«Дайте нам хотя бы юридический статус»

Судя по новостям, обстановка в Дагестане ужасная. Намного хуже, чем в Сирии
Дата: 
7 Дек 2012
Номер газеты: 
Фото: 
Руслана Алибекова

В Сирии компактно проживает множество выходцев из Кавказа, в том числе дагестанцы. Есть даже отдельное дагестанское село Дерфуль, о котором мы говорили в первой части интервью с хирургом-офтальмологом Мухаммадом Нур Нидалем, предки которого после восстания 1877 года переехали из Дагестана в Турцию. Нидаль некоторое время жил в Дамаске, учился в Дагестане, а сейчас работает в Саудовской Аравии. 

Сегодня мы продолжаем разговор о Сирии, и в этой части интервью речь пойдёт о дагестанцах в Сирии и их положении.
 – Вы говорили об участи, которая постигла дагестанское село. Как это произошло?
– Меньшинства в Сирии, как религиозные, так и национальные, старались сохранять нейтралитет в возникшем конфликте. Но с разрастанием военных действий это оказалось невозможным. Дагестанское село Дерфуль принимало беженцев из других районов, в основном из Хомса. По этой причине по селу регулярно стреляли с военной базы, расположённой на холме неподалёку. В один прекрасный день эту базу захватили – надоело терпеть обстрелы. Тогда Асад разбушевался и разбомбил и холм с базой, и дагестанское село. Непосредственно атакам подверглась половина села.
– Оно большое?
– Примерно пятьсот хозяйств. Есть и кумыки, и аварцы, и даргинцы, и лакцы… 
– А сколько всего дагестанцев в Сирии?
– Около девяти тысяч человек.
– А чеченцы?
– Чеченцы есть. Но некоторые они породнились с дагестанцами, поскольку близки друг к другу и считали себя одной нацией. В основном сирийские чеченцы носят фамилию Дагистани.
– В какие годы было массовое переселение в Сирию?
– Было несколько этапов. Последнее переселение – после Второй мировой войны, в 1945 г. Я лично знал двоих дагестанцев, которые не могли вернуться на родину после войны. Один – аварец – Абдулмаджид, другой – лакец – Хусейн. Они оказались в Сирии. Абдулмаджид вернулся домой во времена Брежнева. У Хусейна три брата ушли на войну, ему тогда было 16 лет. Мать не хотела отправлять на войну и его. Но он через Таджикистан, Афганистан, Иран, Ирак и попал в Сирию. Там он познакомился с дагестанцами, женился на кумычке и где-то в 1976 г. вернулся на родину.
А так основные переселения были после Шамиля. В восьмидесятые годы XIX века. Переселялись во время Кавказской войны, после падения Шамиля и её окончания в шестидесятые. Но больше всего – в восьмидесятые. Это были вынужденные переселенцы. Есть этапы добровольного переселения. Как, например, в 1917-м, а также сороковые годы.
– Черкесы тоже представляют в Сирии большую диаспору?
– Да, их численность более ста тысяч человек. Но стоит отметить, что всех выходцев из северо-западного и северо-восточного Кавказа называют черкесами. Этнических же черкесов не так много. Есть другие национальности северо-западного Кавказа, подавляющее большинство которых на сегодняшний день проживает на Ближнем Востоке. В Сирии есть даже северокавказские национальности, которых сегодня на Кавказе нет вообще.
– А дагестанцы, вообще, хотят приехать домой?
– Сейчас они, скорее, просто вынуждены. Хотя этот вопрос поднимался и раньше. В 1992 г. здесь, в Дагестане, был Всемирный конгресс соотечественников. Приехало очень много дагестанцев из Турции, Сирии, Иордании, Америки. Я тоже присутствовал. Были разговоры, обещания о том, что нам будет дан соответствующий статус, земля, жильё, даже говорили о строительстве какого-то городка. Раньше такой опыт был у адыгов. Они построили целое поселение, городок, для всех, кто желает вернуться домой. Им выдавали разрешение на проживание, общежития, предоставляли жильё, питание, образование для детей… В Дагестане об этом абсолютно не думают.
Наверное, руководство республики занято более серьёзными, глобальными проблемами. Но надо хотя бы ознакомиться с опытом соседних северокавказских республик. Непонятно, почему у нас этот вопрос вообще не поднимается, хотя уже несколько сотен черкесов переехали на родину, где для них были созданы условия. Также во время конфликта в Боснии президент Адыгеи отправил туда самолёт, чтобы вывезти людей.
