Закат зигзага нестабильности

Порой события из жизни республики тесно перекликаются с событиями федерального масштаба. Выборы, а также их последствия способны превратить события местечкового характера в проблему, следить за которой будет вся страна, а искать пути решения проблемы будет возложено на Москву. Нечто подобное произошло в прошлую пятницу (16 октября) в Буйнакске, где сотрудники полиции, используя спецсредства (дубинки), разогнали встречу депутатов городского собрания с местным населением. Демарши, иные по своему содержанию, но тоже вызывающие вопросы, произошли в сельских собраниях сёл Каякент и Сагаси-Дейбук Каякентского района. Там внушительная часть депутатов внезапно сложила свои полномочия…

 

Встреча или митинг?

 

«Парламентское большинство» в буйнакском горсобрании – депутаты от «Партии ветеранов России» – ещё 12 октября на заседании Собрания депутатов приняли (цитируем документ) решение «в связи с многочисленными заявлениями в письменной и устной форме от избирателей назначить встречу депутатов с избирателями 16.10.2015 г., в 13:00». В адрес главы Буйнакска Гусейна Гамзатова (с которым у «ветеранов» конфликт) председателем горсобрания Зауром Шахвердиевым было направлено письмо, в котором просили администрацию города, с учётом того, что соберётся большое количество людей, принять соответствующие меры безопасности.

Население города было проинформировано о грядущем мероприятии в основном посредством листовок. (Пресс-служба администрации Буйнакска (её заявление было растиражировано в СМИ и соцсетях) утверждает, что письмо Шахвердиева поступило в администрацию 16 октября, за 2,5 часа до начала массового мероприятия.)

За день до массовой встречи, как говорит Шахвердиев в СМИ, в Буйнакск приехали представители Администрации Главы и Правительства РД (АГП) во главе с первым замруководителя АГП Алексеем Гасановым. «Они требовали от нас, чтобы мы митинг не проводили. Мы им объясняли, что у нас митинг не намечается. Есть десяток заявлений от жителей города Буйнакска. Они просят встретиться. У  них много вопросов по отоплению, по отсутствию воды. Это просто собрание, где горожане хотели бы озвучить свои проблемы. Представители АГП стояли на своём: никаких митингов. Я им объясняю, что мы не собираем никого, народ хочет с нами встретиться, мы не можем отменить. От нас требовали обратиться к народу, чтоб они не пришли. Как можно предупредить народ? Это наша рабочая встреча с горожанами…» – приводит слова Шахвердиева РИА «Дербент».

Тем не менее подготовка к данной акции была оценена правоохранительным блоком как желание «ветеранов» провести «несанкционированный митинг», поэтому 16 октября на въездах в Буйнакск досматривались автомобили, а центральная часть города и площадь были оцеплены полицией. Но, несмотря на преграды, депутаты-«ветераны» смогли пройти на помост, расположенный на площади. Поближе к ним стало стекаться собравшееся население. (Есть мнение, что костяк собравшихся представляли жители с. Н. Каранай, земляки экс-мэра города Османа Османова (руководил Буйнакском с 1997 по 2001 год), кандидатуру которого «ветераны» продвигают в главы Буйнакска.) На сцену к депутатам поднялись и сотрудники полиции, а другая часть правоохранителей встала цепочкой между населением и сценой. После небольших препирательств с депутатами на сцене полицейские, казалось, отступили, выстроившись за «ветеранами» в шеренгу. Но как только депутаты и стоявшие рядом с ними отдельные сторонники попытались начать выступление, полицейские, двигаясь шеренгой, столкнули их всех с помоста (его высота – примерно 1,2 метра). «Ветераны» упали под ноги стоявшим у помоста полицейским. Собравшиеся начали возмущаться происходящим, в адрес полиции пошли крики: «Позор! Позор!». Цепочка полицейских, размахивая дубинками, стала оттеснять собравшихся (примерно 350–400 человек) в сторону небольшого сквера с фонтаном, расположенного рядом с площадью. Уже в сквере «ветераны» выразили своё возмущение происходящим…

По данным «ЧК», в числе пострадавших оказались два пожилых сторонника «ветеранов», которые при падении с помоста получили травмы: у одного разбиты пальцы, второй ударился головой об асфальт (находится на излечении в Буйнакской ЦГБ). Также было задержано семь местных жителей, чья активность во время проведения акции на площади не понравилась силовикам.

 

Реакция

 

Благодаря активности полиции в Буйнакске новость о разгоне дубинками встречи «ветеранов» с населением стала достоянием сначала региональных СМИ, а затем вышла на федеральный уровень. Про Буйнакск рассказали многие авторитетные СМИ страны. Как шутили знающие ситуацию в Буйнакске изнутри эксперты: «Политтехнологи «ветеранов» должны выразить благодарность МВД Дагестана, так как без их «содействия» собрание на площади осталось бы ничем не приметным событием».

