Выборы. «Новая кровь»

Предвыборная гонка в самом разгаре. Махачкала, Буйнакск, Хасавюрт, Казбековский район и Дербент – это те муниципалитеты, где политические процессы проходят более активно и публично. Списки кандидатов в депутаты городских и районных собраний, частично обнародованные Избиркомом Дагестана, показывают не только миграцию различных политических групп из одних муниципалитетов в другие, но и формирование новой волны политиков, идущих во власть...

 

Махачкала

 

Вопрос кому быть депутатом в Махачкале, прошёл активно, остро, но за закрытой для широкой публики дверью. Обществу были названы лишь отдельные известные фамилии, а основной костяк кандидатов в депутаты остался в тени. К примеру, были озвучены такие творческие личности, как Айшат Айсаева и Мухсин Камалов, общественные деятели Тимур Гусаев и Лейла Керимова, руководители образовательных учреждений Джакай Джакаев и Елена Ельникова. Незамеченным осталось наличие в списках кандидатов от «Единой России» Сиражудина Гамидова (брат премьера Абдусамада Гамидова), Мирзы Алиева (сын владелицы т/д «Аризона» и «Миркато» Айсарат Алиевой, по некоторым данным являющейся названной сестрой главы ЧР Рамзана Кадырова), двухкратного чемпиона Европы Абдусалама Гадисова, замруководителя РИА «Дагестан» Мухтара Амирова и др.

В списках, к примеру, ЛДПР, выдвинувших кандидатов в депутаты Советского районного собрания Махачкалы, значится лидер партии в Дагестане Мадина Ибрагимова, там же фамилия зам. директора МФООО НПЦ «Подземгидроминерал» Ибрагима Гаджидадаева, видимо, вследствие конкуренции вынужденного уйти из Буйнакска в Махачкалу, и, к примеру, Курбаналиевы Исрапил и Назир (строительный бизнес). А от «Родины» по Советскому району идут гендиректор ОАО ЗЖБИ «Стройдеталь» Камалудин Магомедов, главврач ГАУ РД «Республиканский лечебно-консультативный центр косметологии» Зумруд Бучаева, исполнительный директор ООО «БиоТех» Иса Бархаев и другие…

 

Ветераны Буйнакска

 

Как прогнозировал «ЧК», предвыборная ситуация в Буйнакске обостряется. 19 июля у здания администрации города к 16:00 собрались представители Партии Ветеранов России, а также их группа поддержки в количестве 100–150 человек. Причина собрания – распространившаяся информация о том, что ТИК Буйнакска не желает принимать их документы для выдвижения в качестве кандидатов в депутаты городского собрания. (ТИК Буйнакска находится в том же здании, что и администрация города.)

Время от времени силовик превращается в политика

Как рассказывают участники этих событий, им было сказано, чтобы они принесли документы в ТИК в 9:30, но их заставили прождать там почти до конца рабочего дня. И лишь после того, как масса возмущённых людей вошла в вестибюль здания, требуя встречи с главой Буйнакска Гусейном Гамзатовым и руководителем ТИК Ахмедом Алиевым, документы были приняты. Но этой процедуре предшествовало давление на их юриста Камала Асеева, которого со слов представителей Партии Ветеранов люди главы города сначала не пропускали на регистрацию документов в ТИК, а затем отвезли на личную беседу с Гамзатовым, где он подвергся вопросам, вроде «зачем тебе это надо?» и так далее. В итоге кандидатам в депутаты пришлось сменить своего юриста.

«Мы являемся единственной партией, которая отстаивает интересы горожан и от которой есть возможность выдвигаться в местную власть. Руководители других отделений партий в городе являются работниками администрации Буйнакска, и через них нам вход закрыт. В городе масса проблем! Нет нормального водоснабжения, разбитые дороги, на улицах мусор и гуляют коровы. Те немногие парки в городе и то стараются срубить под застройку каких-то зданий, а вся зелёная зона уже распродана. В администрации нет нормальных кадровых перемен. Это всё вынуждает нас, молодёжь, идти сегодня во власть. Нынешний глава города (Гусейн Гамзатов – «ЧК») за свои два срока ничего в городе не изменил. Горожане уже устали от него и хотят видеть во власти Османа Османова (экс-глава Буйнакска – «ЧК») или любого другого, кто будет работать на благо города», – говорит представитель отделения партии в Буйнакске Марат Джанхаев. Он же просит Рамазана Абдулатипова обратить внимание на ситуацию в городе, так как прорваться к нему во время последнего визита главы Дагестана в Буйнакск и Буйнакский район не было возможности: «В зале, где была встреча Абдулатипова и общественности, согнали одних бюджетников, а простых, рядовых горожан туда не пустили. Знали, что мы будем задавать неудобные вопросы…».