– Вы сказали, что на каком-то уровне этот вопрос раньше поднимался…
– Да, здесь было общество «Родина». Оно находилось рядом с загсом. Сейчас там кафе. Как общество «Родина» превратилось в кафе, я не знаю. Оно перешло на самофинансирование, содержать сложно, руководство республики его не поддерживает. Мы предлагали передать его в качестве нашего предприятия, чтобы можно было его финансировать. Ответа не последовало. На бумаге оно вроде бы существует и поныне.
– У нас сейчас приняли закон о поддержке социальноориентированных некоммерческих организаций. Идёт битва за финансирование. Появилось много организаций, которые борются за бюджетные деньги. Может, этот момент можно как-то использовать.
– Думаю да, надо этот вопрос как-то решать. Потому что если сейчас дагестанцы вдруг захотят приехать на родину, то их надо будет встретить. И этот вопрос надо решить на уровне руководства республики. Мой друг пытался поднять этот вопрос, заходил к министру Бекмурзе Бекмурзаеву, разговаривал с его заместителем Расулом Гаджиевым. Он поднял бумаги, показал список из трёхсот человек из Киргизии, которые хотят приехать в Дагестан, и сказал, что не знает, что с ними делать. Есть порядочные люди, которые пытаются что-то сделать, но вопрос, к сожалению, зависит не от них. Я не вижу у руководства республики никакого желания даже поднять вопрос хотя бы на уровне руководства миграционной службы или получить квоты из Москвы на переезд и содержание людей хотя бы на период этой войны.
– То есть у дагестанцев в Сирии есть в этом реальная потребность?
– Честное слово, большого желания у них нет. Я слышал, как дагестанцы в Сирии говорят, что возвращаться домой опасно для жизни. Потому что в СМИ относительно Дагестана вырисовывается ужасная картина. Вот у меня в телефоне есть приложение kavkaz-news, я включаю новости по слову «Дагестан», вырисовывается картина намного более страшная, чем та, которая вырисовывается о Сирии. В Сирии в народе вообще не было преступности. Года два назад по крайней мере так было. На улице любого населённого пункта в любое время дня и ночи была абсолютная безопасность. Здесь же, в Дагестане, никто не знает, дойдёт ли он до места назначения, если выходит из дома ночью.
Поэтому пока о поездке в Дагестан люди думают с настороженностью. Но если Асад начнёт массовое уничтожение населения, станет применять химическое оружие, то деваться будет некуда – людей надо будет вывезти.
Нам ничего не нужно. Не нужно, чтобы нам давали деньги и т. д. Мы сами сможем справиться. Дайте нам хотя бы юридический статус. Вот что нам нужно. Хотя бы это пусть сделают. Временно. Пока разрешится ситуация в Сирии.  

Комментарии:

В дагестан могут приехать, в том случае когда тиран Асад будет применять химическое оружие! Я бы вам советовал, чтобы вы и в этом случае не переехали в дагестан. Лучше сражайтесь против тирана Асада, чем переехать в дагестанский ад.
/В Сирии в народе вообще не было преступности. Года два назад по крайней мере так было. На улице любого населённого пункта в любое время дня и ночи была абсолютная безопасность/. .если все так и было,а мы такого уже более 20ти лет не помним,при чем тут Асад?...
http://www.ekhokavkaza.com/content/article/24750682.html
в инете пишут что село бомбят кассетными бомбами.
Причем тут Асад? Отсутствие преступности, вовсе не показатель правильное правление! Такое бывают в двух случаях: 1-когда народ культурно воспитан. 2-когда народ подавлен.
В любом случая надо признать это заслуга
Диктатура и тоталитарный режим, нуждаются чтобы их признали, как противные для человека.
