Вредные мифы Махачкалы

В Махачкале два дня (8 и 9 декабря) бастовали водители маршруток. Они требовали от властей города поднять цену на проезд с 14 до 17 рублей, аргументируя это ростом цен на ГСМ, запчасти и продукты питания. «Чем нам кормить свои семьи?!» – риторически спрашивали они у прессы, возмущённых махачкалинцев и представителей республиканской и местной власти, отказываясь перевозить людей из одного конца Махачкалы в другой. Город встал...

Наверное, это было впервые, чтобы забастовка маршутчиков длилась два дня подряд. Наверное, впервые их требования не были сразу же удовлетворены. Но впервые точно этот вопрос был поднят на уровень республиканской власти и получил политическую окраску. Требование увеличить стоимость проезда наткнулось на решительное «этого не будет» главы РД Рамазана Абдулатипова. Муниципальным властям, в частности и. о. главы Махачкалы Магомеду Сулейманову, пришлось с этим смириться и делать всё, чтобы если не решить проблему городского транспортного хозяйства, то хотя бы отсрочить её.

Автобус для городских маршрутов  (ГАЗ)

 

«По-братски!..»

 

Начиная с 26 ноября – дня, когда Абдулатипов в прямом эфире потребовал не торопиться с ростом цен на проезд в маршрутках, в махачкалинской администрации постоянно шли совещания и переговоры по этому вопросу. На одном из них 5 декабря в присутствии руководителей МУП «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», которым водители маршруток формально подчиняются, Сулейманов сказал следующее: «В вопросе повышения тарифов на проезд понятна позиция водителей, но нельзя пренебрегать мнением горожан, для многих из которых увеличение стоимости проезда может быть болезненным. Кроме того, качество предоставляемых услуг оставляет желать лучшего, что вызывает справедливое негодование. Это вопрос политический, он находится на контроле у главы республики. Администрация Махачкалы не давала распоряжения о повышении тарифа, поэтому до конца года стоимость проезда останется неизменной – 14 рублей».

Такая позиция властей водителей маршруток не устроила. «А что тянуть?!» – снова раздался их риторический вопрос, и 8 декабря город встал. Практически всё взрослое население, спешащее на работу или учёбу, стояло вдоль дорог, надеясь на редкий троллейбус или такси. Последние, воспользовавшись моментом, тут же взвинтили цены на проезд, показав свой «высокий» моральный уровень. (Если в первый день забастовки маршрутчиков цена на такси была в два-три раза выше обычного тарифа, то на второй день таксисты предлагали проехать до точки за 100 рублей за место.) В «противовес» таксистам в дагестанском сегменте Интернета появились призывы ко всем, у кого есть личный транспорт, подвозить горожан. Многие автолюбители так и сделали, но горожане, явно не привыкшие к такому, пугались, когда рядом с ними останавливалась машина, а из салона доносилось: «Садитесь, пожалуйста, довезу бесплатно»...

В этот же вечер (8 декабря) в зале администрации Махачкалы Сулейманов снова встретился с руководством МУПов, водителями маршруток и их бригадирами. Он довольно долго уговаривал их не торопиться, не совершать резкого повышения цен, подготовить к этому горожан, отложить вопрос с ценой до 25 декабря. «По-братски прошу не совершать резких остановок, не останавливать город», – говорил Сулейманов и, казалось, убедил их. Но в последний момент водители передумали и поначалу отказались с этим соглашаться.

Они даже не хотели покидать зал администрации, но затем, убеждаемые своими бригадирами, покинули его. На прямой вопрос прессы к водителям: «Будете 9 декабря работать?» – никто не дал однозначного ответа. 9 декабря Махачкала снова стояла, но по городу уже курсировали единицы маршруток, решившие подождать до 25 декабря и не злить власти столицы.

А власти, судя по тому, что вечером 9 декабря написал заявление об уходе начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ администрации Махачкалы Андрей Гусейнов, были уже готовы рвать и метать. Фактическое увольнение Гусейнова было объяснено тем, что он первым озвучил в администрации Махачкалы желание маршрутчиков поднять стоимость проезда, но, несмотря на требование Сулейманова «подойти к этому вопросу аккуратно», по-сути, «дезинформировал журналистов и водителей, заявив, что Сулейманов уже принял решение о повышении тарифа с 1 декабря с 14 до 17 рублей и с 20:00 часов – 20 рублей».