Последовала реакция и представителя ДРО «Партия Ветеранов России» Шамиля Хадулаева. «Ситуация сложилась таким образом, что наша партия спутала все карты в преддверии выборов депутатов Буйнакска. Городская избирательная комиссия не хотела принимать документы со списком кандидатов в депутаты. От этой партии идут и афганцы, и дети афганцев, и просто жители Буйнакска, в основном молодые и активные ребята. Пока со скандалом люди не ворвались в здание, регистрация списка не проводилась. И только после этого ТИК приняла официально документы. После этого началась попытка уговорить Партию Ветеранов России сняться с выборов. На что последовал категорический отказ. Стали распускаться слухи типа уже договорились с руководством партии и вопрос решён, но это была ложь. Я встречался с активистами и кандидатами в депутаты горсобрания Буйнакска, где всех успокоил, сообщив, что всё идёт как положено и снимать партию с предстоящих выборов не собираемся. Думаем, ситуация будет обостряться, и нежелательно чиновникам нагнетать ажиотаж, ставя искусственные препоны, это вызовет лишь ответную реакцию», – предупреждает Хадулаев.

В свою очередь, руководитель ТИК Буйнакска Ахмед Алиев объясняет, что препоны никто не ставит. «Для регистрации у них ещё есть время, когда соберут необходимые документы, они будут зарегистрированы, а если чего-то будет не хватать, то им будет отказано в регистрации. По поводу документов – у них у самих была неопределённость с их представителем Асеевым. То он собирался сдавать документ, то не собирался, то заходил, то выходил, забирал документы и опять уходил. Почему он это делал, надо у него самого спросить. Они просто раздувают эту тему, думают, что нажатием кнопки всё решается… На данный момент никаких проблем нет, документы взяты, списки заверены, но так как они – партия, которая не имеет своего представительства ни в НС, ни в Госдуме, ни в муниципальном собрании, они обязаны собирать подписи. Они их собирают. Если всё будет в соответствии с законом, то будут зарегистрированы. Если там будет 10% брака, им будет отказано. Это определяет эксперт, представитель МВД. К примеру, отделения партий «Родина» и «Трудовая Россия» тоже собирают подписи…», – говорит Алиев.

В статье «На круги своя» («ЧК» №27 от 10.07.2015 г.) мы уже указывали, что в Буйнакске возможно столкновение разных политических команд, в одной из которых, в частности, будет экс-глава города Осман Османов. Отметим, что относительно политической поддержки Османова (он официально не является кандидатом в депутаты горсобрания) редакция «ЧК» располагает противоречивой информацией. Противоречивость заключается в том, что согласно информации, поступающей в «ЧК», поддержку (морально-организационную) новой для Буйнакска партии оказывают экс-руководитель ОПФР по Буйнакскому району Имниямин Аташев и действующий руководитель ОПФР по Буйнакскому району Наби Гаджибатыров, отношения которых довольно прохладные. Другие источники, близкие к Гаджибатырову, утверждают, что он вообще не причастен к партии ветеранов и её политической активности…

 

Семейные дела

 

В Казбековском районе в предвыборный период сформировалось несколько конкурирующих групп, каждая из которых имеет не только внушительный электоральный, но и административно-финансовый ресурс. (Напомним, что только с. Буртунай, выходцы из которого в основном составляют нынешнюю политическую элиту района, – родина 6–7 долларовых миллионеров.) Продолжительное время район в той или иной степени находится под контролем могущественной семьи Махачевых. Но после трагической гибели 19 декабря 2013 г. в ДТП в Москве вице-премьера Дагестана Гаджи Махачева этот контроль, казалось бы, сократился. Как закат влияния Махачевых воспринималась отставка два года назад главы района Абдуллы Махачева, которому не без настоятельно-требовательных просьб из Белого дома пришлось покинуть свой пост. Район, тем не менее, остался в орбите их влияния, так как его возглавил начальник местного РОВД Гаджимурад Мусаев, также являющийся человеком из близкого окружения Махачевых. (Конечно, можно было предположить, что район возглавит сын Гаджи Нухиевича – депутат НС РД Далгат Махачев, но, по данным «ЧК», он планирует связать свою судьбу с деятельностью депутата Госдумы и активно готовится к этому.)