Нуждаются ли братья в Сирии в увеличении численности их рядов? И является ли присоединение к ним личной обязанностью каждого? Вопрос Уважаемый шейх Абу-ль- Мунзир Аш-Шанкити, да сохранит Вас Аллах. Братья в Ливии часто спрашивают о хукме отъезда для джихада в Сирию с точки зрения обязательности, является ли это личной обязанностью каждого мукаллифа… Этот вопрос поднимается по нескольким причинам: 1. Незнание более предпочтительного между пользой и вредом в отъезде в Сирию, в то время как братья в Ливии находятся под сильным натиском со стороны сторонников светского государства (ильманиййи), которые стремятся отдалить их от жизненно важных основ государства. 2. На некоторых братьях лежат такие обязательства как долги, у некоторых родители не согласны с их отъездом. 3. Некоторые братья передают, что муджахидов в Сирии достаточно, и нуждаются они только в оружии и деньгах. Мы не можем проверить достоверность этой информации, однако доходят такие вести… Мы надеемся на быстрый ответ шейха, да благословит Вас Аллах… Ответ ﺑﺴﻢ ﺍﻟﻠﻪ ﺍﻟﺮﺣﻤﻦ ﺍﻟﺮﺣﻴﻢ ﺍﻟﺤﻤﺪ ﻟﻠﻪ ﺭﺏ ﺍﻟﻌﺎﻟﻤﻴﻦ ﻭﺻﻠﻰ ﺍﻟﻠﻪ ﻋﻠﻰ ﺍﻟﻨﺒﻲ ﺍﻟﻜﺮﻳﻢ ﻭﻋﻠﻰ ﺁﻟﻪ ﻭﺻﺤﺒﻪ ﺃﺟﻤﻌﻴﻦ . Во-первых, что касается проблем братьев в Сирии, то действительно, они очень нуждаются в оружии и деньгах, однако это не значит, что они не нуждаются в людях. Они ведут жестокую войну с режимом, у которого есть армия и сторонники, и увеличение численности муджахидов увеличивает их силу и вероятность их победы. Когда же у них не будет потребности в новых муджахидах, они ясно объявят об этом, и это не будет тайной. Также приезд муджахидов в Сирию означает увеличение численности сторонников таухида и чистого исламского знамени, которые, возможно, одни и смогут противостоять любой силе агентов Запада. И это то, что побудило западные правительства испускать истошные вопли от страха что сирийское восстание станет причиной объединения джамаатов джихада. В этих обстоятельствах появились декларации Сальмана аль-Ауда, в которых он призвал молодежь не ехать в Сирию, говоря, что хиджра молодежи для вступления в сражение против сирийского режима означает возникновение нового Афганистана. Что касается оправдания этого утверждения словами «… чтобы режим не заявил, что он воюет с террористами, проникающими из-за границы» – то это ложная мотивировка, потому что режим не нуждается в каких-то оправданиях, и продолжит убийство людей, даже если муджахиды покинут страну. Это утверждение был распространено среди многих мусульман Сирии, однако после того, как стало очевидно зверство режима и его упорство в совершении кровавых преступлений, это утверждение потеряло всякий смысл. Что касается его заявления, что присутствие муджахидов в Сирии побудит европейские государства к отказу от поддержки сирийского народа в его борьбе против Башара аль-Асада и его режима, который говорит, что воюет против террористов, проникших в Сирию, то реальность в том, что режим поддерживается Западом вне зависимости от присутствия или отсутствия муджахидов. Более того, Запад теперь старается найти какое-то решение, чтобы перекрыть путь муджахидам, сила которых стала расти и увеличиваться. Это означает, что стекаясь в Сирию, джихадская молодежь оказала нажим на Запад, препятствуя ему продолжать поддерживать режим, а не наоборот. Во-вторых, что касается положения братьев в Ливии, то нет сомнений, что ситуация в Ливии очень деликатная и требует взвешенного подхода, и что любое отсутствие муваххидов или уменьшение их сил означает укрепление сторонников светского образа жизни в ключевых местах государства и потерю всех усилий и жизней, отданных во время восстания против тагута Каддафи. Это значит, что сражение не прекратилось, и является личной обязанностью братьев в Ливии оставаться твердыми в этой битве, чтобы не допустить подчинения страны сторонникам светского госудраства. Однако могут ли они объединить эти два дела, завершив то, что начали (в Ливии) и помогая мусульманам в других землях ислама? Однозначно ответить на этот вопрос могут только братья, осведомленные о ситуации в Ливии, и они лучше нас знают о реальном положении. Однако вместе с тем мы говорим: Каждый, кто не нашел для себя определенной роли или задачи, которую бы он выполнял в настоящее время, обязан отправиться на джихад. В-третьих, в настоящее время имеется фронт, который срочно нуждается в помощи и поддержке, это братья в Азаваде (Мали), враги которых начали подготовку сил и средств для нападения на них. И я считаю, а Аллах знает лучше, что братья из стран африканского континента должны направляться на помощь мусульманам в Азаваде, а братья с Востока – на помощь мусульманам в Сирии… Шейх Абу-ль-Мунзир Аш- Шанкити Оригинал фатвы ﻫﻞ ﻳﺤﺘﺎﺝ ﺍﻹﺧﻮﺓ ﻓﻲ ﺳﻮﺭﻳﺎ ﺇﻟﻰ ﺗﻜﺜﻴﺮ ﺍﻟﺴﻮﺍﺩ؟ ﻭﻫﻞ ﻳﺘﻌﻴﻦ ﺍﻟﻨﻔﻴﺮ ﺇﻟﻴﻬﻢ ﻋﻠﻰ ﻛﻞ ﺃﺣﺪ
Ва ! Абу -умар ты оказывается поэт.Хорошо и ладно пишешь да именно пишешь не более.Прежде чем касаться чужих проблем свои нужно решить.Что вы сделали для Дагестана-НОЛЬ только и поддакиваете всяким мухоморам.Знаешь что-давай дасвидание
IRLAZAR, начатое мною дело, рано или поздно, забьет окончательно гвоздь, в гроб языческой религии и оккупационной политики на кавказе. Вот тогда ваши потомки будут проклинать вас, но при этом будут говорить, что это не вас проклинают, и что вы это время были с нами. Такое в истори дагестана случилось не раз. Сегодня вы себя приобщаете к Имаму Шамилю, говорите что ваши предки были в ряды Имама, хотя ваши предки предали Имама, называя его турецко-английским шпионом. Такова история, и история обычно повторяется неоднократно.