Уже 10 декабря водители маршруток продолжали работать в прежнем режиме, с нетерпением ожидая 25 декабря...

ГАЗ-225000 («газель»-такси с высокой крышей)

 

Мифология маршрутки

 

Вокруг работы общественного транспорта Махачкалы много мифов. Постараемся развеять основные из них.

Миф 1. Общественный транспорт убыточен. Несмотря на то что официальные данные как бы подтверждают убыточность МУП «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», поверхностные расчёты показывают, что это не так. Оборот денег в этой отрасли составляет (в зависимости от критериев подсчёта) от 3 до 7 млрд рублей в год. Для сравнения: прогнозируемая расходная часть бюджета Махачкалы на 2015 год составляет – 3 млрд рублей. Конечно, реальная прибыль владельцев маршрутов и обоих МУПов остаётся неизвестной, но, как можно предполагать, она немаленькая. Один подсчёт доходов, получаемых МУП с путевых листов (его стоимость – 3 100 руб. в месяц), подтверждает это. Официальное количество маршруток в Махачкале – 2 290 единиц. Неофициальное количество – 5 000 машин. Возьмём среднее их число – 3 645 маршруток – и помножим на стоимость путевых листов, а полученный результат – на число месяцев в году (3 645 х 3 100 х 12). Видно, что только на путевых листах город должен был зарабатывать 135,594 млн рублей в год.

Миф 2. Маршрутчик получает мало. Это тоже не так. Он получает НОРМАЛЬНО, соответственно своей квалификации. Крутить баранку и надеяться стать за ней миллионером – это быть в плену собственных амбиций и заблуждений. По подсчётам «ЧК» (см. «ЧК» №46 от 21 ноября 2014 года, статью «Санкционированный шантаж»), доход маршрутчика при оплате 14 рублей за место колеблется в пределах 20–25 тысяч рублей в месяц (это «чистыми», с вычетом расходов на ГСМ и ремонт). Вполне приличная зарплата, если учесть, что многие их пассажиры, у которых тоже есть семьи, зарабатывают не больше 10–15 тыс. рублей в месяц (учителя, медперсонал, продавцы на рынках, студенты и пенсионеры). Повышение оплаты с 14 до 17 рублей приведёт к тому, что  мы получим рост доходов водителей маршрутки до 31 824 рублей в месяц. Это в республике, где среднемесячная номинальная зарплата махачкалинца равна 24 600 руб.  Для сравнения: средняя зарплата работников образования (по данным на конец августа этого года) равна 15 782 рублям, а работников здравоохранения – 18 118 рублям. Близкими по доходам к водителям маршруток, если верить госстатистике, окажутся работники сферы госуправления со средним ежемесячным доходом в размере 36 870 рублей.

Миф 3. Ситуацию спасёт введение автобусного движения. Этот миф наиболее вредный из всех перечисленных, потому что лишь питает надежду на разрешение проблемы, но её никак не решает. Надо понимать, в каком состоянии находится система общественного транспорта Махачкалы. Никто не будет спорить, что её фактически нет, а то, что мы видим в лице МУПов, это, по сути, теневые структуры, не способные к саморазвитию. В Махачкале необходимо провести целое исследование, чтобы по-новому, с учётом реалий, определить места остановок, периодичность движения различных видов общественного транспорта, их график работы. Без такой планомерной работы, рассчитанной на 3–4 года, ситуацию в столице не исправить!

Что делать?

 

Во II Рейтинге эффективности управления в субъектах РФ, составленном АПЭК, одной из причин резкого падения позиций Абдулатипова значится плохое развитие ЖКХ и транспорта. Можно даже сказать, что рейтинг главы РД напрямую зависит от того, какое в Махачкале движение общественного транспорта и как долго горожане стоят в пробках...

Сейчас же ясно одно: повышение цен до 17 рублей не снимает проблему. В следующем году при таком шантаже властям снова придётся идти на попятную и снова соглашаться с ростом цены на проезд. Аппетиты надо умерить! Причём всем. Да, рост цен – вещь объективная. Но и их можно поднять для населения безболезненно.