По некоторым данным, руководящий пост в РОВД в 2009 году Мусаев  занял не без помощи семьи, и после его ухода в муниципалы в новые начальники РОВД метил лояльный Махачевым Рустам Саидов (ныне занимает пост начальника полиции). Однако министр ВД РД Абдурашид Магомедов  назначил в начальники своего человека – Алхана Халидова.

По данным источников «ЧК», смена начальника РОВД повлекла за собой правоохранительную активность, выразившуюся в проверках и выемках документов в райотделе и администрации района. Как известно «ЧК», проверки охватили период работы Абдуллы Махачева и Гаджимурада Мусаева и носят своей целью ослабить их влияние на район в предвыборный период.

Так, по некоторым данным, пока не нашедшим официального подтверждения, в отношении Абдуллы Махачева возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупных размерах»). Следователи следственной службы ФСБ считают, что он продал неким лицам газовые сети, находившиеся в собственности муниципалитета, за 14 млн рублей по поддельной «зелёнке» с целью дальнейшей их перепродажи (за более крупную сумму) в ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск».

Позиции Мусаева и соответственно Махачевых могут сильно пошатнуть и задержания, произведённые несколько дней назад в Казбековском районе. По нашим сведениям, в момент получения взятки были с поличным взяты двое сотрудников полиции – Алихан Темирханов (начальник УУР Казбековского РОВД) и Муслим Султанов. Оба считаются лояльными семье Махачевых, а Алихан к тому же племянник экс-председателя местного районного суда Наби Темирханова.

Алихан Темирханов уже являлся героем публикации «Черновика». Мы писали о нём два года назад, когда в редакцию обратился житель Дылыма Муслим Абуязидов. Он жаловался на постоянные гонения со стороны сотрудников местного РОВД, включая Темирханова. Апогеем их знакомства стало жестокое избиение Абуязидова в стенах Хасавюртовского РОВД. У него была сломана челюсть и ключица. «Там же меня под психологическим давлением заставили подписать заявление о том, что переломы я получил в результате падения. Во главе этих бесчинств стоял начальник уголовного розыска Казбековского РОВД Алихан Темирханов», – вспоминал тогда Абуязидов («ЧК» №07 от 22 февраля 2013 года). Вполне возможно, что их прямой начальник – Рустам Саидов – может быть отстранён от должности, так как УУР в его прямом подчинёнии.

Отметим, что это не последняя активность силовых структур. Так, по данным «ЧК», 22 июня сотрудниками УСБ при МВД Дагестана был задержан сотрудник полиции Гергебильского РОВД в звании полковника. На него обратили внимание после того, как в УСБ обратился гражданин с жалобой на то, что полковник под видом члена НВФ вымогал у него крупную денежную сумму. В ходе задержания, утверждают источники «ЧК», при полковнике был обнаружен незаконно хранящийся пистолет…

…На этом фоне сильно активизировался другой казбековский «тяжеловес» – Амир Азаев, который возглавлял район с 1998 по 2007 год. По сведениям «ЧК», он вполне открыто заявляет, что в предвыборной гонке опирается на спикера Народного Собрания РД Хизри Шихсаидова. Это, мягко говоря, выглядит странно, поскольку Шихсаидов прекрасно понимает, что в таком случае вступает в противоречие с главой республики Рамазаном Абдулатиповым, симпатии которого несколько на стороне Гаджимурада Мусаева. Скорее всего, подобная позиция обусловлена не столько реальными шансами возглавить район, сколько желанием создать ситуацию для политического торга и переговоров с Мусаевым.

По одним данным, он претендует на должность спикера райсобрания с перспективой возглавить Дылым. В пользу этой версии указывают следующие обстоятельства.

Дылым важен тем, что в его границах находятся земли под индивидуальную жилую застройку (планы) почти на 500 млн рублей. (Они находятся на границе с Хасавюртом, в местности Аркабаш.) Азаев, видимо, понимает, что Махачевы немного ослабли и есть риск, что их креатура, Мусаев, в связи с уголовными делами может быть вообще отстранён и поэтому форсирует события.

