[ Правовой анахронизм ]

Об отдельных аспектах применения законодательства в части досрочного прекращения полномочий депутатов парламента субъекта России.

Вопрос о том, лишается ли депутат Народного собрания Дагестана своего мандата (полномочий) или нет, мы со страниц «Черновика» поднимаем регулярно. В частности, когда мы рассказывали о ситуации, сложившейся вокруг взаимоотношений фракции в НС РД «Справедливая Россия» и одноимённой партии, мы считали, да и продолжаем считать, что лишённый членства в партии депутат должен лишаться своего кресла народного представителя.

На прошлой неделе мы получили из Избиркома Дагестана материал для публикации, в котором довольно подробно, со ссылками на нормативно-правовые акты и решения Конституционного суда России расписывается мнение, что депутат, изгнанный из партии, сохраняет свой статус… Мы приводим материал Избиркома без изменений, чтобы читатели сами смогли оценить уровень аргументации. Скажем сразу, доводы, приводимые Избиркомом, убедительные. Однако отметим, что Конституционный суд сделал выводы лишь в тех рамках, в которых мог: его задача, проанализировав имеющуюся законодательную базу, вынести решение, исходя из тех норм, что есть. На наш взгляд, в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» есть правовой пробел. Российский законодатель просто не учёл в своё время такую ситуацию, при которой избранный по партийным спискам и входящий во фракцию заксобрания депутат может быть в последующем исключён из партии. Получается нестыковка: фракция в заксобрании не может исключить из своих рядов депутата, партия, лишив депутата партпринадлежности, не может влиять на него. А избиратель, на мнение которого в конечном итоге опирается Конституционный суд, и подавно не может ничего с депутатом поделать. Партия, к примеру, те же «справедливые», может всех своих представителей в НС РД лишить членства в своей парторганизации, но… по закону изгнанные из партии депутаты будут считаться фракцией «справедливых». Главным в действующей редакции указанного закона остаётся, как бы это парадоксально ни звучало, мнение самого депутата. Уверены, что данный пробел в законе в ближайшее время будет исправлен… Ну а пока будем руководствоваться правовыми анахронизмами.


 

 

Избирком Дагестана: исключённый из партии депутат НС РД мандат не теряет...

 

В последнее время в республиканских средствах массовой информации идёт обсуждение вопроса о возможности досрочного прекращения полномочий депутатов Народного Собрания РД, избранных в составе списков кандидатов, выдвинутых Региональным отделением политической партии «Справедливая Россия» в Республике Дагестан, в случае их исключения из партии.

В частности, в публикации под заголовком «Президент у черты» газета «Черновик» (№26 от 6 июля 2012 г. – «ЧК») информирует своих читателей следующим образом: «Отвечая на вопросы журналистов, Гаджимурад Омаров и Руслан Расулов сообщили, что исключение из партии Камила Давдиева и Мурада Гаджиева означает для них лишение депутатских полномочий». Освещая эту же тему, еженедельник «Новое дело» (№26 от 6 июля 2012 г.– «ЧК») в материале «Справедливое решение» указывает: «Тем временем эксперты небезосновательно считают, что Давдиев и Гаджиев могут остаться и без депутатских мандатов, так как статьи федерального и республиканского законов о выборах и статусе депутатов позволяют применить такую меру в их отношении».

Избирательная комиссия РД уже неоднократно подчёркивала, что избирательное право – одна из самых сложных и динамично развивающихся подотраслей конституционного права. Разобраться во всех его тонкостях непросто не только обывателям, но порой и даже профессиональным юристам. В связи с этим Избирком РД продолжает разъяснять отдельные аспекты законодательства, учитывая, что в её полномочия входит, кроме прочего, и повышение правовой культуры избирателей.

В соответствии с пунктами 1.1, 1.3 и 1.4 статьи 12 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

– депутат, избранный в составе списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, не вправе выйти из фракции, в которой он состоит. Указанный депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран;

– депутат, избранный в составе списка кандидатов соответствующей политической партии, вступивший в политическую партию, которая имеет фракцию в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, входит в данную фракцию и не вправе выйти из неё;

– несоблюдение этих требований влечёт за собой досрочное прекращение депутатских полномочий.

Как применять эти нормы? Обратимся к практике Конституционного суда РФ, который в феврале текущего года рассмотрел подобный вопрос по делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Т. И. Романовой (Постановление от 28 февраля 2012 года № 4-П).

 

Конституционное основание

 

Конституционный суд РФ по данному делу указал: «…Положение ‘‘депутат может быть членом только той политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран’’ означает, что депутат не вправе поменять свою партийную принадлежность, но не исключает беспартийности депутата, вышедшего из партии, по списку которой он избран. Названный федеральный закон однозначно говорит о том, что депутат не вправе выйти из фракции. Нарушение депутатом именно этого запрета и является основанием лишения его депутатского мандата – иное означает лишение мандата по усмотрению фракции политической партии в парламенте, то есть независимо от воли самого депутата.

Понятие «выход из фракции», таким образом, не поддаётся двойному толкованию с точки зрения правового смысла, его приравнивание к понятию «исключение из фракции» недопустимо, что находит подтверждение и в действующем избирательном законодательстве…

Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»… не предусматривает иных условий обязательного вхождения депутата во фракцию, кроме факта избрания по партийному списку, не предполагает правомочия фракции исключить депутата из своего состава и, соответственно, не наделяет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации правомочием досрочно прекратить полномочия депутата в связи с исключением его из фракции…

Таким образом, положения пункта 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» ... не предполагают возможность исключения депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации из фракции, в которой он состоит в соответствии с пунктом 4 статьи 4 данного Федерального закона, и досрочного прекращения его депутатских полномочий вследствие выхода его из политической партии, в составе списка кандидатов которой он был избран депутатом…»

Полагаем, что приведённые выводы Конституционного суда РФ обязательны и достаточны для правильного толкования всеми норм законодательства в части досрочного прекращения полномочий депутатов Народного Собрания РД.

Избирательная комиссия Республики Дагестан в очередной раз выражает благодарность всем средствам массовой информации, на страницах которых идёт дискуссия по вопросам применения законодательства, что, несомненно, позитивно влияет на этот процесс.

Номер газеты