Народный президент Дагестана. Версия 7.0

Седьмое по счёту СМС-голосование за звание «Народный президент Дагестана» к подведению итогов принесло свои сюрпризы: на фоне самоотстранившихся от конкурса представителей муфтията РД и традиционно лидирующего в голосовании Сайгидгусейна Магомедова серьёзная борьба развернулась за вторые и третьи позиции. Видно, что для представителей групп поддержки этих кандидатов важно, как они воспринимаются в обществе.

О результатах СМС-голосования скажем чуть ниже. Пока же предлагаем пройтись по основным политическим событиям как в стране, так и в нашей республике.

 

Внутрикомандная борьба

 

22 марта, ближе к 11:00, многие редакции обнаружили в своих электронных ящиках сообщение о том, что в домовладениях руководства министерства образования и науки Дагестана проводятся обыски. Следователи Следственного управления СКР по РД совместно с сотрудниками ОРЧ №3 (УБЭиПК) полиции ГУ МВД России по СКФО искали в доме министра образования Шахабаса Шахова, находящегося по соседству с домом главы РД Рамазана Абдулатипова, доказательства преступной деятельности, но ничего, кроме официально зарегистрированных семи единиц охотничьего и прочего оружия, не нашли. Обыски прошли и в домах других сотрудников Минобразования.

Следствие считает, что в 2014–2016 годы подозреваемый потребовал и получил от генерального директора ООО «Оздоровительный центр “Южный”» взятку в виде денежных средств в размере более 1 миллиона рублей за право заключения государственных контрактов на оздоровление детей. По некоторым данным, вопросы у следствия имеются и к строительству школы нового поколения в Каспийске.

Практически сразу появились комментарии, что действия следственных органов – это ослабление позиций главы РД, связанных с уходом на повышение экс-начальника СУ СКР по РД Эдуарда Кабурнеева. Однако, по данным «Черновика», ситуация вокруг Минобра – это результат внутрикомандной борьбы, никак не направленной на имиджевые удары по руководству республики. Отметим, что, несмотря на проводившиеся у министра обыски, нигде официальных сообщений об этом нет: везде фигурируют подчинённые министра. В то же время известно, что этого удалось добиться только благодаря личному вмешательству Абдулатипова.

Несмотря на заступничество первого лица, понятно, что в ближайшее время кабинет министра претерпит изменения: Абдулатипов неоднократно делал замечания Шахову на различных совещаниях, призывая изменить ситуацию в дагестанском образовании и всем тем, что с ним связано, но призывы, судя по развитию событий, не были реализованы…

 

Религиозный разлом

 

Как событие федерального масштаба прошла новость о выходе муфтията Дагестана из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Согласно официальной версии, озвученной на сайте республиканского муфтията, «семенем непонимания и камнем преткновения» стало распространение в республиках Северного Кавказа газеты «Ас-Салам».

«Единственной целью широкого распространения этой газеты является просвещение россиян, особенно её мусульманской части, в вопросах традиционного ислама по двум мазхабам, которым следуют мусульмане России: по правовой школе имама Абу Ханифы и по правовой школе имама Шафии. Также газета на протяжении многих лет эффективно проводит на территории Российской Федерации серьёзную работу антиэкстремистской направленности», – гласит заявление муфтията РД. Затем издание LIFE распространило комментарии «исламоведа» Романа Силантьева и советника муфтия Айны Гамзатовой, где акцент делается на подконтрольности муфтияту РД трети всех мечетей Северного Кавказа, и, следовательно, их уход из КЦМСК «способен радикально изменить всю ситуацию в исламской умме (сообществе) страны».

Напомним, что о возможной самостоятельной роли дагестанского муфтията «Черновик» писал ещё в 2012 году («ЧК» №37 от 21.09.2012 г., «Большие проекты Рамзана Кадырова?»). Тогда, в частности, газета писала, что в 2012 году КЦМСК покинул муфтият Чечни, обосновав это тем, что «КСМ – это лишь название, а сама структура не решает реальных проблем мусульман Северного Кавказа». Там же мы указывали, что руководитель КЦМСК, муфтий КЧР Исмаил Бердиев предлагал Ахмад-хаджи Абдулаеву возглавить эту структуру, но он отказался.

«Бердиев заявил ИА «Кавказский узел», что если муфтий Дагестана передумает, то готов уступить ему своё место… (Отметим, что если Ахмад-хаджи возглавит КЦМСК и сможет взять на себя реальную ответственность за мусульман всего Северного Кавказа, то это позволит ему превратить КСМ во второй публичный влиятельный религиозный центр. Но этого пока не происходит)», – писал «ЧК» в том году.

Теперь же, судя по тому, как развивается ситуация, настроения изменились.  LIFE сообщает, что осенью 2016 года Абдулаев желал войти в состав Межрелигиозного совета России. В этот совет входят представители всех традиционных религиозных конфессий России, а исламский блок представлен председателем Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином, председателем Центрального духовного управления мусульман России Талгатом Таджуддином (кстати, с ним Путин встречался 21 марта и обсуждал вопросы уммы России) и Бердиевым. Вхождение в межрелигиозный совет резко увеличило бы статус дагестанского муфтията, показывая его влияние на федеральном уровне. Пока же, как предполагает издание, Абдулаев будет взаимодействовать с этим советом через муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, вошедшего в названный совет 22 февраля.

Действия муфтията РД нельзя рассматривать в отрыве от того, что происходит в целом на религиозном поле страны.