19 октября вдогонку новостям о разгоне «ветеранов» оказалось растиражированным заявление председателя Собрания депутатов Буйнакска Заура Шахвердиева (имеется в распоряжении редакции) в ФСБ, в котором заявитель утверждает, что под вечер 16 октября у него в кабинете главы Буйнакска состоялся разговор один на один с начальником горотдела полиции Исмаилом Исрапиловым. Во время беседы о судьбе задержанных на площади в кабинет, как утверждает спикер горсобрания, вошёл экс-депутат горсобрания, брат главы Буйнакска Магомед Гамзатов.

 

«Он подошёл ко мне и, схватив меня за куртку выше локтя, в присутствии Исрапилова спросил: «Скажи мне, это ты организовал всё, что здесь творится?». Я объяснил ему, что мы, депутаты, встречаемся с избирателями города. Он высказал в мой адрес угрозу, размахивая перед лицом указательным пальцем: «Заур, вот ты увидишь, что я с тобой сделаю. Ты посмотришь, увидишь это!». Угрозу в свой адрес я воспринимаю реально…» – указывает в заявлении депутат, подчёркивая, что равным образом он опасается не только за свою жизнь и здоровье, но и своих близких. Аналогичные угрозы, сообщает Шахвердиев, Гамзатовым допускались и в адрес другого депутата – Марата Джанхаева.

Отреагировал и московский офис «ветеранов», который назначил на 20 октября заседание президиума «Партии ветеранов России» с приглашением буйнакских депутатов. (В связи с вылетом группы депутатов в Москву запланированное на 19 октября заседание горсобрания было отложено на 22 число «ЧК».)

Президиум, в работе которого (помимо дагестанской делегации из семи человек) приняли участие председатель партии Ильдар Резяпов, его заместитель – генерал-лейтенант Василий Гнездилов, Герой Советского Союза Юрий Бабанский, Герой России Рафик Ихсанов и др., выступил с заявлением (№1-10/2015 от 20 октября 2015 г.). В нём, в частности, говорится, что «ветераны» смогли 13 сентября одержать победу над командой действующего главы Буйнакска Гусейна Гамзатова, «утратившего доверие горожан и имеющего широкие родственные связи среди уже уничтоженных в ходе КТО, а также все ещё скрывающихся известных экстремистов». Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, по их мнению, был дезинформирован «отдельными недальновидными чиновниками из Управления внутренней политики Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан (далее УВП АГП «ЧК»)», лоббировавшими интересы Гамзатова. Они же совместно с газетой «Дагестанская правда» и РИА «Дагестан» ответственны за «кампанию по травле и дискредитации депутатов» собрания Буйнакска и экс-мэра города Османова. Такие действия сотрудников УВП АГП, считают «ветераны», направлены на то, чтобы вызвать конфликт между ними и главой Дагестана. Разгон буйнакских депутатов и их сторонников, произошедший 16 октября, направлен именно на это, считает президиум.

Глава РД немного удивлён результатами выборов...

«Явившиеся на встречу депутаты были цинично и жестоко на глазах у своих избирателей избиты сотрудниками полиции дубинками и сброшены с двухметровой высоты на асфальт. В результате этого 7 депутатов получили телесные повреждения различной степени тяжести. По замыслу режиссёров этой бойни наши депутаты совместно со своими избирателями, возмутившись необоснованным насилием в свой адрес, должны были вступить в драку с сотрудниками полиции. Но наши депутаты, вовремя разгадав эти преступные замыслы, сумели, несмотря на причинённые им телесные повреждения, увести с площади своих избирателей и не допустить столкновений с полицией», – утверждается в заявлении, которое завершается призывом к тесному и конструктивному взаимодействию с главой РД и утверждением о необходимости встречи Абдулатипова с членами президиума «ветеранов».

Пока же в буйнакской ситуации не поставлена точка, что, на взгляд колумниста «ЧК» (см. 4 стр. «ЧК»), несёт в себе больше пользы для горожан, чем негатива…

 

Достойные кандидаты…

 

«Зигзаг нестабильности», проходивший по Дагестану через Хасавюрт, Махачкалу, Буйнакск и Дербент, кажется, понемногу стал растворяться. В Хасавюрте 22 октября главой города стал местный предприниматель в сфере газозаправок и строительства, уроженец с. Буртунай Казбековского района Зайнудин Окмазов. За него проголосовали все 25 депутатов (100%) горсобрания Хасавюрта.