И еще IRLAZAR, поэтами были Расул Гамзатов и Фазу Алиева, однако они никогда не приводили и не выносили исламские фатви. . . . Теперь ...давай до свидание...
МаншаАллагь,ахи абу Умар! Что ещё за дагестанец с конченным жидовским именем,да ещё с намёками "что сделали для Дагестана?" А сам он на что способный? Только и болтать...
Абу умар в своем стиле перевернул все с ног на голову. Оказывается Запад поддерживает Асада, а не сирийскую так называемую оппозицию, на Кавказе процветает язычество, а Дагестан - оккупированная территория, а все кроме абу турецко-ангийские шпиены. А еще новости на сегодня будут, Абу?))
горец горец, то что вас приучили принимать поверхностное, это не моя проблема, а исключительно ваша. Политические шулера, вот несколько веков, вам показывают то, что им надо, а не то, что есть на самом деле, но вы как политически бездарные люди, всё это принимаете, без анализа и критического разбора. Поэтому я бы вам советовал определиться-либо быть колхозниками, и не думая трудиться, либо освободиться от рабского сознания, и заниматься изучением происходящий во всем мире. А так не интересно с вами общаться.
ничего не вижу зазорного в том, чтобы быть колхозником (колхоз -аналог нынешнего сельхозкооператива), это тяжелый и почетный труд. Почетный потому, что благодаря этим людям мы имеем возможность принимать пищу. Абу умар, гамбургеры не растут на деревьях! Составляющие этого бутерброда - булочки из выращиваемой на полях пшеницы и говяжье мясо соответственно из говядины, пасущейся на тех же полях. Прикинь, Абу! Благодаря этим колхозникам мы можем больше времени уделять анализу, самоанализу и критическому разбору сложившейся политической ситуации в мире в целом и в дагестане в частности!.Поэтому я бы советовал вам не ссориться с колхозниками и относиться к их труду с большим уважением, ведь одним самоанализом сыт не будешь, к сожалению. Про рабское сознание вы юношам неоперившимся втирайте, им легче всего голову заморочить, со мной вы замучаетесь)
горец, когда булочник берет на себя полномочия, обсуждать в делах мировой политики, то кроме булочного разговора из этого не выйдет. Поэтому пусть булочник работает над тем, чтобы печь булочки, а не вмешиваться в ремесло, который ему не понять. Колхозник же, о котором я говорил, это не думающий человек, а слепо работающий, потому я говорю, чтобы не думающий человек не пытался вмешиваться в мировую политику. Что касается рабство, от которого ты пытаешься отмахиваться, то кореш, ты к этому определению привык, и чувствуешь там комфортно, но есть одно но-положение в котором ты находишься, тебя ведет по пути кяфиров, а не по пути Аллаха, ибо раб Аллаха, это тот кто идет по пути Аллаха. А рабы же кяфиров, это те кто идут по пути кяфиров. То есть по закону кяфиров.
