Всё по плану…

Вчера, 21 июля, ДРО ПП «Народ против коррупции» (НПК) официально заявило о том, что снимает своих кандидатов в депутаты Народного собрания РД, фактически обвинив в оказываемом на них административном давлении главу Дагестана Рамазана Абдулатипова. Чуть позже официальное заявление о давлении на своих кандидатов со стороны представителей республиканской и местных властей сделала партия «Родина»…

Ещё за несколько дней до объявления о снятии НПК с предвыборной прямой представители этой партии заявляли, что намерены идти на выборы до победного конца, а также грозились, что все голоса, которые отдадут за них избиратели, не останутся неучтёнными. Ещё 18 июля на собрании сторонник НПК – экс-секретарь Совбеза Дагестана Ахмеднаби Магдигаджиев предупреждал однопартийцев, что «в республике есть определённые силы и люди, которые хотели бы любым путём опорочить новую партию, которую мы с вами представляем сегодня, будут искать любые компрометирующие сведения о каждом из нас, эта работа уже началась и будет далее продолжаться», а лидер НПК Магомедхабиб Тажудинов заявлял, что партия, несмотря на давление, двигается вперёд.

Но к 20 июля давление на НПК значительно усилилось: несколько кандидатов в депутаты НС РД написали заявления об исключении их из списка кандидатов.

Это вызвало возмущение как партийцев, так и их сторонников, и 20 июля было объявлено, что сторонники НПК готовы начать массовые акции протеста в поддержку своих кандидатов в депутаты. В своём обращении сторонники НПК раскрывали и механизм оказываемого на их кандидатов административного давления: с кандидатами беседовали главы муниципальных образований или их заместители, руководители отдельных министерств и ведомств. «Требуют (от кандидатов) уйти по собственному желанию с работы, угрожают физической расправой, давят на родных и близких, принуждают писать заявления о выходе из НПК и снятии своей кандидатуры с выборов. Напоминаем каждому главе муниципального образования республики о персональной ответственности, которую они несут перед дагестанским народом и российским законом за возможные противоправные действия в отношении кандидатов от  партии НПК. Видя многочисленные противоправные и антиконституционные действия, применяемые против НПК, мы ещё больше уверились в том, что партия находится на верном пути и пользуется реальной поддержкой дагестанцев», – указывали в своём обращении сторонники НПК и обещали писать на имя президента страны Владимира Путина, в Центризбирком Элле Памфиловой, полпреду президента РФ в СКФО Сергею Меликову, в Следственный комитет, ФСБ, МВД и Генпрокуратуру…

 

Мудрая воля…

 

Об этом представители партии планировали рассказать на своей пресс-конференции, назначенной на 21 июля, в редакции газеты «Новое дело». Однако утром 21 июля, примерно в 6:00, на официальной страничке НПК в соцсети Facebook появилось заявление партии, в котором говорилось о том, что «представители и кандидаты партии «Народ против коррупции» столкнулись с повсеместным проявлением административного давления, которое, по нашему мнению, возможно только по согласованию с главой РД (Рамазаном Абдулатиповым), что он неоднократно демонстрировал, в том числе и в своих публичных выступлениях». В заявлении указывалось, что методы борьбы (с НПК) «дошли и до силовых факторов». Учитывая это и несмотря на «эмоции и дагестанский темперамент», побуждавший предпринять ответные меры, «мы, трезво всё взвесив, посоветовавшись с нашими лидерами, решили, что в таких вопросах нельзя использовать народ как инструмент давления», партия решила сняться с выборов в Народное собрание РД…

(Полностью текст заявления ДРО ПП «Народ против коррупции» читайте на сайте «Черновика» в новости «Дагестанский список НПК снялся с выборов» «ЧК».)

По имеющимся у «Черновика» данным, в акциях протеста НПК планировала задействовать несколько десятков тысяч человек…

Роберт Курбанов уполномочен заявить...

На пресс-конференции (к чести представителей НПК, её не отменили) пресс-секретарь партии Роберт Курбанов, насколько ему позволяли полномочия, рассказал о сложившейся ситуации. Он, в частности, заявил, что хоть НПК и снимается с выборов в НС РД, но своих кандидатов в депутаты Госдумы (Залимхан Валиев, Сажид Сажидов и Руслан Гереев) поддержит.

Говоря о давлении на кандидатов, Курбанов сказал: «Это не просто слова, есть обращения наших кандидатов, есть объяснительные. В одном из них, к примеру, наш кандидат пишет, что снимает свою кандидатуру в связи с давлением министра природных ресурсов и экологии Набиюллы Карачаева… Другого кандидата, проживающего в Хасавюрте, вызвали в Хасавюртовский РОВД и «убедительно» попросили снять свою кандидатуру… И это только малая часть давления на кандидатов и членов партии. Давление происходит повсеместно, по всему Дагестану. Подключены и силовой блок, административный и прочие рычаги».

