«Наши неадекватно ведут себя»

Сессия Народного собрания Дагестана, прошедшая 30 марта, побила многие рекорды: по времени (шла более 5 часов), по количеству рассматриваемых вопросов (30 пунктов повестки дня), по количеству вопросов, задаваемых депутатами друг другу и приглашённым, по степени открытости этих самых вопросов. Рекорд был бит и по той интриге, что разворачивалась вокруг выступлений министра ВД по РД Абдурашида Магомедова или мэра Махачкалы Мусы Мусаева.

Отметим, что выступлением министра ВД по РД Абдурашида Магомедова сессия началась, а докладом мэра Махачкалы Мусы Мусаева сессия завершилась. Полемика вокруг того, что происходит с жилищно-коммунальным хозяйством Махачкалы, была настолько насыщенной (как по количеству вопросов, задаваемых мэру, так и по составу участников), что «Черновик» решил рассказать о ней в отдельной статье (см. «Все секреты Махачкалы», стр. 6 – «ЧК»). Скажем сразу, что Мусаева покритиковали. Несмотря на то что он старался держаться молодцом, выступал без бумажки и говорил уверенным голосом, ему предложили исправлять недочёты, принимать решения, больше думая о развитии города, о том, чтобы нынешние решения в будущем не множили существующих проблем…

 

То ли есть, то ли нет…

 

Абдурашид Магомедов отчитывался за деятельность дагестанского МВД в 2016 году. Видимо, учитывая занятость министра, а также насыщенность повестки дня, сессию решили начать с него, отменив даже внепротокольные выступления фракций, предваряющие работу парламента.

По словам министра, 2016 год для системы МВД по РД в целом был неплох. В системе МВД появилось два новых подразделения: Управление по внутренней миграции и Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. В свою очередь, из МВД по РД был выведен ряд подразделений, что сократило общую численность министерства на 2 559 человек.

В 2016 году зарегистрировано 15 810 преступлений, что на 4,5% больше, чем в 2015 году. Министр отмечает рост преступности в 35 городах и районах, но связывает это с активизацией деятельности органов полиции.

«В целом рост произошёл за счёт массива неопасных преступлений. Число (преступных) деяний, по которым предварительное следствие не обязательно, увеличилось на 13%. А число опасных деяний, по которым предварительное следствие обязательно, уменьшилось на 2%», – сообщил Магомедов. Кроме того, в докладе, розданном депутатам, говорилось, что «существенное влияние на рост регистрируемой преступности оказала и реализация комплекса совместных с прокуратурой мероприятий по обеспечению полноты учёта и регистрации заявлений и сообщений граждан». Напомним, что в прошлом году прокуратура достаточно резко потребовала от МВД учитывать и регистрировать (в районных отделениях) все заявления граждан, сообщающих о преступлениях.

На территории 15 МО, в том числе Махачкалы, уровень преступности сократился. Наибольшие темпы снижения преступности зафиксированы в Докузпаринском (-95,7%), Тляратинском (-45,2%), Сулейман-Стальском (-25,5%), Бабаюртовском (-22,1%) районах.

Уровень преступности по итогам года составил 524,3 преступления на 100 тысяч населения, что в полтора раза меньше, чем по СКФО (760), и в 2,8 раза меньше, чем в среднем по России (1 474). Тяжкие и особо тяжкие преступления, посягательства уменьшились на 3,3% (4 130 против 4 270), и их удельный вес от общего числа зарегистрированных преступлений составил 26,1% (2015 г. – 28,2%). Существенно меньше произошло в прошлом году убийств, изнасилований, разбоев, краж и грабежей. И эта тенденция в этом году сохраняется.

Раскрыто почти 82% преступлений, установлены и привлечены к уголовной ответственности  9 396 человек (244 из них – не жители Дагестана). На стадии приготовления и покушения предотвращено 288 преступлений. Подавляющее большинство преступлений, утверждает министр, совершены теми, кто не имеет работы или постоянного источника доходов (77%). Этот тезис озвучивается им уже третий год, но справедливости ради отметим, что в 2015 году таковых лиц было 82%. Магомедов отмечает, что по этому показателю Дагестан в первой десятке по стране.

Увеличилось количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и наркотиков. Преступлений, связанных с оружием, выявлено на 27,9% больше, чем в 2015 году (94,1% таких преступлений выявлено сотрудниками МВД). Изъяты автоматы, пулемёты, гранатомёты и прочие виды оружия. Пресечена деятельность мастерских по криминальному изготовлению и переделке оружия. Рост данного вида преступлений министр связывает с деятельностью НВФ, совершающих преступления как террористического характера (посягательства на сотрудников правоохранительных органов), так и общеуголовного (убийства, разбои и пр.).

Министр говорил и о сложностях. Он не видит улучшения в наркоситуации: Дагестан, несмотря на предпринимаемые министерством меры, находится в первой десятке российских регионов с наибольшим удельным весом подобных преступлений.