Абу умар, как вы уже могли заметить я не "колхозник", иначе бы не говорил о говядине, пасущейся на полях, а упомянул бы коров и быков чье мясо и есть говядина. Поэтому даже по вашей, фашистской по сути, логике я имею право "вмешиваться в ремесло". Я не считаю себя рабом кафиров и не живу по их законам, поскольку хожу на выборы, косвенно принимаю участие в разработке законов, слежу за тем, чтобы принимаемые законы не нарушали моих прав, голосую за партии и депутатов, представляющих мои интересы в законодательной власти, в общем политически активен). Так что это мои законы, но не кафиров. Я вам еще раз говорю, господин Абу умар, пудрите мозги школоте - они ваш благодарный слушатель
Горец, для мусульман существует только законы Аллаха. Понимаешь?-только законы Аллаха. Всё что ты перечислил всё это и есть явная куфра, а куфра она и есть по определении рабство. Ты не пропускай из виду то, что я тебе писал-раб Аллаха, это тот кто идет по пути Аллаха, а раб шайтана, это тот кто идет по другим законам. Такова религия Аллаха. А что касается твоё причастность к политике, то либо ты лживый политик, либо бездарный, иначе бы ты понял жульничество происходящей в политике, и не говорил, то что ты говорил о сирии и америки. Американцы на балканах тоже "поддержали мусульман", против сербов. Ты не скрывай тогда эту истинну, если не хочешь чтобы тебя приобщали к булочникам или колхозникам.
Абу, речь не обо мне и даже не о тебе, прикинь. Речь о методах, которыми вы пользуетесь стремясь достичь "своих" целей. Вся моя причастность к политике ограничивается моей политической активностью, но не об этом сейчас. Ты посмотри чего добились мусульмане в Египте. Пошли в политику, создали партию, получили поддержку народа и как следствие выиграли на выборах. Они теперь гораздо ближе к установлению законов шариата. Вы же своими тупыми, прямолинейными действиями, взрывая многоэтажки, рынки, расстреливая мечети, только отдаляете Кавказ и россию от этой высшей цели. Отсюда возникают вопросы: - кто вы? зачем вы? откуда вы, кто и что стоит за вами? Вам не хватает гибкости (о гибкости можешь прочесть тут http://islam.com.ua/articles/bases/bases_of_islam/250/). Гибкости не в смысле прогнуться, а стать ближе к народу, к джамаату и потом уже повести его за собой. Может проблема в том, что среди вас слишком много бывших двоечников, которых легко зомбировать, в том числе тряся перед ними пачками баксов? Разве на таких можно всерьез опираться? Эти извратят и испохабят любую благую цель. Не было бы среди лесных столько бывших трактористов и мясников, может народ и был бы с вами. Но вот беда - люди вам не верят!! Я далек от мысли, что все лесные - дебилы, это было бы слишком просто. Но и как ты говоришь, мыслящих, способных к анализу людей, практически нет. Все больше школоты, бахваляющей на камеры стволами, и козыряющих абсолютно по-детски тем, что они не "комнатные мусульмане". Это просто не серьезно. И потом эти "бойцы" выносят приговоры якобы шариатского суда. Вы нас плохо знаете. Мы с вами не будем никогда.
да, кстати, о "поддержке мусульман" американцами в их борьбе против сербов я надеюсь ты не случайно обозначил эти слова кавычками? ты же понимаешь, что помогать мусульманам, потому что они мусульмане и помогать мусульманам только для того, чтобы достичь своих сиюминутных геополитических целей, это немного разные вещи)
Есть ошибка в тексте. Хусейн попал в Сирию в30ые годы, так как вес его род был репрессирован и расстреляны. Он вынужден был убежать от расстрела
Абу Умар ассаламу 1алайкум! конечно Асад тиран и то что он делает его не красит,но что фатву дает какой то Абу мунзир не совсем понятно, что это за человек? ты,и те кто цитируют его фатвы даже не знают кто он на самом деле и кто стоит за их сайтом которые распостраняют его фатвы. Джихад конечно дело благородное но нужно знать за кем, какая конечная цель? кто дает такие фатвы? в пользу кого?
Уважаемый Нидаль Вы плохо осведомлены о своем знакомом выходцем из Дагестана Хусейне . Выставив этого человека дезертиром.Прежде чем об этом говорить нужно знать Историю . В 30 года раскулачили их семью А всех мужчин расстреляли, и он вынужден был бежать . Таким образом скитаясь он и попал в Сирию
Поздно подключился к дискуссии. Abu-umar 10 Дек 2012, ты прав! Я не пойму, что вы прицепились к нему? Он говорит правильные вещи! Дагестан нужно немного освободить от не соображающей молодежи, пусть едут в сирию) джихад зовёт!
Кстати, Abu-umar, ты себя не забудь туда отвести,и кентов своих тоже...

Написать комментарий

vkontakteyandexfacebookodnoklassnikitwittermailru