Напомним, что 23 сентября Сайгидпаша Умаханов сложил с себя полномочия главы города (и. о. главы администрации тогда был назначен Арслан Арсланов), возглавив в тот же день Собрание депутатов Хасавюрта. Фамилия экс-заведующего сектором учёта дагестанского обкома комсомола Окмазова, как наиболее вероятной кандидатуры на пост мэра Хасавюрта, была озвучена в соцсетях и СМИ лицами, близкими к Умаханову. Считается, что занятие Окмазовым должности главы города – это результат согласований кандидатур между Умахановым и первым замруководителя АГП Алексеем Гасановым. Умаханову нужны были гарантии сохранения его интересов в городе, а утверждение Окмазова (без проволочек со стороны комиссии по отбору кандидатов на должность главы города) во главе Хасавюрта – было одним из пунктов требований экс-мэра.

Как сообщил в СМИ Умаханов, Окмазов – «достойный кандидат, я думаю, что он многое сделает для города». «Я давно понял, что засиделся на этой должности, и несколько раз изъявлял желание покинуть должность, но каждый раз предыдущие руководители республики считали, что я нужен в Хасавюрте. С нынешним главой республики Рамазаном Абдулатиповым мы решили, что лучше перейти на другую должность», – прокомментировал прессе перемены в городе Умаханов.

Спикерство Сайгидпаши Умаханова в горсобрании пока не считается окончанием карьеры политика. По слухам, ему прочили должность министра труда и соцразвития Дагестана, руководство Счётной палатой РД (после утверждения туда Темирлана Шабанова этот вариант отпал) или дагестанским ОПФР. Последние волны слухов не исключают, что Умаханов может получить одну из должностей в министерстве по делам Кавказа или же дождаться создания под него структуры в исполнительной власти республики.

Слуховая среда объединила назначение Окмазова и обыски в ОПФР по Дагестану (они тоже произошли 22 октября) как символ того, что Умаханова вот-вот назначат руководить пенсионным фондом. Отметим, что у этих событий (обысков) есть две версии. Официальная версия гласит (её озвучил представитель СКР Владимир Маркин), что обыски проводятся в рамках расследования уголовных дел, возбуждённых по фактам убийств в 2010 году замначальника районного отделения ЦПЭ Шевкета Куджаева и топ-менеджера «Дагестангазсервиса» Петра Стаценко. Обыски прошли в здании ОПФР по РД, а также в домах у ряда сотрудников фонда, в том числе у и. о. руководителя ОПФР Руфины Магомедовой. (Работники отделения в беседе с корреспондентом «ЧК» высказывали опасения, что силовики могут что-то подбросить в ходе обысков, так как оперативные мероприятия проходят без понятых.)

Неофициальная версия гласит, что за силовыми действиями стоит депутат Госдумы Магомед Гаджиев, желающий расширить своё влияние в республике, причём именно в сфере финансовых институтов (ОПФР по РД, отделения Сбербанка, Минфин Дагестана и пр.).

Благодаря силам полиции ситуация в Буйнакске остаётся в центре внимания федеральных СМИ

 

Издержки вертикали

 

В менее скоростном, чем в Буйнакске (в плане гражданской активности), но в таком же иррациональном с точки зрения взаимоотношений между различными ветвями власти ключе события сейчас разворачиваются и в Каякентском районе. Вообще говоря, район стал одним из немногих, где на прошедших сентябрьских выборах партия-гегемон («Единая Россия») не только не показала доминирующие результаты, но и, набрав только 35% голосов избирателей, заметно сдала… и не конкурирующим партиям, а кандидатам-самовыдвиженцам. Отчасти, видимо, поэтому здесь сложилась практически идеальная среда для создания временных альянсов, коалиций и, что самое печальное, возможностей для сговоров, сделок и вытекающей из этого общей нервозности. 

Таким образом, в нескольких населённых пунктах наметился серьёзный раскол во взаимодействии руководства муниципального образования, глав сельских администраций и части новых народных избранников. Так, в минувший понедельник в крупнейшем селе района Каякенте 7 сельских депутатов из 15 сложили свои мандаты в знак, как они выражаются, протеста против вмешательства районных властей в процесс избрания главы села. Как утверждают опальные депутаты, в селе грубо нарушен пункт 3 ст. 36 федерального закона №131 в части порядка избрания главы МО, который должен применяться по истечении срока полномочий действующего главы села, то есть после 26 октября сего года. Депутаты настаивают, что в нарушение вышеуказанного пункта закона Собранием депутатов принято было решение о проведении конкурса по отбору кандидатур на должность главы Каякента, а порядок проведения конкурса, его условия, сведения о дате, времени и месте проведения не были опубликованы не позднее чем за 20 дней, как того требует закон. 