«Масштабы явления, к сожалению, не уменьшаются», – говорит министр и приводит следующие цифры: удельный вес наркопреступлений в общем количестве преступлений в 2016 году составляет 16%.

МВД в 2016 году раскрыло вдвое больше наркопреступлений, совершённых организованными группами, чем в 2015 году, и изъято 175 кг наркотических веществ различного вида. «Рост числа подобных преступлений отмечен в 30 городах и районах Дагестана», – говорит Магомедов.

Рассказал министр и о ситуации в бандподполье. По его словам, на 22,6% (на 114) увеличилось количество фактов организации НВФ или участия в нём. В Дагестане в прошлом году 35 раз вводился режим КТО, и уже третий год нет преступлений, квалифицируемых по ст. 205 УК РФ («Терроризм»). Магомедов рассказал, что после подрыва Джемикентского поста «в течение года мы зачистили южное направление», были также убиты 99 боевиков, из которых 17 главарей, ликвидировано четыре группы: «Гунибская», «Избербашская», «Махачкалинская» и «Южная».

На данный момент, утверждает министр, в рядах НВФ на территории Дагестана около 30 дагестанцев. Основная масса членов НВФ – 1 241 человек, находящийся в розыске, воюет в Сирии. Министр связывает с их возможным возвращением ухудшение ситуации в республике. По его словам, в ходе совместных мероприятий с ФСБ ими было убито 4 и задержано 20 человек, вернувшихся из зоны сирийского конфликта в Дагестан. Также была задержана группа, изготавливавшая фальшивые паспорта для желающих вернуться в страну. Магомедов анонсировал передачу в СМИ, где будут приводиться показания задержанных недавно членов «спящей группировки».

Под конец он поблагодарил руководство республики и парламента за ту помощь, которую с их подачи оказывают местные власти участковым уполномоченным, а также (видимо, в свете последнего антикоррупционного митинга) заявил, что силами МВД не допущено нарушений правопорядка на 547 общественно-массовых мероприятиях. «Несмотря на то что этих мероприятий много, мы не отвлекаемся при этой работе, а считаем обеспечение там порядка своей задачей и дальше будем взаимодействовать с властью», – сказал министр (см. авторскую колонку на 4 стр. – «ЧК»).

 

«Я не убивал Ахмеднабиева!»

 

Абдурашид Магомедов рассказал, что в 2016 году на 6,3% больше выявлено преступлений экономического характера, то есть 1 943, из которых 854 – тяжкие и особо тяжкие преступления, а 546 – совершены в особо крупном размере. Установлены 1 044 лица, совершивших 1 194 преступления экономической направленности, по которым уголовные дела направлены в суд.

Министр в докладе тщательно избегал вопроса о постановке на контрольно-профилактический учёт лиц, склонных к экстремистской или террористической деятельности. И если раньше озвученные цифры поставленных на учёт были чуть ли не предметом гордости, то теперь этих данных не было вообще.

Казалось, что министр вообще об этом ничего не скажет, но депутаты эту тему не замолчали.

Первый вице-премьер Сайгидахмед Ахмедов похвалил министра за то, что особо тяжких преступлений стало меньше, но его избиратели жалуются на профучёт. «Многие из тех, кто на нём состоит, даже не знают, что там находятся. Как ведётся эта работа?» – спросил парламентарий. Министр, на этой неделе направивший в суд документ, в котором говорилось, что все приказы о постановке на учёт и соответствующие регламенты уничтожены и, следовательно, такая работа не ведётся, стал говорить, что эта работа регламентирована законами подзаконными актами, что учёты ведутся только в отношении тех, кто склонен к нарушению закона. Привёл как пример постановки на учёт семейных дебоширов и алкоголиков и отметил, что никогда на учёт не ставились лица в зависимости от их отношения к религии. Это вызвало у многих присутствующих ироничную улыбку. Министр зачем-то стал говорить про теракт в Волгограде, совершённый дагестанцами, затем – о другом нашем земляке, стрелявшем в Москве, на Красной площади, из автомата, о стреляющих свадьбах… «Наши неадекватно себя ведут… Мы должны понимать, с кем имеют дело», – зачем-то сказал Магомедов, видимо, таким образом аргументируя необходимость контрольно-профилактического учёта. Также он сказал, что механизм снятия с учёта не является каким-то мёртвым, и если становится известно, что на учёт поставлен человек по ошибке, то учёт отменяется. Напомним, что зачастую на контрольно-профилактический учёт люди попадают по рапорту участкового, который, как доказывает практика, не всегда даже знает, кого именно он включает в «список неблагонадёжных». Снять с учёта можно двумя способами: в судебном порядке и если на соответствующем документе будет подпись министра…

Другие вопросы были менее острыми, но актуальными. Депутат Амирхан Амирханов спросил, будут ли открыты улицы Оскара и Горького, а также как быть, если в РОВД сотрудники не пускают депутата НС РД и не дают проносить гаджет? Министр обещал, что в скором времени улицы будут разблокированы, а тем сотрудникам, что препятствуют депутатам НС РД проходить в РОВД, причём с гаджетами, будет «некомфортно».