В этой битве районного масштаба роль МВД, как выясняется, не ограничивается проверками и возбуждением уголовных дел. В качестве вероятного кандидата в главы Казбековского района министром ВД по РД Магомедовым, а также главой Хасавюрта Сайгидпашой Умахановым активно лоббируется фигура начальника Хасавюртовского ГОВД полковника Шамиля Темиргереева (о нём чуть ниже).

По данным источников «ЧК», политические конкуренты Мусаева предполагали, что вопрос о главе района поднимется только после 13 сентября – всеобщего дня голосования, когда будет сформирован новый депутатский корпус, в котором большинство будет не про-Мусаевское (про-Махачевское). Но… Мусаев и нынешний состав депутатов совершили эффектный политический манёвр: 7 июля 2015 года депутатами райсобрания было принято решение о назначении конкурса на должность главы района на… 4 августа. Соответственно на мнение конкурсной комиссии, формируемой муниципалитетом, конкурентные силы повлиять уже не смогут… (Отметим, что группа Амира Азаева подала в Казбековский районный суд иск о признании недействительным решения райсобрания от 7 июля…)

 

Хасавюрт

 

Лоббирование кандидатуры Шамиля Темиргереева на должность главы района, как предполагается, должно быть неким трамплинчиком, который позволит Сайгидпаше Умаханову безболезненно оставить Хасавюрт и вернуться в родной район (Умаханов – уроженец с. Буртунай Казбековского района). Сам он, как говорят осведомлённые источники «ЧК», возглавлять район не планирует – в будущем кресло муниципала может занять один из его старших сыновей.

Уход Умаханова из активной политики и с должности главы Хасавюрта – это следствие не только давления со стороны Махачкалы и Грозного, но и понимания общественных настроений в этом крупном экономическом центре Северного Дагестана, всё больше и больше критически относящихся к главе города. Однако уход, судя по той информации, что располагает «ЧК», вовсе не похож на бегство, а обдуманный шаг, где передача района семье Умахановых – это не единственная гарантия. Второй гарантией безопасного ухода для Умаханова называют объединение Хасавюрта и Хасавюртовского района в один муниципалитет, возглавить который должен… нынешний глава района Джамбулат Салавов! Для Салавова нынешняя политическая обстановка складывается удачно, потому что с его назначением одномоментно решается блок вопросов. С учётом того, что Салавов наполовину кумык, наполовину аварец (мать из с. Буртунай), то в некоторой степени спадает политическое напряжение на равнине (кумыкский вопрос), а сам город считается отчасти сохранившимся за буртунайцами. Вопрос о чеченском факторе в Хасавюрте (известно, что главой этого города наши соседи хотели видеть олимпионика Бувайсара Сайтиева) также отпадает, хоть Салавов и включён (вместе с Сагидом Муртазалиевым) в орбиту влияния Рамзана Кадырова.

Джамбулат Салавов оказался фактором стабильности на севере Дагестана...

 

P. S. В грядущих выборах депутатов районных собраний есть одна заложенная руководством Дагестана закономерность: в муниципальную власть не должны пройти команды! Пусть проходят молодёжные лидеры, женщины, представители бизнеса, отдельные брутальные политики. Пусть! По одиночке, разрозненные, хоть и находясь в рамках одной партии, они уже не смогут отстаивать интересы местных политических команд и будут идти в фарватере «вертикали власти», заданной сверху. Для построения такой конструкции, вы удивитесь, не нужно нарушать закон и активно применять административный ресурс – нужно лишь соблюдать устав партии власти и провести выборы с ожидаемым результатом в 75% для партии власти. С учётом того, что количество депутатов во многих городских и районных собраниях не превышает 21 человека, то можно уже сказать, что 3/4 собраний будет состоять из разрозненных членов «Единой России», а оставшаяся 1/3 – из тех, кому повезёт больше. Такие собрания, в которых депутаты не будут способны вступить в сговор (в части распределения бюджета или же отстаивания принципиальных политических вопросов), уже не смогут диктовать республиканскому центру свои условия, как это было в прошлом и как это мы могли видеть на примере Дербента, Дербентского района, где-то совсем недавней Махачкалы. Управляемость повышается, вот только даст ли это позитивный результат?.. 

Номер газеты