Курбанов заявил, что кандидаты НПК намерены были вести борьбу строго в рамках закона, но раз в отношении них применяются неправовые методы, то нет смысла принимать участие в этих процессах. Официальных заявлений в ИК РД с просьбой снять список с выборов, а также обращений в правоохранительные органы по факту давления на членов НПК пока не было. «Готовятся отдельные обращения» – сообщил Курбанов.

На вопрос, кем было принято решение о снятии партии с выборов, а также кто эти старшие товарищи, с которыми советовалось руководство НПК (на них они ссылаются в своём обращении, а также экс-имам Казбековского района Казим Темирбулатов), Курбанов ответил, что думает, что это лидер НПК Магомедхабиб Тажудинов и штаб партии. На вопрос, кто конкретно в него входит и согласовывался ли этот вопрос с кандидатами в депутаты НС РД от этой партии и другими членами НПК, ясного  ответа не последовало. Как и на вопрос о том, почему на данную пресс-конференцию не пришёл сам Тажудинов, а также другие лидеры списка кандидатов.

Модератор мероприятия – спецкорреспондент «Нового дела» Магомед Абдурашидов заметил, что когда пресс-конференция планировалась, то в числе её участников были Тажудинов, активист НПК Магомедрасул Омаров и Ахмед Ацаев (последний – сын покойного тарикатского шейха Саида Афанди Чиркейского, кандидат в НС РД от НПК в Кизилюртовском районе). Курбанов не подтвердил эту информацию. Также отрицательно – «я не располагаю такой информацией» – он ответил на вопрос о том, были ли угрозы или же какие-то моменты административного давления в адрес Ацаева.

Представитель «Эхо Москвы – Махачкала» Расул Кадиев задал риторический вопрос о том, подано ли заявление в прокуратуру республики, так как давление на партию, чтобы она снялась с выборов – это уголовно наказуемое деяние и прокуратура по итогам даже пресс-конференции обязана возбудить соответствующее уголовное дело. Участники пресс-конференции сошлись во мнении, что, скорее всего, прокуратура не знает этой нормы закона и вряд ли интересуется новостями, в которых сообщается о признаках преступлений. «Им сейчас не до этого…», – резюмировали представители СМИ…

Об административном давлении на членов партии и кандидатов в депутаты НС РД заявили и представители партии «Родина». 21 июля они разместили на своём сайте официальное заявление по этому поводу.

В обращении «Родины» говорится, что жалобы от кандидатов в депутаты на административное давление поступают чуть ли не с момента официальной регистрации «Родины» как участника выборов в НС РД. «Люди жалуются на воздействие со стороны работников администраций городов и районов. Требованием недобросовестных чиновников является снятие кандидатур представителей партии с сентябрьских выборов в Госдуму и Народное собрание РД. По словам кандидатов, им угрожают увольнениями. Один из кандидатов сообщил о давлении на его родителей. Кроме того, сообщается о случаях, когда работники администрации приходят домой и предлагают деньги за снятие кандидатуры. По информации из избирательного штаба дагестанского отделения партии «Родина», свои кандидатуры с выборов сняли четыре кандидата, которые всерьёз обеспокоены угрозами в свой адрес. Некоторые из них намерены обратиться с заявлениями об угрозах», – сообщает штаб «Родины» и так же, как НПК, заявляет о намерениях жаловаться Путину, Памфиловой, Меликову и в силовые структуры…

Отметим, что к моменту подписания газеты в печать, «Черновику» стало известно о шести выбывших кандидатах. Как говорят источники газеты в «Родине», полностью выбыла группа кандидатов от Гергебильского района, с которыми активно поработал один из заместителей главы администрации этого МО. «Он звонил к кандидатам и их родителям домой, а с одной из них даже пришёл в Избирком писать заявление о том, что она снимается с выборов…», – рассказывают в «Родине».

По данным из различных источников, перед руководством городов и районов, а также министерствами и ведомствами (их руководители являются неофициальными кураторами своих родных муниципалитетов) была поставлена задача оказать влияние на внесистемные партии, выдвинувшие своих кандидатов в депутаты НС РД. В числе внесистемных партий оказались на данный момент НПК и «Родина».

Гергебильский район возглавляет Рамазан Малачилов, а третьим номером в списке кандидатов в депутаты НС РД от «Единой России» идёт его родной брат – Хайбула Малачилов. В то же время известно, что неофициальным куратором этого района является министр по физической культуре и спорту Дагестана Магомед (Большой Махач) Магомедов. (В частности, он, как говорят источники в НПК, пытался вывести из предвыборной гонки главного тренера сборной России по вольной борьбе Сажида Сажидова, чья кандидатура поддерживается НПК.)