Стимулятором демарша также стала сессия депутатов сельского собрания, состоявшаяся 29 сентября, где помимо прочего был принят и нормативно-правовой акт о порядке делегирования депутатов в районное собрание, который также официально не был обнародован. Ну и наконец, возмущается протестный депкорпус, в нарушение сельского Устава на первой сессии председателем сельского собрания был избран действующий глава Каякента Анвар Гусейнов, не являющийся депутатом, но странным образом голосовавший за все принятые решения представительного органа.

Более того, они письменно обратились к прокурорам Каякентского района, Зубаиру Мамаеву, и республики, Рамазану Шахнавазову, с просьбой «…в интересах неопределённого круга граждан провести проверку законности принятых сельским собранием решений…». А в исковом заявлении в Каякентский районный суд истцы до принятия решения просят суд приостановить полномочия Собрания депутатов.

Поясним, что в ближайшие дни должно состояться очередное собрание депкорпуса Каякента, на повестке дня которого вопрос об избрании главы села. Отметим, что оставшиеся 8 депутатов являются весьма лояльными к Анвару Гусейнову, а он, являясь одним из основных претендентов на руководящий пост в селе, к тому же пользуется поддержкой главы района Магомедэмина Гаджиева. Отметим, конкурсная комиссия в составе шести человек (три представителя от администрации района и три – депутаты нового состава сельских собраний) будет проводить отсев кандидатов и даст двух из них на суд депутатов, которые простым голосованием решат судьбу будущего главы. Однако, казалось бы, при эквивалентной пропорции членов конкурсной комиссии её председатель – представитель главы района – фактически обладает двумя голосами, и, таким образом, принцип 4 х 3 может «сбрить» любого неугодного кандидата. Впрочем, нынешняя протестная активность части народных избранников может внести свои коррективы, тем более что аналогичная ситуация сложилась не только в Каякенте, но и в другом селе района – Сагаси Дебуке. Там демарш начался ещё раньше, мандаты сложили 8 депутатов из 18, и их иск, по нашим сведениям, находится также на рассмотрении в суде. Эстафету в ближайшее время готовы подхватить и в ряде других сёл.

 

Комментарий «ЧК»

Сейчас муниципальные выборы в Дагестане, точнее – депутатов сельских и городских собраний (предстоящие выборы в Народное собрание РД и Госдуму РФ пока не берём в расчёт) – это фактически единственная возможность избирателям сходить на участки и отдать свой голос за того или иного кандидата. Однако даже этот «последний бастион», взяв который электорат практически может влиять на формирование местной исполнительной власти, на практике представляет собой чистейшую теорию. На самом деле новая система выборов отсекла возможность всеобщего избрания глав даже небольших сёл, оставив этот процесс в лучшем случае на рассмотрение вышеупомянутых шести человек, в худшем – на их откуп. По сути, взявшее начало в 2000-х выстраивание жёсткой путинской вертикали власти спустилось на все регионы, но в Дагестане оно сейчас приобрело наиболее вредоносную форму. Как республиканский Белый дом бесцеремонно и грубо вмешивается в процедуру избрания глав районов, так же главы районов поступают до и во время избрания глав поселений. К чему приведут подобные шаги, «Черновик» скажет в будущих номерах, но уже можно заметить, что они как минимум могут разогнать качели общественного мнения. Не в пользу власти… ]§[


Справка «ЧК»

Можно ли уволить главу МО?

Согласно ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» (все региональные законы и уставы муниципалитетов содержат ссылки на него), главу муниципального образования  можно «уволить» двумя способами: 1) отрешив, согласно ст. 74 указанного ФЗ, от должности (полномочие главы субъекта РФ); 2) удалив, согласно ст. 74.1 указанного ФЗ, в отставку (полномочие представительного органа муниципального образования).

Для отрешения главы МО от должности необходимо, чтобы в судебном порядке было доказано, что он издал нормативный акт или же совершил противоправные действия. На основании судебного решения глава Дагестана в срок не менее 6 месяцев выносит решение об отрешении. Глава МО имеет право обжаловать данное решение в судебном порядке.

Удаление главы МО в отставку осуществляет представительный орган местного самоуправления либо по своей инициативе, либо по инициативе главы субъекта России. Основаниями удаления являются: нарушения мэром бюджетного и антикоррупционного законодательства, неисполнение им в течение трёх и более месяцев своих прямых обязанностей по решению вопросов местного значения, а также неудовлетворительная оценка деятельности мэра Собранием депутатов. Неудовлетворительная оценка деятельности главы МО должна быть «выставлена» депутатами дважды подряд по результатам его ежегодного отчёта. (То есть «терпеть» неугодного главу МО депутаты должны не менее двух лет.)

Обязательным в процедуре отрешения является уведомление как самого отрешаемого, так и главы субъекта России об этом. (По этому вопросу глава субъекта выражает своё мнение.) Отрешённый глава МО имеет право обжаловать «увольнение» в судебном порядке.

Номер газеты