Депутат Салих Гаджиев (экс-сотрудник МВД) попросил министра сделать публичными, хотя бы для НС РД, данные об изъятом оружии, так как «бытует мнение, что изъятое оружие снова попадает в оборот». Магомедов обещал предоставить такой список, с идентификационными номерами и указанием обстоятельств изъятия оружия, но категорически отрицал, что ранее изъятое оружие может попасть снова в оборот, так как оно является вещдоком, а после решения суда уничтожается в Ростове. «Такое возможно только в том случае, если здание МВД ограбят», – сказал министр.

Депутат Исмаил Магомедшарипов поразил и министра, и присутствующих своим рассказом. Он начал с того, что поставил всех в известность о том, что он действующий сотрудник полиции, хоть и на пенсии, а затем сообщил о том, как встретился со своим знакомым, ранее «работавшим в отделе убийств».

«Он мне сказал, что я основной подозреваемый в деле по убийству журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева. Хочу сказать, что это не так и что лучше следствию сосредоточиться на реальных делах. Я с Ахмеднабиевым не пересекался, я тоже имею собственное мнение, но не считаю, что за мнение нужно кого-то убивать…» – сказал Магомедшарипов. Министр успокоил депутата, напомнив, что есть презумпция невиновности, а что касается заявлений того полицейского, по мнению Магомедова, «это был не совсем адекватный сотрудник».

Были вопросы о компенсациях родственникам погибших и раненых сотрудников полиции, а также их наградах (Омаргаджи Алиев, Магомед Курбанов). Министр сообщил, что 47 семей ещё не получили компенсации, но к концу года эта задолженность будет закрыта, а что касается наград, то наградные дела на погибших сотрудников находятся в МВД России и надо дождаться завершения процедуры. Вопрос задал из области, очень близкой своей прежней деятельности (обеспечение безопасности на сетях «Черномортранснефть»), депутат Мухтарпаша Умаханов. Он попросил министра активизировать борьбу с врезками в нефтяные магистрали в Северной зоне Дагестана…

Председатель правительства в НС РД был активен, но за бюджет ему отвечать не пришлось

 

Снова дефицит?

 

Спустя три месяца после принятия профицитного бюджета Народное собрание утвердило первые поправки к нему. В общем доходы были сокращены на 1,671 млрд, а расходы – на 895 млн и составили 97,977 млрд и 94,167 млрд соответственно. Оказалось, что удалось выторговать у федерального центра дополнительные трансферты на 2,7 млрд, но собственные доходы пришлось урезать на 4,467 млрд рублей. Это почти на 14% меньше ранее утверждённых назначений. Выступающий с докладом и. о. министра финансов Юнус Саадуев объяснил, что такой резкий секвестр связан с рисками при приватизации газораспределительных сетей.

Впрочем, он заверил, что поправки не затрагивают социально значимые выплаты. На 1,230 млрд обеднели госпрограммы, из них 687 млн из федерального бюджета. Республиканская инвестиционная программа уменьшилась на 1 млрд 57 млн, затраты по министерствам и ведомствам – на 1,532 млрд. Ещё на 921 млн сократили субсидии районам и городам.

Депутат Махмуд Махмудов вступился за Агентство по предпринимательству и инвестициям РД, которое, по его словам, «старается, привлекает колоссальные инвестиции, хоть что-то и не получается». Финансирование ведомства сократили на 167 млн (изначально было 293 млн). Но Саадуев отрезал, сославшись на недофинансирование из центра по этому направлению.

Депутат Магомедхан Арацилов вступился за Таловскую школу (Тарумовский район), на которую в первоначальном варианте бюджета было предусмотрено 30 млн. Здесь слово взял Рамазан Абдулатипов, пообещав найти деньги до конца года. «У нас очень много разговоров идёт, когда надо что-то сокращать, и полное молчание, когда надо заработать. Вы знаете, что по газовым сетям есть указание президента, премьер-министра, договорённость с Миллером (глава Газпрома – «ЧК»). Но, к сожалению, экономическая ситуация сказывается и на таких крупных компаниях как Газпром. На какой-то период нам рекомендовано отложить реализацию ГРС», – добавил он.

Хизри Шихсаидов вспомнил о переходящих объектах незавершённого строительства. Их общая стоимость составляет 42 млрд рублей, и некоторые стоят ещё с 1989 года: «Мы каждый год проводим инвентаризацию, знаем, какие у нас объекты. Для чего их держать на балансе? Мы несколько лет только теряем на то, чтобы определить их цену, вместо того чтобы избавиться от них». Абдусамад Гамидов заверил, что по приватизации объектов есть дорожная карта с жёсткими сроками: «Этим вопросом занимается мой заместитель – Толстикова Екатерина Андреевна. И до 1 июня мы эту работу завершим, чтобы можно было их выставить на продажу». ]§[

Номер газеты