакиб Арслан. В своей небольшой работе шейх Амир Шакиб приводит основные причины падения цивилизации исламской общины, коротко и чётко разъясняя все её главные проблемы на конкретных примерах. Одной из таких проблем, приведённых шейхом, стали недостаточные знания, в частности понижение уровня роли науки в исламском обществе.

В исламе знания делятся не на шариатские и светские, как многие полагают, а на полезные и бесполезные. К примеру, математика, физика, химия, медицина – всё это науки, которыми мусульмане занимались испокон веков. Более того, изобретения, открытия и исследования учёных-мусульман легли в основу многих фундаментальных научных дисциплин.

Исламская цивилизация всегда была известна побуждением к изучению наук и приобретению знаний. Что говорить – первое слово Корана, которое услышал человек, было «Читай!». В средние века мусульманские учёные и мыслители были известны на весь мир как лучшие врачи, физики, математики, химики, картографы. Мусульманами было сделано неисчислимое количество открытий, ставших неизменной частью современной науки. В те времена мотором, двигающим мир вперёд, были именно мусульмане.

Однако со времён Аль-Хорезми, Авиценны, Ибн Байтара и других великих учёных прошло много времени, и исламский мир перестал давать обществу таких выдающихся исследователей. По крайней мере за последнее время исламский мир не увидел единственных в своём роде учёных, вышедших из мусульманской среды. Это печальный факт, но не признавать его невозможно. Низкий уровень образования и науки привёл мусульман к регрессу и зависимости от западного общества. На сегодняшний день ни одна арабская страна, которая раньше была частью великого Халифата, практически ничего не производит. Речь, естественно, идёт о крупном производстве. Исламский мир не создаёт новых автомобилей, самолётов, телефонов или планшетов. Всё это делают другие. Кавказ, как часть исламского мира, хоть и оторванный от его очагов, к великому сожалению, не стал исключением.

 

Как вернуть былую славу?

 

Проблема эта, конечно, глобальная. Вклад в её решение мы можем внести лишь локальный. Но, как гласит известное шариатское правило, если невозможно исполнить обязательное полностью, это не означает, что его следует полностью оставлять.

Во-первых, мусульманам нужно бороться против идеи, сидящей в голове многих из них, особенно молодёжи, в частности – молодёжи нашей республики, что есть науки исламские и есть науки светские, которые не имеют отношения к исламу. Это будет началом решения проблемы с самых низов. Осознание того, что все полезные науки являются исламскими и их изучение поощряется исламом, станет первым позитивным сдвигом.

Во-вторых, дагестанской молодёжи следует уделить большое внимание образованию и прилагать все возможные усилия для создания образовательных центров и продвижения научных проектов. Создание учебных комплексов, научных институтов и университетов усилит общество, сделает его современным и шагающим в ногу со временем.

В-третьих, было бы крайне полезно открывать научные институты и высшие учебные заведения, в которых бы совмещались все виды образования, как шариатское (связанное с вероубеждением, исламским правом, историей, этикой), так и общее, относящееся к гуманитарным и точным наукам. К примеру, экономический факультет можно было бы совместить с углубленным изучением финансовых отношений согласно шариату, которые становятся всё актуальнее как в мире, так и в стране и республике. 

Нечто подобное в Дагестане уже есть. Это Дагестанский гуманитарный институт (бывший ИТиМО). Даже если до идеала этому институту ещё далеко и он не лишён множества проблем и недостатков, однако сама идея вуза является очень своевременной. А образцовым примером подобных учебных заведений были турецкие колледжи, из которых вышло множество специалистов самых разных сфер, которые, к сожалению, были практически вытеснены из республики во время борьбы со всем исламским.

В-четвёртых, необходимо перенимать опыт западных учебных заведений. Так же как когда-то Запад позаимствовал науку у мусульман. Прошли те времена, когда европейцы восхищались восточной культурой и уровнем их жизни. Теперь всё наоборот – они лидеры гонки, а исламский мир глотает пыль позади них. Гордость нужно будет спрятать подальше и пойти учиться науке к тем, кто ею сегодня владеет.

Если каждый мусульманин постарается сделать всё от него зависящее для реализации этих чётырех пунктов, то рано или поздно, хотя бы на региональном уровне, обязательно будет восстановлен научный потенциал мусульманской молодёжи, способный вершить великие дела. Я убеждён в том, что это достижимо. Но пока мусульманам остаётся наблюдать за своим положением, когда они практически во всём зависимы от других и беспомощны, в первую очередь, в своих же глазах.

А если кто-то с чем-то не согласен, пусть ознакомится со следующими текстами шариата…

«Скажи: “Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?”» («Толпы», аят 9). «Читай…» – именно этим словом началось ниспослание Священного Корана. «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» («Ночной перенос», аят 36). «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» («Звезда», аят 28). «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду”» («Муравьи», аят 64). 

«Человек, который считает, что больше не нуждается в получении знания, заслуживает того, чтобы ему выражали соболезнования» (имам Абу Ханифа). «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы» (Умар ибн Абдульазиз).

Сегодня нам действительно можно выражать соболезнования. И вреда своими действиями мы зачастую приносим больше, чем пользы. Да исправит нас Аллах.  

Номер газеты