Образно исламский мир России можно разделить на несколько географических групп с условными названиями: московско-татарский мир, северокавказский (до выхода из него Дагестана) и чеченский. Последний характеризуется различными самостоятельными проектами, в частности, связанными с «фетвами против ваххабизма», созданием под патронажем Чечни федерального исламского телеканала, проведением различных исламских конференций и пр.

Выход из КЦМСК Дагестана привёл к тому, что северокавказский исламский мир формально раздроблен и де-факто не может представлять всех мусульман Северного Кавказа. В то же время сам дагестанский муфтият пока ещё (в бюрократическом плане) не достаточно окреп, чтобы заявить о себе на федеральном уровне.

Кстати, с первым заместителем Самигуллина – Рустамом Батровым – связан скандал в конце февраля этого года. Он в достаточно обширной статье «Учение Абу Ханифы попало в ДУМ РТ под негласный запрет?» стал говорить о том, что учение Абу Ханифы и ханафитский мазхаб – это де-факто разные понятия. Это вызвало серьёзный спор в «московско-татарском исламском мире», что привело к определённой раздробленности местной уммы.

Аналогичные процессы наблюдаются и в православном мире. Видно, что интриги вокруг передачи Исаакиевского собора (Санкт-Петербург) в пользование РПЦ, а также народные возмущения этим (в городе на Неве 18 марта прошёл митинг против такой передачи храма) привели к тому, что власти страны решили несколько отстраниться как от патриархата, так и властей Северной столицы. Активность РПЦ, особенно после заявлений отдельных, близких к религиозной структуре лиц, что в поддержку передачи Исаакия выйдут множество православных, судя по всему, Кремль насторожила. Поэтому встреча, прошедшая 16 марта между Владимиром Путиным и Митрополитом Московским и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви Корнилием (чего, кстати, на официальном уровне не было последние 350 лет), показывает, что глава государства может отойти от поддержки РПЦ.

 

Откройтесь, полиция…

 

В прошлом номере, оценивая деятельность министра ВД по РД Абдурашида Магомедова, «Черновик» писал об отстранении от должности начальника Кировского РОВД Махачкалы Арсена Айдиева. Мы писали, что отстранение Айдиева было связано с обнаружением на его территории игровых залов, функционировавших якобы с его согласия.

«Черновику» удалось уточнить информацию: игровые клубы были лишь формальной причиной для министра. Реальная причина заключалась в том, что к Магомедову неоднократно приходила информация, что Айдиев якобы потратил только на каркас своего будущего особняка с бассейном около 15 млн рублей. Министр, как утверждают источники «Черновика», долгое время этому не верил: Айдиев был на хорошем счету в системе МВД, добившись высоких показателей за счёт введения на территории РОВД фактически казарменного режима. Но коллеги министра ВД по РД показали ему фотографии каркаса, а также предоставили информацию, что сам особняк зарегистрирован на одного из близких родственников Айдиева. Тогда министром была сформирована группа во главе с полковником Левомудином Алаевым для проверки этих сведений. Данная группа и обнаружила практически открыто функционирующие пять игровых залов на территории Новой автостанции Махачкалы. Среди других источников дохода Айдиева информаторы называют незаконное строительство и строителей-мигрантов, орудующих на территории Кировского района Махачкалы.

Проверку, по данным «ЧК», немного усложняет то, что Айдиев, как предполагается, отдавал поручения своему заму – Нариману Исмаилову. Его, по некоторым данным, отдельные сотрудники называют прорабом. Якобы за активность в участии строительства особняка Айдиева.

Ещё один эпизод, связанный с Кировским РОВД Махачкалы, произошёл недавно. В соцсетях разошёлся видеоролик драки молодых людей с сотрудниками ППС. Задержанные молодые люди оказались сыновьями прапорщика полиции, работающего на проходной в Кировском РОВД. Драчунов отец сам привёл в райотдел, где, оформив на них мелкое хулиганство и из уважения к коллеге, отпустили. Но после появления видеоролика в соцсетях отца с сыном снова пригласили в РОВД, где после обнаружения у сына полицейского наркотиков возбудили уголовное дело. А отца отправили на пенсию…

 

Народный результат

 

Народным президентом стал руководитель УФК РФ по РД Сайгидгусейн Магомедов. На второе место пытался прорваться Ильяс Умаханов, но команда поддержки подключилась слишком поздно. Второй – Зиявудин Магомедов.

Сайгидгусейн МагомедовЗиявудин МагомедовИльяс Умаханов

Напомним, что «Черновик» старается проводить голосование за звание Народного президента Дагестана регулярно, раз в полгода. Поэтому у команд поддержки того или иного политика есть возможность (при желании) подготовиться, оценить свои электоральные возможности, способности по мобилизации своих ресурсов…

«Черновик» традиционно предупреждает, что данный вид голосования – выражение политической поддержки тому или иному кандидату путём отправки СМС – не является идеальным и тем более научным. Тем не менее (и этот тезис мы часто повторяем) результаты СМС-голосования по своему механизму отчасти повторяют реальные выборы. Нужно понимать, что на выборах не всегда побеждают те, кто на самом деле популярен в народе, а те, кто (чья команда) более организован, активен и мобилен, готов жертвовать материальные и человеческие ресурсы для достижения победы. И это правило применимо не только к дагестанским выборам. Это мировая практика.  ]§[

____________________________________

 

Для подведения итогов СМС-голосования мы суммировали еженедельные результаты каждого кандидата в Народные президенты Дагестана, а затем делили на количество недель, в течение которых шло голосование. Полученный средневзвешенный голос является итоговым показателем. Лицо с наибольшим показателем средневзвешенных голосов является победителем, то есть «Народным президентом Дагестана»! Данный рейтинг не претендует на научность.

Номер газеты