Как это сделать? Поднять стоимость проезда в дневное время только до 15 рублей, одновременно с этим ввести «ночной тариф» стоимостью 20 рублей. В этом случае средняя стоимость проезда будет составлять 17,5 рублей с человека. Важно, чтобы «ночной тариф» начинал действовать не с 20:00, а с 20:30. К половине девятого вечера большинство социально незащищённого населения (бюджетники, пенсионеры, школьники и студенты) уже будет дома. Оставшийся контингент с удовольствием заплатит 20 рублей за маршрутку, чем большую сумму за такси. Не менее важным является требование к маршутчикам заканчивать свой рабочий день не когда им вздумается, а хотя бы в 23:30. (Кстати, введение «ночного тарифа» постепенно приведёт к дневным и ночным сменам водителей, что должно существенно снизить нагрузку на дороги.)

Администрации Махачкалы и правительству РД пора отказаться от иллюзий, что ситуацию спасут автобусы. Власти предполагают, что закупка 60 автобусов позволит пассажирам не зависеть от воли маршрутчиков и сохранять стабильное транспортное обеспечение города. Это заблуждение! 60 автобусов никогда не смогут заменить две тысячи маршруток (а по более точным неофициальным данным, их пять тысяч). В нынешних условиях городского хозяйства, они только усугубят ситуацию: не смогут перемещаться по графику, останавливаться только на остановках (нет ни соответствующей культуры, ни объективной возможности), будут часто ломаться и, ввиду своей дороговизны, подолгу стоять в гараже.

А автобусы, на самом деле, правительство РД намерено закупить дорогие. Согласно конкурсной документации, размещённой на сайте госзакупок Комитетом по госзакупкам РД, планируется закупить 60 автобусов, потратив на них почти полмиллиарда рублей (439 млн 993 тыс. 839 рублей)! Таким образом, один автобус для Махачкалы, вмещающий 24 пассажира, обойдётся в 7,3 миллиона бюджетных рублей. На эти деньги куда полезней было бы закупить те же «газели» или их иностранные аналоги. К примеру, новенький микроавтобус ГАЗ-225000 («газель»-такси с высокой крышей), вмещающий 14 пассажиров, с газобаллонным оборудованием стоит 821 тыс. рублей. Газовский автобус для междугородних маршрутов и автобус для городских маршрутов того же производителя стоят, соответственно, 1,13 млн рублей и 1,1 млн рублей. Оба варианта вмещают в себя по 18 пассажиров. А если денег (при дефицитном бюджете) вовсе некуда девать, то можно купить маршрутки «мерседес» (Sprinter Classic Bus 411 CDI), вмещающие по 20 пассажиров и стоящие по 1,5 млн рублей каждая.

В нынешних условиях властям Махачкалы нужно действовать по тем правилам, которые существуют в транспортном хозяйстве города, то есть иметь много своих машин на стратегических линиях, которые, в случае бунта маршрутчиков, сохранят транспортное обеспечение столицы. Кстати, самой крупной во всём СКФО!

Несложный подсчёт показывает, что на 439,993 млн рублей можно купить 530 «газелей»-такси (ГАЗ-225000) или около 400 автобусов для городских или междугородних маршрутов. Такое количество транспорта позволит реальным образом надавить на несговорчивых водителей «газелей» и устанавливать справедливую, устраивающую и город, и водителей, и рядового пассажира цену.

 

От МУП к ОАО

 

Махачкале нужна по-настоящему своя траспортная организация, которая наравне с существующими структурами будет влиять на рынок перевозок пассажиров. Необходимо создать новое ОАО (ему можно будет передать новый парк авто), которое будет заниматься (наряду с уже действующими структурами и водителями) перевозкой пассажиров. Важно, чтобы в этом ОАО власти Дагестана и Махачкалы участвовали на равных (50% на 50%). Эта мера позволит не только создать альтернативу существующей системе транспортного обеспечения, но и новые рабочие места, а также  прозрачную транспортную компанию, на которую будут вынуждены равняться остальные. Не говоря уже о полном финансовом контроле тех денежных потоков, которые крутятся в этой сфере.

Номер газеты