Ещё один из тех, кто готов говорить о воздействии на него административного ресурса – кандидат от партии «Родина», выдвигающийся в НС РД от Избербаша, Гасбан Алибеков. По его словам, серьёзное давление не только на список кандидатов в депутаты НС РД от «Родины», но и бюджетников Избербаша началось примерно месяц назад. В частности, в администрации города были собраны директора школ, заведующие детских садиков, представители других бюджетных учреждений, которым было заявлено, что если увидят их или их родственников рядом с избирательным штабом «Родины», то последует немедленное увольнение! А один из кандидатов в депутаты НС РД был вынужден снять свою кандидатуру из-за давления на его близких родственников…

Алибеков также предоставил в распоряжение редакции видеозаписи того, как некие лица срезают баннер «Родины» со здания избирательного штаба. «Это уже не в первый раз такое делается. Мы собираемся обратиться в правоохранительные структуры по этому поводу», – говорит Алибеков. Другие баннеры партии, висевшие в разных районах Избербаша, пришлось снять, так как владельцев рекламных щитов об этом убедительно попросили некие лица, не желавшие видеть иную партийную атрибутику.

Честные выборы – понятие относительное

 

Списки кандидатов

 

Уход с предвыборной гонки партии с громким названием «Народ против коррупции», в списках которой были в меру амбициозные общественные деятели, выходцы как из бизнеса, так и силовых структур, резко изменил расклад сил. Если раньше можно было наблюдать в числе участников политической борьбы три крупные силы: партии власти («Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия»), НПК и «Родина», то теперь их две. И кому достанется электорат НПК, пока неясно, но, как предполагают эксперты, скорее всего большая часть его перей-дёт к «Родине», как к партии, хоть и не заявляющей о себе как оппозиционной, но способной сконцентрировать вокруг себя массовый протестный электорат. Также отметим, что снятие НПК с выборов совпало с визитом в Дагестан полпреда президента РФ в СКФО Сергея Меликова. Выступил ли он арбитром между командой главы РД и командой НПК (широкое понятие, включающее в себя и представителей официального духовенства) в этом вопросе, пока неясно, но, судя по расстроенным комментариям в соцсетях близких к НПК лиц, обошлось без компенсаций.

Пока же в НС РД идут 15 (без НПК) партий, обзор которых показывает, что руководство Дагестана, участвуя в формировании парламента республики, придерживается следующих принципиальных позиций:

– основных партий в НС РД должно быть не больше трёх: «Единая Россия», КПРФ и «Справедливая Россия». Между ними должны быть распределены основные депутатские мандаты, из которых примерно 70–75 должны быть за партией власти;

– в парламенте могут быть представлены и малые партии – один-два мандата. Вполне может быть, что ими окажутся представители «Партии Роста» и «Патриотов России»;

– персональный состав парламента будет обновлён на 50%, но, как это видно из расклада сил, с полным сохранением статуса-кво в НС РД политических групп и кланов, не входящих в конфликт с руководством РД.

Отметим, что по некоторым сведениям проходной билет для основной массы кандидатов в НС РД стоил от 15 до 30 млн рублей, поэтому следует ожидать яростной схватки за мандат с внесистемными кандидатами.

Как показывает поверхностный анализ списка кандидатов, нынешнее руководство республики сохранит свои позиции, правда, без Абдусамада Гамидова. Он не включён в список кандидатов в НС РД от «Единой России», в отличие от Абдулатипова, спикера НС РД Хизри Шихсаидова, сенатора Сулеймана Керимова и директора ТФОМС Магомеда Сулейманова. Ирония судьбы – именно на борьбу с последним, во имя союза с Абдулатиповым, Гамидов потратил много сил, но… Не исключено, что или ближе к сентябрю или сразу после выборов премьер-министр уйдёт в отставку. Отметим, что позиции мекегинского клана в НС РД должен будет представлять родной брат премьер-министра – Сиражутдин Гамидов.

Нахождение в списке экс-вице-премьера Ризвана Газимагомедова (кандидат от «Единой России» в Ахвахском районе) тоже косвенно указывает на скорые перемены в исполнительной власти РД. Газимагомедов планировал идти в НС РД от «Родины», но, видимо, получил предложение, от которого трудно было отказаться. Вполне возможно, что он потеснит с должности министра транспорта, энергетики и связи РД склонного к самостоятельным решениям Сайгидпашу Умаханова. Отчасти о том, что Умаханов выберет более спокойный образ жизни, свидетельствует и то, что список кандидатов «Единой России» от Казбековского района возглавил его брат Мухтарпаша Умаханов, а список кандидатов в депутаты от КПРФ в Хасавюрте – его сын Якуб Умаханов. Он должен будет разделить голоса хасавюртовцев  между собой и кандидатом-единороссом – тренером сборной команды России по вольной борьбе Хаджимурадом Магомедовым.

В Сергокалинском районе список кандидатов-единороссов возглавляет сын прокурора Дагестана Артур Шахнавазов, в Тляратинском районе первым идёт руководитель ФКУ «ГБМСЭ по РД» Магомед Махачев и экс-начальник УФМС РФ по РД, брат главы РД, Раджаб Абдулатипов. В Дагогнях список кандидатов возглавил экс-министр Сефер Алиев.

Интересный список и в Шамильском районе. От него в НС РД первым идёт глава района – Магомед Асиятилов. Там же Асиятилова подстраховывает, идя по спискам КПРФ, его родственник – Али Асиятилов. Вполне возможно, что Магомед Асиятилов останется в НС РД. В списке на третьей (то есть на не проходной) позиции находится депутат НС РД, руководитель ДФ ОАО «Россельхозбанк» Гитиномагомед Гаджимагомедов… Сын и брат банкира идут в НС РД от партии «Родина» от Тарумовского района.

Судя по нахождению Магомеда Сулейманова в общереспубликанском списке кандидатов, конфликта между сторонниками экс-мэра Махачкалы Саида Амирова и командой Моряка (прозвище Сулейманова), к счастью, не будет. Там список возглавил племянник Амирова, депутат Госдумы Магомедкади Гасанов.

Депутат горсобрания Махачкалы, известный борец Абдусалам Гадисов замыкает список кандидатов от Буйнакска. (Первой идет Зумруд Бучаева, дочка председателя Дагестанского рескома профсоюзов Камиля Бучаева.) Якобы конкурировать с ней будет справедливоросс Исламудин Нургудаев. Он, близкий к министру здравоохранения РД человек, должен будет взять один из двух мандатов Буйнакска.

Во главе списка чародинских единороссов Магомед Садулаев, а в числе тех, кто имел высокие шансы пройти в НС РД от дербентской городской региональной группы №2, Павел Мишиев, но он отказался от участия в выборах… ]§[


Курбанов предоставил в распоряжение СМИ несколько заявлений тех членов НПК, кто испытал на себе административное давление и снялся с выборов. Вот фрагменты из них:

«Написал заявление об отзыве своей кандидатуры кандидата в депутаты под влиянием уговоров моих товарищей и работника уголовного розыска – начальника уголовного розыска (Хасавюртовского РОВД) Марата. Угроз и физического давления на меня не оказывалось, но, поддавшись настоятельным советам присутствовавших друзей, я решил подписать предложенную мне тут же форму заявления» (объяснительная Артура Арбулиева от 20 июля 2016 г., Хасавюрт).

«После того, как партия НПК передала в избирком РД утверждённый список кандидатов в депутаты НС РД для регистрации, меня к себе вызвал министр Набиюлла Карачаев… И сказал, чтобы я выбирал: или ты уходишь с работы или из партии. Так как я не имею другого источника дохода (заявитель – работник министерства природных ресурсов и экологии РД), мне пришлось написать заявление об уходе из числа кандидатов» (объяснительная Омара Омарова от 20 июля 2016 г., Каспийск).

«18 июля 2016 года стали поступать звонки в адрес родственников с требованием, чтобы я снял кандидатуру от партии НПК, говоря, что эта партия против Абдулатипова. В противном случае будут наказаны мои братья, сёстры и близкие мне люди путём увольнения с работы. Также поступают звонки, приходят домой к моим родителям с требованием снять мою кандидатуру, пугают их, что меня посадят. Натравят на меня правоохранительные органы… Знают, что мои родители инвалиды, а у матери на днях умерли сестра и двоюродный брат, таким образом доводят моих родителей до тяжёлого стресса. Глава Тляратинского района (Раджаб Раджабов, племянник главы РД «ЧК») непосредственно отправляет домой к родителям и ко мне людей как в городе, так и в горах. 19 июля 2016 г. от имени главы района подошли директор Цумилухской СОШ и человек, представившийся директором другой СОШ. Они требовали от моей жены и брата, чтобы я снял кандидатуру. С администрации президента (им. в виду главы РД – «ЧК») также на работу приходили люди с требованием, чтобы довести до меня (информацию, что я должен) снять кандидатуру» (Сайгидахмед Алиев, Махачкала).

 

Номер газеты